Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ В ПЕЧАТЬ.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

Пример:

Экскурсии по Карелии

Организация загородного отдыха в пригороде Костомукши

Услуги по организации каникул школьников и студентов

и т.д.

Выбор идеи

Доработка, оценка, усовершенствование первоначальных идей.

Пример:

Агентство, предоставляемое экскурсионные услуги по Карелии, с основным упором на организацию отдыха школьников.

Проработка идеи

Работа над выбранной идеей.

Пример:

Более тщательная проработка услуг. Экскурсии на о.Кижи, о.Валаам, о.Соловки, водопад Кивач, Рускеала. Разработка маршрутов. Проработка идеи для отдыха школьников – каникулы в загородном доме. Организация проведения каникул, тематических вечеров в различных стилях и т.д.

Воплощение идеи

Создание проекта с использованием всего изученного материала курса.

Пример:

Изучение спроса на данную услугу (подготовка и проведение анкетирования), определение ценовой политики, составление SWOT-анализа, изучение конкурентной среды, разработка действий по выживанию среди конкурентов, разработка и планирование рекламной компании, план переговоров с предполагаемыми инвесторами.

Демонстрация результатов

Выступление перед аудиторией, озвучивание своей работы, защита работы.

Пример:

Группа демонстрирует свои результаты.

Подведение итогов

Обсуждение проблем, возникших в ходе работы.

 

В ходе изучения разработанного нами курса «Основы предпринимательства» учащиеся получат базовые знания, умения и навыки по данному направлению, выполнение проектной деятельности поможет закрепить их, что позволит в дальнейшем применять знания на практике.

Изучение данного курса будет способствовать распространению знаний по основам ведения предпринимательской деятельности среди учащихся старших классов образовательных учреждений, формированию положительного имиджа малого предпринимательства с целью дальнейшего привлечения школьников для работы в малом предпринимательстве.

Предполагаемая результативность курса:

  • Учащиеся должны усвоить основные экономические понятия, предложенные к изучению программой курса.
  • Учащиеся должны отработать навык анализа экономической информации.
  • В рамках работы над проектом школьники должны получить теоретические знания и сформировать первичный навык перспективного бизнес - планирования.
  • В качестве практической иллюстрации результатов работы ребят должен выступить подготовленный ими бизнес - план.

Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму.

 

Выводы по третьей главе

 

Интерес к предпринимательству со стороны школьников и их родителей  как сфере деятельности, позволяющей максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный  уровень жизни, становится все более устойчивым.  В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике.

Предпринимательская подготовка школьников позволяет по-новому решать такие актуальные для развития системы образования и общеобразовательных учреждений проблемы, как:

  • Развитие личности школьника и педагога;
  • Реализация деятельностно-компетентностного подхода в обучении;
  • Воспитание школьников (духовно-нравственное, трудовое, экономическое, экологическое и др. аспекты);
  • Профессиональная ориентация учащихся;
  • Партнерство с вузами;
  • Партнерство с бизнесом, привлечение предпринимателей к образовательному процессу;
  • Социализация и социальная адаптация учащихся;
  • Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.

 

 

 

Заключение

 

С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности.

Обучение предпринимательству в рамках среднего образования приобретает в современных условиях особую значимость, поскольку сама психологическая готовность учащихся и зачастую их практическое включение в конкретную экономическую деятельность резко контрастируют с уровнем экономической подготовки, которую в состоянии предложить сегодня школа.

Наиболее существенным моментом в организации изучения основ предпринимательства в школе, залогом его успешности, является соответствие социальному заказу общества, национальным традициям, учет реального состояния и прогноза экономического развития страны. Поэтому при решении задач, связанных с разработкой педагогических условий, наиболее эффективным нам представляется подход к обучению, который опирается на: исторические предпосылки и теоретические основы предпринимательства; формирование таких качеств личности школьников, как организованность, работоспособность, готовность к сотрудничеству, коммуникативность, воля, саморегуляция, поисковая активность.

На современном этапе развития страны перед школой встали принципиально новые задачи, поскольку необходимо готовить учащихся к жизни и работе в новых экономических условиях перехода к рынку и становления рыночной экономики, и профильная подготовка обладает существенными возможностями для экономического образования и воспитания учащихся.

