Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ В ПЕЧАТЬ.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)
  1. Знакомство школьников с современными предприятиями и финансовыми организациями, потребительским и финансовым рынками в целом позволит им получить продуктивные знания и сформировать соответствующие компетенции.
  2. Привлечение преподавателей вузов, специалистов предпринимательского и финансового сообщества в образовательный процесс обеспечит открытость образования, активное сотрудничество с социальными партнерами школы [22, с. 103].

Содержание социально-экономического образования может быть реализовано на трех уровнях – базовом, профильном и специализированном.

Базовый уровень включает шесть основных содержательных областей (модулей):

  • институциональная структура экономической системы;
  • домохозяйство в экономической системе;
  • предприятие в экономическом кругообороте;
  • государство в рыночной экономике;
  • рынок как форма организации экономических отношений;
  • институциональная среда для экономической деятельности.

На профильном уровне акцент делается на функциональном аспекте экономики, в связи с чем изучаются модули, отражающие закономерности микро-, макро- и мировой экономики.

Специализированный уровень представлен комплексом элективных курсов, углубляющих содержание базовых модулей. При этом вполне обоснованным является предложение школьникам таких элективных курсов, как «Основы финансовой грамотности», «Основы предпринимательской деятельности», «Основы потребительских знаний» и т.д. Однако структуру содержания каждого из предлагаемых уровней необходимо строить на основе принципа системности [26, с. 40].

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Экономическая деятельность, как известно, представляет собой неотъемлемую часть социальной жизни любого общества, и ее следует понимать как универсальную составляющую человеческого существования. Экономическая деятельность не только обеспечивает человеку его существование и развитие, но и способствует развитию социальных взаимоотношений людей. Создавая возможности для взаимодействия, она также дает поводы для конфликтов и сопровождается проблемами, которые необходимо решать.

Комплексный характер современных обществ, который вытекает из структурных взаимосвязей между экономикой, политикой, нравстенно-культурной сферой, обществом в целом, техникой, технологией и природой, нельзя осознать, не располагая системными экономическими знаниями. Экономические знания необходимы, чтобы понимать не только экономические процессы, но и общественные основы человеческого существования. В результате экономическая подготовка школьников развивается в направлении базового (школьного) социально-экономического образования, которое можно охарактеризовать как необходимый интеллектуальный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики. Личная позиция человека может быть сформирована лишь при знании как общих экономических связей, так и индивидуальных и коллективных интересов других людей и организаций.

 

 

Глава 2. Школьные программы по предпринимательству в России

2.1 Состояние программ  по предпринимательству для школьников  на этапе модернизации образования

 

Как показывает практика, в России в большей степени изучаются теоретические вопросы микро- и макроэкономики. Используемые формы и методы подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют активному вхождению выпускников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Существующая система мало ориентирована на развитие творческого потенциала школьника, на развитие инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы большему количеству выпускников прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем. Слабо представлена практическая составляющая обучения. Изменения в экономической жизни страны, современном законодательстве, возросший уровень подготовки школьников, развитие информационных технологий обусловливают необходимость изменения в подходах к реализации курса «Основы предпринимательства». Необходимо создать межведомственную систему социального партнерства и поддержки в области изучения предпринимательства, в которую будут включены различные субъекты из сферы управления, образования и бизнеса, общественные и некоммерческие организации [22, с.36].

В соответствии с мировыми тенденциями подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране. Это отражено в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».

На решение этой задачи направлена предпринимательская подготовка старшеклассников, включающая овладение знаниями об организации собственного дела и специальными навыками, а также развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.

В области экономического образования и предпринимательской подготовки школьников в нашей стране накоплен определенный педагогический опыт. Теоретические основы экономического образования и воспитания школьников разрабатывали А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин, Л.П. Кураков и другие ученые, которые раскрыли сущность понятий «экономическое образование» и «экономическое воспитание», «экономическая культура», «экономическое мышление» и т.д.; целевые направления экономического образования: приобретение учащимися экономических знаний, умений и навыков, формирование основ экономического мышления, воспитание у молодого поколения расчетливости, деловитости и предприимчивости и т.д.

Важным вкладом в разработку теоретических основ экономического образования школьников стала Концепция непрерывного экономического образования школьников с 1 по 11 классы, разработанная В.А. Поляковым, И.А. Сасовой, А.В. Алексеевым и др. Центральная мысль концепции заключается в создании модели экономического образования, способствующего подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Концепция раскрывает содержание основных функций и принципов организации экономического образования, важной составляющей которого является предпринимательская подготовка школьников [22, с.38].

В настоящее время подготовлена также Концепция экономического образования в общеобразовательной школе, в которой определены цели, задачи и содержание экономического образования в начальной, основной и старшей школе (Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц, А.А.Мицкевич, Е.В. Савицкая и др.). Одно из концептуальных положений заключается в том, что важной частью экономического образования на старшей ступени обучения является изучение основ предпринимательства, позволяющее сформировать у учащихся систему практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности и подготовить к самостоятельной предпринимательской деятельности.

Предпринимательская подготовка старшеклассников в настоящее время осуществляется также в рамках технологического образования, что нашло отражение в работах В.М. Казакевича, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, А.В. Леонтьева, Т.М. Матвеевой, С.Д. Ахапкина и др.

