Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ В ПЕЧАТЬ.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

Далее предпринимательство развивалось все динамичнее. Если при Петре I еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидировалась необходимость получения «разрешительных указов» на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создала самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменила все возможные ограничения. Одновременно объявила об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. Реформы 1860-х и 1870-х гг. разделили историю России на два периода: дореформенный и пореформенный. Пореформенный период, который продлился до 1913 г., можно назвать золотым веком предпринимательства. Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Проводимые реформы создали предпосылки для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 1880-м гг. завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Концентрация производства привела к появлению монопольных объединений [1, с.14].

В целом темпы русского предпринимательства в XIX в. были просто фантастическими. С 1802 по 1881 г. количество фабрик увеличилось почти в 13 раз, а численность рабочих — более чем в 8 раз. Реформа 1861 г. дала толчок и подготовила условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы. Создавались акционерные общества, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлось применение не столько экономических, сколько административных методов. Это предполагало государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность предпринимательской деятельности не только с целью получения максимальной прибыли, но и с более общими задачами развития экономики. За государством оставался административный надзор и всевозможная регламентация предпринимательской деятельности. При этом опорой служили мощная финансовая система во главе с Госбанком и мощный государственный сектор. Особо необходимо отметить такое событие этого периода, как возникновение акционерных компаний. Акционерные компании — важнейший институт рыночного хозяйства, позволяющий аккумулировать необходимый для ведения современного хозяйства капитал. Само понятие «акционерная компания», как, впрочем, и сам правовой принцип, на котором она основана (ограничение ответственности акционера стоимостью принадлежащих ему акций), известны в России с XVIII в., в течение которого в стране действовало несколько акционерных предприятий.

Как правило, экспорт капитала не практиковался российскими предпринимателями. Напротив, иностранный капитал довольно активно инвестировался и играл значительную роль в экономическом развитии России. Все зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность, ориентируясь, прежде всего, на внутренний рынок Российской империи, а лишь затем на внешние рынки. Они реинвестировали значительную часть полученных в нашей стране прибылей. Поэтому существующее мнение об искусственном происхождении и характере частного предпринимательства, рыночных отношений в России, о решающей роли иностранного капитала в экономическом развитии страны в дооктябрьский период, о вложении зарубежных капиталов не столько в обрабатывающую, сколько в добывающую промышленность России не совсем верно [1, с.16].

Послеоктябрьский период отмечен волюнтаристским навязыванием (в меньшей или большей степени) рыночной экономике, адекватной современному индустриальному производству, антирыночных, натуральных тенденций через директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Однако даже на тех этапах, когда антирыночный курс проводился наиболее активно (включая эпоху «военного коммунизма»), руководству страны полностью не удалось ликвидировать рынок со всеми присущими ему атрибутами. На протяжении рассматриваемого отрезка времени действовали, пусть в усеченном виде, такие атрибуты хозяйства, как банковская система, денежная система, функционировал ряд совместных предприятий.

Вынужденный переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп) на основе использования рыночных принципов хозяйствования, частично предпринимательской деятельности был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, и это главное, рассматривался как вынужденное, временное отступление от «правильной» антирыночной стратегии. Государственные предприятия стали сниматься с бюджетного обеспечения, сокращались дотации, закрывалось неэффективное производство, применялось рестирование государственной промышленности — концентрация производства на лучших предприятиях. Тресты рассматривались как государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Произошло некоторое оживление частного бизнеса, в том числе единоличного, что расширило возможности активизации предпринимательской деятельности [1, с.17].

