Методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить сущность методики педагогического исследования и определить применяемые в данном исследовании методы.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- сформулировать понятие и значение педагогического исследования;

- определить основные методологические принципы педагогического исследования;

- рассмотреть основные подходы к определению методики педагогического исследования;

- охарактеризовать достоинства и недостатки каждого типа исследования;

Содержание

Введение. Цели и задачи работы стр. 3
Методы педагогических исследований:
Наблюдение стр. 4
Беседа стр. 5
Педагогический эксперимент стр. 6
Тестирование стр. 8
Анкетирование стр. 8
Заключение и выводы стр. 10
Список литературы стр. 12

Вложенные файлы: 1 файл

Объект изучения в работе.docx

— 28.25 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение. Цели и задачи работы                           стр. 3

Методы педагогических исследований:

Наблюдение                                                            стр. 4

Беседа                                                                       стр. 5

Педагогический  эксперимент                             стр. 6

Тестирование                                                           стр. 8

Анкетирование                                                        стр. 8

Заключение и выводы                                            стр. 10

Список литературы                                                стр. 12

 

 

 

 

 

 

Введение   

У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.

К традиционным методам относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы - методы, доставшиеся современной педагогике в наследство от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Цели и задачи работы:

Объект изучения в работе – педагогическое исследование. Предмет исследования – методика и методы педагогического исследования. 
 
Цель работы – выявить сущность методики педагогического исследования и определить применяемые в данном исследовании методы. 
 
Задачи, решаемые в ходе работы: 
 
- сформулировать понятие и значение педагогического исследования; 
 
- определить основные методологические принципы педагогического исследования; 
 
- рассмотреть основные подходы к определению методики педагогического исследования; 
 
- охарактеризовать достоинства и недостатки каждого типа исследования; 
 

 

  1. Наблюдение

Наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Наблюдение - самый старый в педагогике метод, впервые он был введен Яном Амосом Коменским. Наблюдение требует очень большой как подготовительной, так и организационной работы. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Особенно сложно соблюсти последнее требование, так как человек по своей природе субъективен. Проводили даже такой эксперимент: за одним ребенком одновременно наблюдали несколько человек, при сравнении результатов наблюдения выяснилось, что совпало всего 10% информации.

Для грамотного организованного наблюдения необходима программа наблюдения, которая состоит из 3 частей.

а) выбор объекта наблюдения.

Например, ученик, которого учителя считают "светилом школы", а все ученики не любят, надо выяснить, с чем это связано и помочь; или у ученика нет никаких интересов, а потому у него нет стремления учиться; или полная неуверенность в своих силах, отстраненность от всех - ему никто не нужен, но и он никому не нужен и т.д.

б) определение целей и задач наблюдения:

- выявление положительных  качеств,

- выявление отрицательных  качеств.

в) разработка схемы наблюдения, создание условия для наблюдения: наблюдения на уроках разных учителей, наблюдения во всех внеклассных мероприятиях (иногда приходится даже специально для этого их планировать), в домашних условиях и т.д.

При наблюдении результаты обязательно фиксируются, полученные данные обрабатываются.

Достоинства:

- не только изучаем  ученика, но можем иногда и  сразу предпринять какие-то действия, попытаться изменить ситуацию.

Недостатки:

- большое количество времени,

- большое количество затраченных  сил и энергии,

- нет вариантов программ  наблюдений, учитель каждый раз, для каждого ученика разрабатывает  все сам,

- не вскрывает внутренние  стороны педагогических явлений,

- невозможно обеспечить  полную объективность информации,

- люди меняют свое поведение  под наблюдением.

Поэтому, наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования.

 

  1. Беседа

Беседа - один из самых древних методов педагогических исследований.

Подготовительный этап беседы включает в себя: выбор объекта беседы, определение цели беседы, определение времени и места проведения беседы. Необходимо составить план беседы.

Беседа не должна проводиться в учительской (нервозное состояние ученика), в коридоре или в классе во время перемены (вызывает любопытство учеников, тем самым заставляя ученика опять нервничать). Лучше всего оставить ученика после урока или попросить его проводить домой и донести тетради, или в лаборантской, попросить помочь подготовится к следующему уроку и т.д.

Беседа должна состоять из трех этапов - ознакомительного (кто родители, интересы, отношения, какие кружки посещает, с кем дружит, кто является авторитетом, какие идеалы, кем собирается стать и т.д.); кульминационный - основные вопросы, ради которых задумывалась беседа; третий - советы, пожелания.

Организационные особенности беседы: вопросы составляются только для себя, их ни в коем случае не должен видеть ученик, тем более их нельзя зачитывать, ответы на вопросы тоже надо запоминать, учитывать тембр речи.