Педагогические аспекты предпринимательской подготовки подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования раскрываются в работах В.Б. Орлова, И.М. Саяповой, А.У. Умаева, О.В. Егоршиной, М.В. Богданова, Н.И. Городецкой, А.И. Парамонова и др. Научно-методическое обеспечение экономического образования и предпринимательской подготовки школьников разрабатывают такие ученые, как С.А. Равичев, В.С. Автономов, В.З. Черняк и др. [22, с.38].

Деятельностно-практический характер предпринимательской деятельности обусловил необходимость использования практико-ориентированного подхода в обучении предпринимательству, представленного в работах А.В. Леонтьева, А.И. Парамонова, В.П. Максимова, Т.М. Матвеевой и других исследователей. Особенностью такого обучения является акцент на формирование у молодежи практических умений, навыков и качеств личности, а также способности применять полученные знания на практике.

Теоретические сведения о предпринимательской деятельности включены в обязательный минимум содержания по обществознанию (в основной и старшей школе), технологии и экономике. Эпизодически задачи изучения предпринимательства могут быть решены в рамках следующих предметов или отдельных тем: экономическая география, история, страноведение (при изучении иностранного языка) и др. [22, с.39].

Преподавание предпринимательства в российской школе:

1. В рамках курса «Обществознание»

Курс «Обществознание» нацелен на процесс социализации и способствует предпрофильной подготовке. В основной школе, в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования, обязательный минимум содержания по обществознанию включает экономические и правовые сведения о предпринимательской деятельности (организационно-правовые формы предпринимательства, производство и производительность труда; малое предпринимательство и фермерское хозяйство; издержки, выручка и прибыль; налоги и др.). В старшей школе в процессе изучения обществознания углубляется представление учащихся об экономических и правовых аспектах предпринимательской деятельности.

Учебный предмет носит интегрированный характер, вопросы обучения предпринимательству могут быть включены в учебный курс как один из модулей в рамках раздела «Экономика» или «Социальная сфера». В 9-ом классе не менее 25% учебного времени в примерной программе основного общего образования по обществознанию отводится на самостоятельную работу учащихся. Такая работа может включать в себя проведение различных форм групповой работы, деловых и ролевых игр.

Однако требования обязательного минимума содержания образования зачастую не позволяют освоить темы, связанные с обучением предпринимательству, возможно только общее знакомство [22, с.39].

2. В рамках курса «Экономика»

Новый Федеральный базисный государственный учебный план включает в себя предмет «Экономика» как самостоятельный предмет, что является признанием важности экономического образования в современных условиях рыночной экономики.

В соответствии с государственным стандартом, изучение экономики направлено на решение задачи подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности, в частности, освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства; развитие у школьников экономического мышления; воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности; формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Необходимо также отметить негативные факторы, мешающие реализовать цели экономического образования в части практико-ориентированного и деятельностного подхода. На практике имеет место изучение в большей степени изучение теоретических вопросов микро- и макроэкономики. Используемые формы и методы подготовки не позволяют включить учащихся в самостоятельную практическую деятельность и не способствуют активному вхождению выпускников в социальную структуру общества с развивающейся рыночной экономикой. Существующая система мало ориентирована на развитие творческого потенциала школьника, на развитие инициативности и других социальных навыков, которые позволили бы большему количеству выпускников прогнозировать свою предпринимательскую активность в будущем [22, с.41].

В образовательные стандарты и учебные планы по экономике включены разрозненные темы по изучению предпринимательства (предпринимательство, его виды и мотивы; фирма и ее цели; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль; основные источники финансирования бизнеса), раскрывающие отдельные моменты предпринимательской деятельности. В связи с этим, в рамках короткого раздела по предпринимательству, который изучается в рамках предмета «Экономика», достаточно сложно достигнуть поставленных целей.

3. В рамках предметной области «Технология»

В 9-м классе 2 часа учебного времени по предмету «Технология» отведено на организацию предпрофильной подготовки учащихся. Изучение технологии в основной школе направлено на усвоение учащимися технологических знаний и овладение специальными умениями создания продукции из различных материалов. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.  Выполнение таких работ и с начала учебного года, и с середины [22, с.43].

    1. Профильная подготовка

Большие возможности для изучения вопросов предпринимательства дает профильное обучение. Профильное обучение позволяет учащимся старших классов свободно выбирать направление обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей, создает условия для профессиональной ориентации будущих выпускников и осознанного выбора направления дальнейшего образования.

Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения должна быть направлена на достижение следующих целей: формирование положительной мотивации в изучении предпринимательских дисциплин и участию в предпринимательской деятельности; приобретение учащимися знаний основ предпринимательской деятельности; формирование предпринимательских умений и навыков; развитие качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности (инициативности, предприимчивости, уверенности в себе, самостоятельности и других). Это предполагает включение в содержание подготовки старшеклассников к предпринимательской деятельности мотивационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать помощь учащимся в адаптации к новым экономическим отношениям за счет создания условий для личностного роста, способствовать в получении знаний и умений для грамотного и осознанного выбора профиля обучения с учетом дальнейшего профессионального развития [22, с.44].

Рассмотрим реализованные программы по предпринимательству в российских школах.

Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»