Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:57, курсовая работа
Цели и задачи данной работы: рассмотреть три основных этапа развития дизайнерской Школы Баухауз (по Ф.Кролю) и провести анализ методик преподавания в Баухаузе.
Объект исследования: дизайнерская Школа Баухауз
Предмет исследования: педагогика
Методы исследования: провести анализ методик преподавания, основываясь на:
Различных периодах создания и становления Школы
На различных теориях искусства и методики обучения отдельных художников-преподавателей
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава Ι. История создания дизайнерской Школы «Баухауз»…………………..…4
Ι.1. Функционализм………………………………………………………..……..4
Ι.2. Три основных этапа развития института по Ф. Кролю……………………6
Глава ΙΙ. Характеристика педагогики «Баухауза». Теории искусства и методика обучения отдельных художников-преподавателей………………………………10
ΙΙ.1. Йоханес Иттен……………………………………………………………...15
ΙΙ.2. Ласло Мохоль-Надь………………………………………………………..16
ΙΙ.3. Йозеф Альберс……………………………………………………………..17
ΙΙ.4. Василий Кандинский………………………………………………………18
ΙΙ.5. Пауль Клее………………………………………………………………….22
ΙΙ.6. Оскар Шлеммер……………………………………………………………24
ΙΙ.7. Традиции Баухауза в современном художественном образовании…….26
Выводы…...…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы и источники……………………………….32
Следующая серия упражнений Иттена касалась изучения абстрактных элементов формы. Они строились на анализе характера трех основных форм - круга, квадрата и треугольника. Надо было проанализировать свойства каждой из этих форм в отдельности, а затем в сочетании друг с другом. Большое внимание на занятиях уделялось цвету. В архиве Баухауза сохранилась известная цветовая диаграмма, на основе которой он излагал свое учение о цвете - это двенадцатиугольная звезда, передающая градацию трех основных цветов.
Кроме
этого Иттен стремился развить
у студентов чувство ритма. Упражнениям
в этой области обычно предшествовали
дыхательные упражнения, после чего предлагалось
выполнить рисунок в быстром или медленном
темпе. Этим он хотел добиться определенной
степени автоматизма в передаче индивидуальных
ощущений формы.
ΙΙ.2. Ласло Мохоль-Надю
После ухода Иттена руководство пропедевтическим курсом переходит к Ласло Мохоль-Надю (1895-1946). С 1923 по 1925 годы он проводит все занятия курса, а с 1925 по 1928 годы ведет занятия первого семестра. Считая, что благодаря «интенсивным занятиям с материалами повышается уверенность и точность в ощущениях», Мохоль-Надь перенес главный акцент на занятия по изучению материалов, расширил и углубил этот раздел. Он определял структуру материала как «неизменный тип внутренней организации материала», а текстуру - как «органически возникшую внешнюю крайнюю поверхность любой структуры)».
Наряду с изучением текстуры и фактуры большое число упражнений Мохоль-Надь направлял на проработку структурно-пространственной конструкции предметов. С этой целью студенты должны были изучать законы механики, статики, динамики, кинетики. Мохоль-Надь придерживался мнения, что важно ни столько знание свойств и качеств различных материалов, сколько умение применить эти знания при изготовлении конкретного предмета, поэтому он придавал важной значение оригинальности и поискам новых конструктивных решений.
В
общем и целом, та новая окраска
в содержание пропедевтического курса,
которую придал ему Мохоль-Надь, в большей
степени соответствовала изменившемуся
направлению деятельности Баухауза, с
переездом в Дессау окончательно отошедшему
от экспрессионистических тенденций первых
лет существования и в большей степени
нацеленного на совместную работу с промышленностью.
ΙΙ.3. Йозеф Альберс
В период с 1927 по 1933 годы пропедевтическим курсом руководил Йозеф Альберс (1888-1976). При нем курс получил свою завершенность и структурную цельность. На занятиях со студентами Альберс вслед за Мохоль-Надем делал акцент на развитие творческой фантазии, на способности изобретать новое. Альберс разделял упражнения с «материалом» от упражнений с «материей». При упражнениях с «материалом» изучались такие качества как прочность, сжатие, изгиб, разрыв и т. п. Упражнения с «материей» строились на изучении внешнего проявления свойств материалов и их изменении в искусственном, конструкторском пространстве. Альберс считал, что это искусственное, функциональное пространство «возникает и видоизменяется под воздействием различных проявлений «материи» и, в конечном счете, именно этот процесс приводит к созданию реальных предметов».
Подобный подход в восприятии реального мира проходил у Альберса по схеме: чувственное восприятие - материя - геометрические параметры. Понятие «материя» приобретает конкретность лишь в сфере практического использования, а чувственное восприятие и геометрические параметры (образ предмета) оставались в области абстрактного мышления. В этом Альберс придавал решающее значение практике, которую рассматривал как единственную возможность претворения «врожденной художественной интуиции». Материя для него выступала как акт действия в конкретном, самосозидающимся, живом пространстве, а произведение искусства, в свою очередь, как живое движение, направленное на созидание нового.
Вслед
за Иттеном и Мохоль-Надем Альберс
особое внимание обращал на развитие
комбинаторного мышления, умению находить
разнообразные вариации из ограниченного
числа заданных элементов. Для этого он
часто использовал упражнения макетного
характера. Альберс одним из первых вводит
в художественную педагогику
предварительное изготовление макетов,
конструкций и отдельных композиций, что
в последствие будет широко применяться
многими дизайнерскими и архитектурными
школами.