Таким образом, в период нэпа был предпринят ряд действий, которые способствовали оживлению частнопредпринимательской деятельности. Однако следует признать, что были сняты далеко не все ограничения на подобную деятельность, более того, подобная цель и не ставилась. Но и принятые решения, способствующие развитию предпринимательства, проводились в жизнь непоследовательно или вовсе не были реализованы, особенно в той части, за которую отвечали местные власти. Наконец, нэп предусматривала как развитие частного бизнеса и его регулирование, так и его вытеснение. Возвращение к товарно-денежным инструментам и оживление частнопредпринимательской деятельности рассматривалось тогда, в том числе и инициаторами данной политики, как неприятное, вынужденное и временное отступление от принципиально верного стратегического курса на преодоление частной собственности, частного предпринимательства, рыночной организации хозяйства. С самого начала нэпа в управлении промышленностью устанавливаются принципы, трудно совместимые не только с предпринимательством, но даже с реальными экономическими отношениями.

Вместе с тем в распоряжении государства появился новый инструмент регулирования хозяйства, в первую очередь его государственного сектора, — Государственный банк. И для банка, и для государственных трестов это был период, который отвечал сущности их взаимоотношений, основанных на экономическом регулировании и коммерческом расчете. Банк в определенной мере взял на себя восстановление и развитие государственной промышленности и делал это значительно эффективнее административных органов управления [1, с.18].

Промышленность переходила на искусственную систему регулирования, которая не могла существовать без администрирования и чиновников. Вмешательство в экономику происходило по трем направлениям: производственная программа (план), цены и сбыт. Принципы свободной торговой и промышленной деятельности, обладания частной собственностью к началу XX в. распространились во всех европейских странах. В зависимости от восприятия этих принципов народы более или менее активно противились попыткам огосударствления их жизни, воплощению социалистических идей в крайних формах. Экономическая обстановка в Советской России создавала довольно ограниченные возможности для расширения и укрепления частной торговли. Основным препятствием на пути развития частной торговли был недостаток товаров, разруха в промышленности. Большинство предпринимателей либо эмигрировали за границу, увозя свои капиталы, либо устроились на службу в советские учреждения, не производя, а потребляя общественный продукт, либо расходовали накопления, дожидаясь лучших времен. Если до Первой мировой войны в уездах преобладающим видом была лавочная торговля, торговля в закрытых помещениях, то в начале нэпа разъездная и палаточная торговля достигла 70%. Биржи в условиях нэпа более или менее успешно регулировали промышленную и торговую, частично предпринимательскую деятельность.

Первая нэповская биржа была открыта в 1921 г. в Саратове, затем центральная – в Москве. Биржевой оборот сначала был невелик: биржи саботировались государственными хозяйственными организациями. Биржа внедряла наиболее рациональные навыки и методы торговли, способствовала оздоровлению рынка. Гражданским кодексом в период нэпа предусматривалось право открывать промышленные предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную деятельность, право собственности на строения и движимое имущество, на промышленные предприятия. Частные предприниматели были обязаны предоставить в государственные органы сведения о своей работе, изменениях в составе организаций. Коммерческая тайна была ликвидирована, это делало невозможной конкуренцию [1, с.19].

Экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой развития коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер, способствующих развитию предпринимательства. Среди таких мер: переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими; расширение практики договорных связей между предприятиями; создание экономического стимулирования; введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или неустановленное оборудование; сокращение директив, спускаемых предприятиям центральными органами. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства. Однако ограниченность предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели в начале 1970-х гг. к ее фактическому свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно, и это нашло продолжение в образе теневой экономики. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 1990-х гг.

Осознание необходимости перехода к рынку и изменение основ законодательства РФ открывают и расширяют возможности коммерции и предпринимательства в России.

Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства в России, различных организационно-правовых форм: кооперативы, частные, совместные предприятия, фермерские хозяйства, малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями [1, с.21].

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя основы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. В 1990-е гг. стабильно росла доля МП в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП). Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре — Центральный экономический район с ядром в Москве.