В настоящее время ведущими учеными в сфере экономического образования проделана большая работа по отбору содержания, разработке программ, методических рекомендаций, учебников по основам предпринимательства для школьников. Однако предпринимательская деятельность часто рассматривается вне связи с реальной составляющей процесса производства изделий или оказания услуг, отсутствует перечень экономических понятий, которыми должны овладеть учащиеся, нет специальных разделов (курсов), обеспечивающих целостное освоение школьниками экономической грамотности. Используемые формы и методы подготовки не позволяют в должной мере включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность, развить качества личности, характерные для успешного предпринимателя.

Обучение предпринимательству должно быть практикоориентированным, поэтому наряду с теоретическими курсами необходимо вводить прикладные разделы обучения, основными задачами которых являются осуществление процесса обучения в соответствии с характером изучаемой деятельности, формирование компетентности учащихся в изучаемых вопросах развитие интереса и самоопределения в сфере предпринимательства.

Повышение эффективности обучения предпринимательству школьников требует дальнейшего научного поиска. Прежде всего, необходима разработка комплексной программы подготовки учителя к обеспечению педагогической деятельности по реализации двухуровнего обучения предпринимательству в процессе технологической подготовки учащихся основной школы и профильного обучения старшеклассников.

 

Библиографический список

 

 

  1. Авдеев, С.В. Основы бизнеса. Пособие для сдачи экзамена [Текст]/ С.В. Авдеев, Е.А. Замедлина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. — 190 с.
  2. Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры [Текст]/ А.И.Агеев. – М.: Изд-во Наука, 1991. – 106 с.
  3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]/ В.И.Андреев. – Казань: Издательство Казанского университета, 1988 – 237 с.
  4. Батышев, С.Я. Основы профессиональной педагогики [Текст]/ Под ред. С.Я.Батышева и С.А.Шапоринского. – М.: Высшая школа, 1977, - 504 с.
  5. Бахтина, Т.Г. Элективный курс для основной школы «Домашняя экономика. Основы предпринимательства» [Электронный ресурс]/ Т.Г.Бахтина. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512867/
  6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. А.С.Белкина – М.: Академия, 2000. – 192 с.
  7. Ветлугин, М.Д. Основы предпринимательства в школе: опыт создания первого межшкольного проекта [Текст]/ Экономика в школе. - №3/4 (49/50). – М: Издательский дом МПа-Пресс, 2009. – с. 18-24.
  8. Голубев, А.В. Понятие предприниматель и предпринимательство в социально-экономическом контексте [Электронный ресурс]/ А.В.Голубев – Режим доступа: http://aldebaran.com.ru/publications/8141
  9. Ицкович, Г.М. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов: Учеб. пособ. для вузов [Текст]/ Г.М.Ицкович, Л.С.Минин, А.И.Винокуров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999. – 592 с.
  10. Кругликов, Г.И. – Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
  11. Кубрина, Ю.А. Метод проектов [Электронный ресурс]/ Ю.А.Кубрина. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/kubrina13/file/509122/
  12. Литовка, Ю.Н. Программа элективного курса «Основы предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]/ Ю.Н.Литовка. – Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/603662/
  13. Маковчук, Т.Г. Метод проектов – это что-то новое или хорошо забытое старое [Электронный ресурс]/ Т.Г.Маковчук. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/metod-proektov-eto-chto-novoe-ili-horosho-zabytoe
  14. Максимов, В.Г. – Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. В.Г.Максимова. – М.: Академия, 2002 – 272 с.
  15. Матвеева, Л.Д. История предпринимательства в России: Учебное пособие [Текст]/ Л.Д.Матвеева, В.В.Алексеев, Е.Е.Кабанова. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2009. – 134 с.
  16. Матвеева, Т.М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01; [Место защиты: Ин-т повш. квал. и переподготовки раб. нар. образ. Московской обл.] [Электронный ресурс]/ — Москва, 200. — 20 с. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predprinimatelskoy-kompetentnosti-u-uchaschihsya-starshih-klassov-na-osnove-metoda#ixzz2vsKSHWn7
  17. Неклюдов, В.Д. Развитие интереса к предпринимательству у старшеклассников профильных технологических классов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01; [Место защиты: Брянский гос. пед. ун-т им. ак. И.Г.Петровского] [Электронный ресурс]/ — Брянск, 2000. — 18 с. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-interesa-k-predprinimatelstvu-u-starsheklassnikov-profilnyh-tehnologicheskih-klassov#ixzz2yz5EmEOM
  18. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст]/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
  19. Программа «Основы предпринимательства для школьников» г.Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]/ – Режим доступа:  - http://bishelp.ru/str_podderzki/zakon/2702school.php
  20. Самородский, П.С. – Основы разработки творческих проектов: Книга для учителя технологии и предпринимательства [Текст]/ П.С.Самородский. – Брянск: Издательство Брянского  государственного  педагогического  университета,  1995.– 220 с.
  21. Селевко, Г.К. – Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] /Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  22. Сизова, М. Информационно-аналитический обзор международного и российского опыта преподавания основ предпринимательства среди старшеклассников [Текст] /М.Сизова, Л. Мургулец, Н.Калинина, И.Гришина, М. Бакина, М. Йоханссон, Л. Ллойд-Реазон. – М., 2009. – 108 с.
  23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  24. Софина, Е.П. Рабочая программа к учебному курсу В.В.Высокова «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» [Электронный ресурс]/ Е.П.Софина – Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/shkola/ekonomika/library/rabochaya-programma-k-uchebnomu-kursu-vvvysokova-malyi-biznes-predprinim
  25. Стулов, Р.С. Обучение основам предпринимательства в процессе технологической подготовки школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02; [Место защиты: Шуйский гос. пед. ун-т] [Электронный ресурс]/ — Шуя, 2005. — 18 с. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-osnovam-predprinimatelstva-v-protsesse-tekhnologicheskoi-podgotovki-shkolnikov#ixzz2vmXkwcgf
  26. Урванцева С.Е. Развитие школьного экономического образования на основе практико-ориентированной парадигмы [Текст]/ Экономика в школе. - №3/4 (49/50). – М: Издательский дом МПа-Пресс, 2009. – с. 34-41.
  27. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся [Текст]/ Под ред. Н.Н.Чистякова. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.
  28. Федорова, М.Ю.. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/М.Ю. Федорова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»., 2009. – 187 с.
  29. Харджиева С.В. Преподавание основ предпринимательства в гимназии [Текст]/ Экономика в школе. - №3/4 (49/50). – М: Издательский дом МПа-Пресс, 2009. – с. 25-33.
  30. Хотунцев, Ю.Л. Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс]/ Ю.Л.Хотунцев. - Режим доступа: http://technologyedu.ru/load/publikacii/khotuncev_ju_l_mpgu_predmetnaja_oblast_tekhnologija_v_novykh_obrazovatelnykh_standartakh/5-1-0-10
  31. Шевченко, Н.Н.Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в системе профессиональной подготовки: Учебное пособие [Текст]/ Н.Н.Шевченко. – Петрозаводск: КГПУ, 2002. – 112 с.

