Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:57, курсовая работа
Цели и задачи данной работы: рассмотреть три основных этапа развития дизайнерской Школы Баухауз (по Ф.Кролю) и провести анализ методик преподавания в Баухаузе.
Объект исследования: дизайнерская Школа Баухауз
Предмет исследования: педагогика
Методы исследования: провести анализ методик преподавания, основываясь на:
Различных периодах создания и становления Школы
На различных теориях искусства и методики обучения отдельных художников-преподавателей
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава Ι. История создания дизайнерской Школы «Баухауз»…………………..…4
Ι.1. Функционализм………………………………………………………..……..4
Ι.2. Три основных этапа развития института по Ф. Кролю……………………6
Глава ΙΙ. Характеристика педагогики «Баухауза». Теории искусства и методика обучения отдельных художников-преподавателей………………………………10
ΙΙ.1. Йоханес Иттен……………………………………………………………...15
ΙΙ.2. Ласло Мохоль-Надь………………………………………………………..16
ΙΙ.3. Йозеф Альберс……………………………………………………………..17
ΙΙ.4. Василий Кандинский………………………………………………………18
ΙΙ.5. Пауль Клее………………………………………………………………….22
ΙΙ.6. Оскар Шлеммер……………………………………………………………24
ΙΙ.7. Традиции Баухауза в современном художественном образовании…….26
Выводы…...…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы и источники……………………………….32
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧГПУ
им. И.Я. Яковлева
Художественно-графический факультет
Кафедра
«Дизайна и МПО»
Курсовая
работа по методике профессионального
обучения
Методика
преподавания дизайна
в БАУХАУЗ.
Чебоксары 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава Ι. История создания дизайнерской Школы «Баухауз»…………………..…4
Ι.1. Функционализм……………………………………………
Ι.2. Три основных этапа развития института по Ф. Кролю……………………6
Глава ΙΙ. Характеристика
педагогики «Баухауза». Теории искусства
и методика обучения отдельных художников-преподавателей……………
ΙΙ.1. Йоханес
Иттен……………………………………………………………..
ΙΙ.2. Ласло
Мохоль-Надь…………………………………………………
ΙΙ.3. Йозеф
Альберс……………………………………………………………
ΙΙ.4. Василий
Кандинский……………………………………………………
ΙΙ.5. Пауль
Клее………………………………………………………………….
ΙΙ.6. Оскар
Шлеммер……………………………………………………………
ΙΙ.7. Традиции Баухауза в современном художественном образовании…….26
Выводы…...……………………………………………………
Список использованной
литературы и источники……………………………….32
Введение
Цели и задачи данной работы: рассмотреть три основных этапа развития дизайнерской Школы Баухауз (по Ф.Кролю) и провести анализ методик преподавания в Баухаузе.
Объект исследования: дизайнерская Школа Баухауз
Предмет исследования: педагогика
Методы исследования: провести анализ методик преподавания, основываясь на:
Актуальность
данной работы состоит в том, что методики
преподавания, которые применялись в Баухаузе
и в современное время очень актуальны.
Хоть и просуществовал Баухауз всего 14
лет, но успел оставить в истории немало
значимого как в педагогике, так и в мире
дизайна. По сей день многие дизайнерские
Школы России и Европы, равняются на этот,
в своём роде, эталон.
Глава Ι. История создания дизайнерской Школы «Баухауз»
Гравюра на дереве Лайонела Фейнингера с изображением готического собора с сияющими звездами украсила фронтиспис «Манифеста Баухауза». Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Гропиус писал: «Нет границ между ремеслом, скульптурой или живописью, они и есть здание. Давайте вместе создадим это здание будущего, где все будет слито в единой форме. Архитектура, скульптура, и живопись».
Слово «Баухауз» (Дом строительства) придумал сам Гропиус, оно символизировало построение своеобразного храма искусств, в котором есть место всем ремеслам и искусствам при ведущей роли архитектуры. Манифест Баухауза состоял из текста, написанного Гропиусом, в котором были отражены его идеи касающиеся преподавания и искусства, окончательно и безоговорочно порвавшего с академизмом.
Все началось
в 1919 году, когда Вальтер Гропиус был назначен
директором двух художественных школ
в Веймаре - Школы прикладных искусств
(которая не функционировала с 1915 года)
и Высшей школы искусств. В неразберихе
послевоенных лет Гропиус, с разрешения
влиятельных лиц, объединил их в одну,
создав таким образом Баухауз (Bauhaus). Это
был первый успех его политики художественного
радикализма.
Ι.1. Функционализм
В эстетике ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Функционализм, воплощенный в Баухаузе - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы. Глава и идеолог направления - Вальтер Гропиус. Классический пример этого направления - здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). В Голландии идеи функционализма пропагандировала группа "Стиль" и один из ее лидеров, голландский архитектор Питер Ауд.
Тезис "Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению" был выдвинут американским архитектором Л.Салливеном еще в конце XIX века. В начале XX века функциональность стала не только этической (безнравственно использовать бесполезные с практической точки зрения украшательства в архитектуре) основой нового стиля, но и его названием. Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственным и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению.
