Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:57, курсовая работа
Цели и задачи данной работы: рассмотреть три основных этапа развития дизайнерской Школы Баухауз (по Ф.Кролю) и провести анализ методик преподавания в Баухаузе.
Объект исследования: дизайнерская Школа Баухауз
Предмет исследования: педагогика
Методы исследования: провести анализ методик преподавания, основываясь на:
Различных периодах создания и становления Школы
На различных теориях искусства и методики обучения отдельных художников-преподавателей
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава Ι. История создания дизайнерской Школы «Баухауз»…………………..…4
Ι.1. Функционализм………………………………………………………..……..4
Ι.2. Три основных этапа развития института по Ф. Кролю……………………6
Глава ΙΙ. Характеристика педагогики «Баухауза». Теории искусства и методика обучения отдельных художников-преподавателей………………………………10
ΙΙ.1. Йоханес Иттен……………………………………………………………...15
ΙΙ.2. Ласло Мохоль-Надь………………………………………………………..16
ΙΙ.3. Йозеф Альберс……………………………………………………………..17
ΙΙ.4. Василий Кандинский………………………………………………………18
ΙΙ.5. Пауль Клее………………………………………………………………….22
ΙΙ.6. Оскар Шлеммер……………………………………………………………24
ΙΙ.7. Традиции Баухауза в современном художественном образовании…….26
Выводы…...…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы и источники……………………………….32
Главной
публикацией Клее баухазовского
времени явилась книга «
Таким
образом курс Кандинского и Клее
по формообразованию и цветоведению
значительно расширял, углублял и дополнял
знания студентов, полученные ими в результате
прохождения теоретического и практического
обучения на пропедевтическом курсе, способствовал
не только развитию их теоретических и
практических навыков, но учил закономерностям
формообразования: Кандинский - осознанному
пониманию действия первоэлементов любого
изображения на плоскости, Клее - особому
визуальному мышлению, необходимому в
процессе создания любого произведения
изобразительного искусства.
ΙΙ.6. Оскар Шлеммер
В педагогике Баухауза Оскар Шлеммер (1888-1943) занимал особое место. Он отличался наименьшим радикализмом во взглядах на реформирование художественного образования, полагал, что необходимо, отталкиваясь от традиционного обучения, не отрицая академической системы полностью, дополнить и усовершенствовать, чтобы приблизить к современным условиям развития искусства. Это Шлеммер и стремился осуществить в своем знаменитом курсе «Человек», вошедшим в учебную программу Баухауза одним из последних и ставшим таким образов недостающим и завершающем звеном основного курса по формообразованию. Первоначальной основой этого курса явились его занятия по рисунку обнаженной натуры, который на протяжении всей деятельности института входил в программу обучения Баухауза. Кроме Шлеммера этот предмет в разное время преподавали Иттен и Клее. Постепенно рисунок обнаженной натуры стал прерогативой Шлеммера, из этого курса постепенно и сложился его универсальный в своем роде курс «Человек».
Шлеммер видел гуманизм в естественнонаучной, психической и мировоззренческой взаимосвязи, понимал человека как единство тела, души и духа. В своих философских взглядах он опирался на теорию Рихарда Хука, который утверждал: «Космос есть единство тела, души и духа; три этих сущности понимаются только во взаимосвязи. Природа - телесна физически и возникает из сферы пространства, дух - внутренняя суть природы, он существует вне времени и пространства, душа - некое связующее, движущая сила времени».
Исходя из подобных взглядов, художник стремился в процессе занятий не только научить верно изображать человеческую фигуру, но привить или сформировать у студентов определенное мировоззрение, миропонимание, подведя тем самым своеобразный фундамент под все учебные курсы Баухауза, придав определенную целостность и завершенность педагогической системе, разработанной школой за весь период ее существования. Сохранились несколько вариантов рабочего тематического плана, а также конспекты отдельных лекций, которые позволяют судить о содержании его занятий по курсу «Человек». Они посвящались следующим темам:
1. История развития человека. Кривая линии жизни. (Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?). Космический человек. 2. Простые формы. Нормы. Средства выражения (линия, плоскость, тело). Простейшие массы. 3. Учение о пропорциях (Леонардо, Дюрер, золотое сечение). Каноны. Типы. 4. Механика тела. Статическое движение. 5. Механика тела. Кинетическое движение. (Человек и время). 6. Строение и система костей (скелет). 7. Анатомия. Внутренние органы. 8. Анатомия. Мускулатура. Кожа. Сосуды. Система кровообращения. 9. Нервная система. Органы чувств. 10. Человек и пространство: а) природное пространство; б) культурное пространство. Кривые движения. 11. Человек и искусство. Преобразования формы. Идеальный тип. 12. Душа человека. Психология. Механизм духовной жизни. Сознание. 13. Мировоззрение. Представления о жизни. Философия. 14. Гипноз и внушение. Метафизика. Мистика.
