Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа
Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
Пример:
Экскурсии по Карелии
Организация загородного отдыха в пригороде Костомукши
Услуги по организации каникул школьников и студентов
и т.д.
Выбор идеи
Доработка, оценка, усовершенствование первоначальных идей.
Пример:
Агентство, предоставляемое экскурсионные услуги по Карелии, с основным упором на организацию отдыха школьников.
Проработка идеи
Работа над выбранной идеей.
Пример:
Более тщательная проработка услуг. Экскурсии на о.Кижи, о.Валаам, о.Соловки, водопад Кивач, Рускеала. Разработка маршрутов. Проработка идеи для отдыха школьников – каникулы в загородном доме. Организация проведения каникул, тематических вечеров в различных стилях и т.д.
Воплощение идеи
Создание проекта с использованием всего изученного материала курса.
Пример:
Изучение спроса на данную услугу (подготовка и проведение анкетирования), определение ценовой политики, составление SWOT-анализа, изучение конкурентной среды, разработка действий по выживанию среди конкурентов, разработка и планирование рекламной компании, план переговоров с предполагаемыми инвесторами.
Демонстрация результатов
Выступление перед аудиторией, озвучивание своей работы, защита работы.
Пример:
Группа демонстрирует свои результаты.
Подведение итогов
Обсуждение проблем, возникших в ходе работы.
В ходе изучения разработанного нами курса «Основы предпринимательства» учащиеся получат базовые знания, умения и навыки по данному направлению, выполнение проектной деятельности поможет закрепить их, что позволит в дальнейшем применять знания на практике.
Изучение данного курса будет способствовать распространению знаний по основам ведения предпринимательской деятельности среди учащихся старших классов образовательных учреждений, формированию положительного имиджа малого предпринимательства с целью дальнейшего привлечения школьников для работы в малом предпринимательстве.
Предполагаемая результативность курса:
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму.
Интерес к предпринимательству со стороны школьников и их родителей как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный уровень жизни, становится все более устойчивым. В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике.
Предпринимательская подготовка школьников позволяет по-новому решать такие актуальные для развития системы образования и общеобразовательных учреждений проблемы, как:
С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности.
Обучение предпринимательству в рамках среднего образования приобретает в современных условиях особую значимость, поскольку сама психологическая готовность учащихся и зачастую их практическое включение в конкретную экономическую деятельность резко контрастируют с уровнем экономической подготовки, которую в состоянии предложить сегодня школа.
Наиболее существенным моментом в организации изучения основ предпринимательства в школе, залогом его успешности, является соответствие социальному заказу общества, национальным традициям, учет реального состояния и прогноза экономического развития страны. Поэтому при решении задач, связанных с разработкой педагогических условий, наиболее эффективным нам представляется подход к обучению, который опирается на: исторические предпосылки и теоретические основы предпринимательства; формирование таких качеств личности школьников, как организованность, работоспособность, готовность к сотрудничеству, коммуникативность, воля, саморегуляция, поисковая активность.
На современном этапе развития страны перед школой встали принципиально новые задачи, поскольку необходимо готовить учащихся к жизни и работе в новых экономических условиях перехода к рынку и становления рыночной экономики, и профильная подготовка обладает существенными возможностями для экономического образования и воспитания учащихся.
В настоящее время ведущими учеными в сфере экономического образования проделана большая работа по отбору содержания, разработке программ, методических рекомендаций, учебников по основам предпринимательства для школьников. Однако предпринимательская деятельность часто рассматривается вне связи с реальной составляющей процесса производства изделий или оказания услуг, отсутствует перечень экономических понятий, которыми должны овладеть учащиеся, нет специальных разделов (курсов), обеспечивающих целостное освоение школьниками экономической грамотности. Используемые формы и методы подготовки не позволяют в должной мере включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность, развить качества личности, характерные для успешного предпринимателя.
Обучение предпринимательству должно быть практикоориентированным, поэтому наряду с теоретическими курсами необходимо вводить прикладные разделы обучения, основными задачами которых являются осуществление процесса обучения в соответствии с характером изучаемой деятельности, формирование компетентности учащихся в изучаемых вопросах развитие интереса и самоопределения в сфере предпринимательства.
Повышение эффективности обучения предпринимательству школьников требует дальнейшего научного поиска. Прежде всего, необходима разработка комплексной программы подготовки учителя к обеспечению педагогической деятельности по реализации двухуровнего обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки учащихся основной школы и профильного обучения старшеклассников.
Форма анкеты для учащихся старших классов средних школ
Уважаемые учащиеся!
Просим ответить Вас на следующие интересующие нас вопросы
(выберите, пожалуйста, подходящий Вам ответ или впишите свой собственный)
- 9
- 10
- 11
- да
- нет
- да
- нет
- да
- нет
- всегда индивидуально
- чаще индивидуально, но иногда в группах
- чаще в группах, но иногда индивидуально
- только в группах
- другое ______________________________
- да
- нет
______________________________
- да
- нет
Благодарим за ответы!
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Основы предпринимательства»
Класс: 10 класс |
Количество часов в год – 34 часа; в неделю – 1 час |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы предпринимательства» составлена на основе программы курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников», реализуемой в Шолоховской гимназии станицы Вешенская Ростовской области (автор Софина Е.П.).
Переход к рыночной экономике, юридическое признание прав собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний. Восполнить пробел в знаниях, и призвано изучение основ малого бизнеса. Особо важным представляется введение данного учебного курса в условиях выхода экономики из мирового кризиса.
Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»