Тенденции, которые прослеживались в развитии предпринимательства, имели под собой определенные основания, связанные с постоянным недостатком и даже подавлением элемента предпринимательской деятельности. Причинами были особенности географического положения и социальной жизни населения, а также иноземные вторжения. Изучая особенности внутреннего экономического развития и требования мирового рынка, Россия постепенно увеличивала предпринимательскую активность своих граждан. Но этот процесс постоянно сдерживался исторически утвердившейся функцией государственно-бюрократических структур по «защите интересов масс», опекой деятельности самих предпринимателей. Чем больше государство стремилось упорядочить, сделать «справедливым» общественное развитие (по провозглашенным целям, а на практике выходило гораздо хуже), тем более парадоксальный и противоположный результат получался. В итоге вместо контроля над ситуацией общество оказывалось втянутым сначала в спекуляцию, а потом в уравнительную регрессию. Свобода предпринимательской деятельности происходит только тогда, когда прежний механизм управления исчерпывает себя. В России процесс хозяйственного раскрепощения затянулся. В 1913 г. предпринимательство было запрещено под страхом смертной казни. Был ликвидирован целый слой людей — профессиональных организаторов экономики. Потеря предпринимательского слоя непоправимо сказалась на экономическом развитии России, а не только на ее экономическом состоянии. Русские купцы и промышленники в большей степени, чем другие слои, являлись носителями российской социальности и культуры, многое делали для ее сохранения. Необходимо восстанавливать традиции русского предпринимательства, в которых сочетались национальные черты и экономическая эффективность. В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый — этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело. Они открывали свой бизнес: создавали магазины, видеосалоны, частные страховые компании, издавали газеты. Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г., когда правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором предпринимательство и предприниматели являлись его важной и неотъемлемой частью [1, с.24].

 

1.2 Актуальность изучения основ предпринимательства в средней школе

 

В современном обществе одной из актуальных задач развития является переход к новым образовательным ориентирам и технологиям, инновационной политике в образовании. Инновации связаны с информатизацией жизни общества и образовательного пространства, новыми подходами к процессу обучения, социальным партнерством, компетентностным и личностно-ориентированным подходами, государственно-общественным управлением в образовании.

Необходимость изменений в образовании диктует сама жизнь, которая полна неопределенности и постоянно возникающих новых проблем или возможностей. Знания, которые сейчас получают учащиеся, как показывает статистика, устаревают в течение 5-7 лет, постоянно появляются новые знания и технологии. Ситуации в жизни и экономические условия меняются так быстро, что больше нет необходимости учить путем запоминания фактов и деталей [22, с.4].

В настоящее время успеха в жизни часто добиваются совсем не те ученики, которых считали лучшими в школе, и на которых учителя возлагали большие надежды. Ученые шведского университета Вэксио в конце 70-гг исследовали механизмы, которые обеспечивают успешность человеку в современном мире. Оказалось, что наибольший процент тех, кто получил в дальнейшем хорошее академическое образование, стал топ менеджером крупной компании или предпринимателем, приходится на бывших панк-рокеров, которые никогда не были отличниками. Объяснялось это тем, что рокерам никто не помогал и их никто не поддерживал, поэтому они сами находили места для репетиций, организовывали свои концерты, записывали свои пластинки и создавали музыкальные клубы. Вопреки общественному мнению они находили и реализовывали возможности, что помогало им выстраивать впоследствии свою карьеру или развивать бизнес.

Умение видеть возможности и оптимально использовать их, дух предприимчивости, честолюбие и упорство нужны везде и не только в собственном бизнесе, но и при работе в большой корпорации или в политике, социальной некоммерческой организации. Как утверждал Дарвин: «Выживают не самые сильные виды и не самые умные, но те, которые лучше всего приспосабливаются к изменениям».

Постоянные изменения и устаревание знаний приводят к необходимости непрерывного образования в течение всей жизни, приобретения навыков самостоятельного обучения, развития предпринимательского мышления, которое предполагает способность к решению возникающих проблем, способность находить и реализовывать новые возможности, используя имеющиеся ресурсы [22, с.5].

Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»