ΙΙ.4. Василий Кандинский
В приглашении Гропиусом Василия Кандинского (1866- 1944) весной 1922 года определяющую роль сыграло то, что он знал его как автора книги «О духовном искусстве», ему импонировали авторитет и популярность Кандинского в среде авангардно настроенных художников, а также его приверженность науке и теории. Если в целом говорить о Кандинском как о педагоге, то в Баухаузе он ведет себя как приверженец «grand’art». Его занятия по формообразованию включали в себя значительную теоретическую часть, посвященную нескольким темам, которые он разрабатывал в процессе формирования собственной теории искусства: отношение между природой и искусством; материальное и духовное; необходимость в искусстве; форма и содержание. Практическая часть занятий была направлена на проработку первоэлементов живописи, изучению взаимодействия формы и цвета, уяснения конструктивных и композиционных закономерностей построения. На занятиях Кандинский использовал материал книги «Точка и линия на плоскости», вышедшей в 1926 году в серии «Книги Баухауза».
Анализ первоэлементов Кандинский начинал с точки. За основу ее характеристики он брал геометрическое понятие: «существует геометрическое обозначение точки = «origo», что значит «начало» или происхождение». Анализ точки он строил по следующей схеме:
Точечный анализ в качестве одного из заданий Кандинский предлагал проделывать и своим студентам. В архиве Баухауза сохранились учебные работы с точечными схемами линейных построений. Из этих работ видно, что одним из главных упражнений в курсе аналитического рисунка являлось задание на анализ распределения главных точек, организующих вначале конструкцию отдельного предмета, а затем и натюрморт в целом.
Вторая
глава книги посвящалась
Обычно теоретические и практические занятия со студентами Кандинский сопровождал показом разного рода таблиц, различных схем, фотографий, часть из них и вошло в приложение к его книге - именно линии посвящено наибольшее количество наглядного материала. При этом надо отметить, что художник никогда не абсолютизировал подобные схемы и таблицы. С их помощью он лишь предлагал студентам самостоятельно и более осознанно выбрать наиболее точные средства для решения конкретных задач, стоящих перед ними.
Затем Кандинский обращался к анализу основной плоскости. («Под понятием основная плоскость подразумевается материальная плоскость, призванная вместить содержание произведения». Анализ основной плоскости Кандинский строит согласно следующих критерий:
1. Форма основной плоскости.
2. Температура основной плоскости в зависимости от формата.
3. Расположение элементов по отношению к краям основной плоскости (степень сопротивления границ - верх, низ, справа, слева).
4. Расположение элементов по отношению к центру основной плоскости и в зависимости от двух диагональных линий (направление напряжений - центральное, нецентральное, диагональное построение).
Наряду с изучением первоэлементов изображения Кандинский не меньшее значение придавал изучению цвета. Этой проблеме, в частности, был посвящен его семинар по цветоведению, а также курс теории взаимодействия цвета и формы. Программа по изучению цвета состояла из двух частей:
I часть. Учение о цвете - живописная ценность краски, химическое, физическое и психологическое действие различных цветов: генезис светового спектра, классификация цветов, цвета холодные и теплые, цвета светлые и темные, цветовые контрасты, энергия и интенсивность цвета, напряжение и направление цвета, символика цветов, ассоциативное восприятие цвета, цвет и звук.
II часть. Учение о цвете и форме: органичная взаимосвязь «изолированного цвета» с соответствующей ему первичной формой; целесообразное построение цвета и формы - конструкция формы; подчинение взаимосвязи этих элементов задачам композиции.
Кандинский последовательно рассматривает эти различные свойства на примере девяти цветов: синего, желтого, красного, белого, черного, зеленого, серого, оранжевого, фиолетового. Для иллюстраций своих положений художник привлекал различные источники.
Так
теория первоэлементов живописи, ставшая
завершением теории абстрактного искусства
Кандинского, послужила не только теоретической
базой его учебных занятий со студентами,
но и сыграла важную роль в разработке
главных принципов основного курса института
по формообразованию.
ΙΙ.5. Пауль Клее
В октябре 1920 года Гропиус приглашает для работы в Баухаузе швейцарского художника Пауля Клее (1879-1940). Побудительной причиной для этого было то обстоятельство, что хотя к этому времени Клее не располагал еще значительным педагогическим опытом (он совсем недолго преподавал в рисовальных классах в Мюнхене), его творчество было уже широко известно особенно в авангардной художественной среде Швейцарии и Германии.
Приступив к работе весной 1921 года, Клее начал ее с подготовки и чтения цикла лекций под общим названием «Визуальная форма», который первоначально служил дополнением к уже существующему пропедевтическому курсу Иттена. С 1922 по 1924 году Клее возглавлял мастерскую живописи по стеклу, одновременно руководил в качестве мастера формы переплетной мастерской, позже работал в мастерской по текстилю, где не только вел курс элементарного формообразования, но и разрабатывал эскизы рисунков тканей для промышленности. С октября 1923 года Клее совместно с Кандинским начинает преподавать курс по формообразованию, через который проходили все выпускники Баухауза.
Клее как и Кандинский являлся не только выдающимся художником, но и блестящим теоретиком искусства. Он всегда стремился зафиксировать словесно и письменно изложить свои открытия в живописи, много лет вел записи своих размышлений о природе искусства и творчества, об особенностях и разнообразии возможностей средств художественной выразительности, об особом визуальном языке форм. И в этом между ними было много общего. К тому же их теория искусства во многом опиралась на теорию современного искусства, разработанную мюнхенской и австрийской школой искусствоведения. В частности, им одинаково близка была «теория форм видения» мюнхенского философа и теоретика искусства Конрада Фидлера. Один из главных постулатов творчества Клее - «искусство не воспроизводит видимое, а делает видимым» звучит в унисон с утверждением Фидлера о том, что главная задача художника заключается не столько в выражении своей эпохи, сколько «в придании эпохе смысла».