Диаграмма
«Человек в круге идей», сделанная
им специально для этого курса, демонстрирует
представления Шлеммера об универсальном
ориентировании человека: как создание
природы он пробегает пространство и время,
его естество определяют биологические,
механические и кинетические законы. Космологически
человек тесно взаимодействует с материальным
и духовным миром.
ΙΙ.7. Традиции Баухауза в современном художественном образовании
После ликвидации Баухауза в 1933 году нацисты постарались уничтожить даже воспоминание о нем. Но те преподаватели и студенты Баухауза, которые эмигрировала из фашистской Германии, способствовала распространению его идеи вначале в Америке, а затем и по всему миру. В 1937 году Мохоль-Надь эмигрировал в Америку и по рекомендации Гропиуса стал директором художественно-промышленной школы «Новый Баухауз» в Чикаго.
Баухауз в Чикаго был создан по инициативе Чикагской Ассоциацией искусства и индустрии - организацией, аналогичной по своим задачам Немецкому Веркбунду. Прежде всего Ассоциация стремилась к тому, чтобы американские товары соответствовали по уровня их оформления европейским стандартам. Вследствие чего и родилась идея школы, которая смогла бы, используя европейский опыт, заняться подготовкой художников для работы в промышленности. Неудивительно и то, что именно модель Баухауза была взята за образец. Поскольку уже в двадцатые годы о его деятельности стало известно в Америке. А после выставки «Баухауз 1919-1928», которую организовал Гропиус и которая проходила в музее современного искусства в Нью-Йорке, американская общественность получила возможность убедиться в новаторстве и эффективности методов обучения, разработанных Баухаузом.
Влияние Баухауза было очевидно особенно вначале. Этому способствовало и то обстоятельство, что в состав педагогического коллектива вошли наряду с Мохоль-Надем бывшие баухазовцы И. Шавински, Х. Бредендик, Серж Чермаев, Жорж Кепеш. Концепция симбиоза науки, техники и искусства немецкого Баухауза легла в основу вновь созданной школы. Предложенная ими программа Чикагской школы включала следующие учебные предметы: промышленный дизайн, рисунок, живопись, скульптуру, фотографию, визуальные коммуникации, архитектуру, математику и физику. Другим свидетельством приверженность идеям немецкого Баухауза стало значение, которое придавалось курсу по формообразованию. По сравнению с курсом в Дессау он был дополнен новыми предметами. Большее внимание отводилось изучению возможностей фотографии и естествознанию. В рамках программы «Интеллектуальной интеграции» Мохоль-Надем были приглашены профессора Чикагского университета, которые стали преподавать такие предметы, как семиотику, кибернетику, математику и т. д. Все они принадлежали к направлению «Unity of Science», которое по своим идеям и по своему инновационному характеру было близко немецкому Баухаузу.
В самой Германии постепенное возрождение традиций Баухауза происходит лишь после окончания Второй мировой войны. Как и в момент его создания, появление школ подобной художественно-промышленной ориентации инициировалось социальной востребованностью специалистов подобного профиля. Стало необходимым в короткий срок восстановить производство легкой промышленности, наладить выпуск товаров массового потребления, столь важных для мирной жизни.
В 1953 году в Ульме была открыта Высшая школа формообразования или Высшее училище художественного конструирования, провозгласившая себя наследницей идей Баухауза. Директором вновь созданной школы стал бывший выпускник Баухауза, ученик Гропиуса и Кандинского швейцарский архитектор, художник, скульптор и дизайнер Макс Билл. Организационная структура, методы и задачи школы соответствовали в своей основе системе Гропиуса.