Также архитектурные формы должны были соответствовать строительным конструкциям и применяемым материалам. По-новому выстраивался и художественный образ архитектурного произведения. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени). Идеологи новой архитектуры предусматривали создание условий для удобного и быстрого перемещения людей в архитектурно-пространственной среде. Внутреннее пространство помещения становилось динамичным, как бы "перетекало", "свободно переливалось из интерьера в интерьер". Значительное остекление создавало возможность единения человека с, окружающей жилище, природой.
Функционализм
был неоднозначным
Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функционализма, оказавшие решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах - в Англии; самые высокие жилые здания - в предместьях Парижа или Берлина). Наряду с функционализмом в 20-е годы XX века существовали такие направления, как архитектурный экспрессионизм (Э. Мендельсон, "Башня Эйнштейна", Германия), национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хегер) и другие. Но их влияние на дальнейшее развитие архитектуры не столь значительно.
В
1932 году архитекторы Филипп Джонсон
и Альфред Бэрр в отношении
творчества Гропиуса, Ле Корбюзье и
Мис ван дер Роэ ввели новый
термин "интернациональный стиль".
Свой труд они назвали "Интернациональный
стиль: архитектура , начиная с 1922 года".
Ι.2. Три основных этапа развития института по Ф. Кролю
Главной проблемой первого периода развития школы являлась ее «структурная неопределенность», вытекающая из того, что коллектив педагогов был чрезвычайно разнороден. Первоначально в его состав входили четверо академически настроенные профессора бывшей Веймарской школы изобразительных искусств. Они с большим трудом и сомнениями принимали нововведения Гропиуса и педагогические установки приглашенных им известных художников немецкого и международного авангарда.
Существовал и другой очаг конфликта. Во главе каждой мастерской стояли два руководителя: художник и ремесленник или по терминологии Баухауза - мастер формы и мастер ремесла. Отдельные преподаватели руководили одновременно несколькими мастерскими. Сочетание в одном человеке мастера формы и мастера ремесла в первые годы Баухауза отчасти восполняло недостаток преподавателей, которые способны были объединить в себе высокие художественные способности и ремесленный опыт. Реализовать на деле подобную комбинацию психологически оказалось очень сложно. Подчиненность мастера ремесла мастеру формы неизбежно приводила к напряженности в отношениях. Вопреки риторическому утверждению высокой ценности ремесла, вопреки программам, которые были нацелены на отказ от традиционной художественной картины, созданной автономно, приоритет художника на ранней стадии развития Баухауза не вызывает сомнения. Эту дистанцию между мастером формы и мастером ремесла увеличивало еще и то обстоятельство, что работающие в Баухаузе мастера формы были яркими творческими личностями, их неоспоримый авторитет действовал подавляюще.
Несмотря на внутриинститутские разногласия установлению определенной стабильности способствовал курс Иттена, с которым была связана вся педагогическая деятельность школы на раннем периоде ее развития. Другой компонент, содействующей налаживанию и организации еще только определяющегося учебного процесса, привносила работа в мастерских. Через практическую деятельность в мастерских осуществлялась знакомство с элементарным формообразованием, вырабатывались навыки работы с различными материалами. Обучение здесь велось одновременно в двух направлениях - теоретическом и практическом.
Особенно тяжелому испытанию Баухауз подвергся в результате конфликта Гропиуса с Иттеном. Если взглянуть на этот конфликт со стороны задач и целей, которые ставил Гропиус перед институтом, то его можно квалифицировать как конфликт между свободным художественным творчеством и социально обусловленной необходимостью работать на промышленность.
Второй период в развитии школы характеризует постепенное установление стабильности, налаживание работы на промышленный заказ. Конфликт Гропиуса с Иттеном завершился уходом Иттена весной 1923 года и приглашением Мохоль-Надя. Он начинает работать в качестве мастера формы в мастерской по металлу, а затем становится руководителем пропедевтического курса. В 1921-1922 годы в Баухауз были приглашены Клее и Кандинский. Их приход ознаменовал «установление лояльных отношений внутри педагогического коллектива и прекращение сектантского мистицизма первых лет». Результатом относительной стабильности стала появившаяся возможность ввести первых выпускников Баухауза (Й. Альберс, Х. Байер, М. Брейер, Й. Шмидт, Х. Шепер и Г. Штольц) - молодых мастеров, в коллектив педагогов и совет мастеров. Этот процесс, в свою очередь, способствовал развитию Баухауза согласно намеченным первоначально целям. Необходимость «двойного руководства» отпала. Период с 1923 года до ухода Гропиуса, Г. Мухе, Мохоль-Надя, Байера и Брейера в 1928 году был периодом наивысшего подъема в развитии Баухауза.
Возрастающая тенденция к работе на промышленный заказ вела от романтики ремесла и раннего экспрессионизма первых лет к строгому функционализму. Эту тенденцию ясно продемонстрировала отчетная выставка Баухауза 1923 года. Разрабатывая ее теоретическую концепцию, Гропиус принимает решение выступить под лозунгом «Искусство и техника - новое единство». Несмотря на шумный успех и популярность, которые школа получила благодаря проведению выставки, ее финансовое и политическое положение оставалось крайне затруднительным. В декабре 1925 года на совете мастеров было принято решение о роспуске школы. Благодаря инициативе бургомистра Ф. Хессена Баухауз нашел свое новое пристанище в Дессау.