 

 

Приложение 1

Форма анкеты для учащихся старших классов средних школ

 

Уважаемые учащиеся!

Просим ответить Вас на следующие интересующие нас вопросы

(выберите, пожалуйста, подходящий  Вам ответ или впишите свой  собственный)

 

  1. Какой класс Вы посещаете?

- 9

- 10

- 11

  1. Интересует ли Вас предпринимательство?

- да

- нет

  1. Хотели бы вы стать в будущем успешным предпринимателем?

- да

- нет

  1. Проводятся ли у Вас в школе уроки по предпринимательству?

- да

- нет

  1. На уроках Вы работаете индивидуально или в группах?

- всегда индивидуально

- чаще индивидуально, но иногда в группах

- чаще в группах, но иногда  индивидуально

- только в группах

- другое ________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, достаточно ли вам будет в будущем тех знаний, которые вы получаете на уроках по предпринимательству?

- да

- нет

  1. Какую профессию Вы планируете получить после окончания школы?

________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы получить крепкие знания по предпринимательству в школе?

- да

- нет

 

Благодарим за ответы!

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

«Основы предпринимательства»

 

Класс: 10 класс

Количество часов в год –   34 часа;

в неделю – 1 час




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по курсу «Основы предпринимательства» составлена на основе программы курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников», реализуемой в Шолоховской гимназии станицы Вешенская Ростовской области (автор Софина Е.П.).

Переход к рыночной экономике, юридическое признание прав собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний. Восполнить пробел в знаниях, и призвано изучение основ малого бизнеса. Особо важным представляется введение данного учебного курса в условиях выхода экономики из мирового кризиса.

Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»