Директор школы Билл пригласил на должности профессоров бывших преподавателей Баухауза - Иттена, Альберса, Петерханса и Н.Шмидт. Все вместе они занялись разработкой нового пропедевтического курса, приспособленного к нуждам более сложного периода развития художественно-промышленного образования. Пропедевтический или Основной курс Ульмской школы был шире пропедевтического курса Баухауза и охватывал четыре области:
Занятиями на первом семестре руководил Иттен, на втором - Альберс. Тем самым Билл попытался совместить воедино два различных педагогических метода: упор на развитие интуиции со стремлением к приобретению практических навыков, то чего в свое время добивался и Гропиус.
Приход в 1957 году на пост ректора аргентинского архитектора и дизайнера Томаса Мальдонадо ознаменовался началом нового периода в развитии школы. Он считал, что «художник, работающий в сфере дизайна должен перестать создавать формы, подсказанные только здравым смыслом, талантом или воображением, и непосредственно должен участвовать в процессе промышленного производства, основываясь при этом на широких научных знаниях». Основные задания пропедевтического курса Мальдонадо поэтому нацеливает на постижение структурных особенностей объектов и выявление конструктивно-технологических закономерностей. Подготовительный курс при Мальдонадо постепенно расчленяется на отдельные вводные курсы применительно к той или иной профессиональной специализации. Все то, что было связано с художественной интуиции, тщательно исключалось. Поэтому старые баухаузовцы покидают Ульм, и вплоть до 1960 года там доминировала система преподавания, которую сам Мальдонадо впоследствии назовет «детской болезнью таблицемании», а один из преподавателей Ульмской школы профессор философии Макс Бензе - преобладанием «технического сознания».
Следующий период деятельности Ульмской школы (с 1962 года пост ректора занимал немецкий архитектор и дизайнер Отль Айхер) характеризовался решительными попытками преодолеть дуализм рационалистической и интуитивной стороны обучения. Снова повышенное внимание уделяется основному курсу формообразования, который должен развивать у студентов творческую фантазию в процессе экспериментирования с различными материалами.
Хотя разработка понятия «дизайн» во многом была связана с деятельностью Баухауза, а школа вошла в историю художественного образования как первая школа дизайна в Европе, сам термин «дизайн» появляется и входит в употребление значительно позднее времени существования школы. В педагогической системе Баухауза, в ее принципах и методах обучения проявились черты будущей профессии дизайнера. Прежде всего это коснулось принципов и методов обучения, которые, на примере Ульмской школы, оказались востребованными в сфере художественно-конструкторского образования: изучение и работа с различного рода материалами, стремление использовать новые технологии изготовления промышленной продукции, активно-творческий подход к процессу обучения, поиск новых конструкторских решений, изобретательство, умение найти соответствие формы предмета его функции.
Вместе
с тем педагогика Баухауза это
гораздо более широкое понятие,
чем обучение художников-дизайнеров
- его надо рассматривать как новую систему
художественного образования в целом.
Неслучайно представители школы в свое
время настаивали на том, что главным в
подготовке художника является не столько
умение владеть навыками мастерства, работать
с различными материалами, в различных
техниках, а новой характер художественного
мышления и воспитание социально значимой
личности. И фактически, Баухауз на позднем
этапе развития стал заниматься подготовкой
художников не только для сферы промышленности,
но художников-живописцев (Свободные живописные
классы Кандинского и Клее), а также архитекторов
(Архитектурный отдел под руководством
Майера и Мисс Ван дер Вельде). Курс по
формообразованию, разработанный в Баухаузе,
вошел во многие учебные пособия и учебники
для подготовки художников разного профиля.
Заключение
1. Педагогика Баухауза, опираясь на новый художественный язык современного искусства авангарда, способствовала его распространению и вхождению в широкий обиход, расширяя тем самым сферы его применения. Она несла в себе новую философию предметного мира, новое отношение к натуре, обучала принципам образования, инвариантным и одновременно адекватным времени, методам и приемам формирования окружающего пространства, создания предметного мира. На смену репродуктивно-пассивным студиям пришли задания поисково-исследовательского характера, рассчитанные на инициативу и творческую интуицию.
2.
За годы функционирования