После беседы самые важные моменты необходимо зафиксировать. Можно записать беседу на магнитофон, но только для себя: ни в коем случае этого не должен видеть ученик и нельзя давать прослушивать эту запись никому, иначе доверие со стороны учеников будет подорвано и ни один из них не пойдет на откровенный разговор с вами в дальнейшем.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма, используют специальные меры:

- наличие четкого плана,

- обсуждение интересующих  исследователя вопросов в различных  ракурсах и связях,

- варьирование вопросов, постановка их в удобной для  собеседника форме.

Достоинства:

- учитель по ходу беседы  чувствует, удалось ли установить  контакт с учеником, может попытаться  повлиять на ученика, легче в  последующем построить программу  воспитания и самовоспитания  с этим учеником.

Недостатки:

- достаточно большое количество  времени,

- сложность фиксации результатов  беседы,

- для хороших результатов  необходим опыт и умение вести  беседу.

 

  1. Педагогический эксперимент

Один из современных методов педагогического исследования -педагогический эксперимент. Слово "эксперимент" латинского происхождения и в переводе означает "опыт", "испытание". Это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Необходимо помнить, что эксперимент ни в коем случае не должен принести вред ученику. Для эксперимента необходима соответствующая база.

Педагогический эксперимент требует:

- обоснования рабочей  гипотезы,

- разработки исследуемого  вопроса,

- составления детального  плана проведения эксперимента,

- строгого соблюдения  намеченного плана,

- точной фиксации результатов,

- тщательного анализа  полученных данных,

- формулировки окончательных  выводов.

Надежность экспериментальных выводов зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены. Если проверяется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Так как в реальной жизни причин, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса очень много, то соблюсти это требование очень трудно.

Существует классификация экспериментов по цели проведения:

1. констатирующий - изучаются существующие педагогические явления;

2. проверочный, уточняющий - проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3. преобразующий, формирующий - в его процессе конструируются новые педагогические явления.

В основном, эти виды эксперимента применяются в последовательности.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Объектом педагогического эксперимента могут сталь планы, программы, учебники и учебные пособия.

 

  1. Тестирование

 "Тест" - короткое испытание, проба. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

В педагогике тесты используется: как форма опроса на уроке - тесты успеваемости, тесты элементарных умений, таких, как письмо, чтение, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности - выявление степени усвоения знаний, умения по всем учебным предметам. Так же тесты используются для изучения личности.

Выделяется два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы, по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Достоинства:

- точность,

- простота,

- доступность,

- возможность автоматизации.

  1. Анкетирование

Это самый распространенный метод социально-педагогических исследований. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников - анкет.

Требования к проведению и составлению анкет:

- составлять должны только  профессионалы;

- должна отвечать требованиям  репрезентативности (выводы по классу, школе, региону): по классу должно  быть опрошено - 80%, по школе - 25-30%, по району - 15-20%, по городу - 7-10%, по  области - 3-5%, по региону - 1-2%, по стране - 0,1%.

- должны проводиться не  чаще, чем 2 раза в год в одном  и том же коллективе, так как  иначе пропадает интерес и  теряется доверие у опрашиваемых  к проводимым исследованиям. т.д.

Требования к вопросам анкеты:

1. Анкета должна быть  пронизана единой теоретической  мыслью.

2. Вопросы в анкете  должны подаваться с однозначной  интерпретацией, иначе их невозможно  будет обрабатывать.

Например, нравится ли тебе коллектив твоего класса? Ответы "да", "нет", "не знаю".

3. Рекомендуется использовать  в анкете вопросы закрытого  или полузакрытого типа.

4. Не рекомендуется использовать  в анкете вопросы, которые вызывают  напряжение в ходе опроса или  стереотипный ответ.

5. Можно использовать  вопросы, которые оказывают давление  на нравственные качества ученика.

6. Рекомендуется использовать  в анкете вопросы, ответы на  которые ранжируются.

7. Анкета начинается с обращения к опрашиваемому, где обязательно аргументируется цель анкеты, даются методические рекомендации по ее заполнению.

8. Анкета может быть  анонимной или авторской. Для  большей объективности лучше  проводить анонимную, но если  ставится цель оказать помощь  каждому отдельному ученику, то  она должна быть авторской.

Достоинства:

- охват большого количества  опрашиваемых;

- не требует большого  количества времени;

- простая обработка.

Недостатки:

- нет уверенности в  объективности опрашиваемых.

- нельзя делать выводы  только на основании одной  анкеты.

 

 

Заключение

В последние годы значительно интенсивнее стали проникать в педагогические исследования математические методы, что приблизило возможность находить для некоторых педагогических явлений не только качественные, но и количественные характеристики. Для педагогической науки это имеет большое значение, так как очень многие процессы обучения и воспитания характеризуются высокой вариативностью в зависимости и от субъективных и объективных факторов. Зачастую невозможно даже точно повторить проведенный эксперимент с тем же составом учащихся, поскольку предыдущая деятельность оставила какой-то след и теперь они стали качественно несколько иными. К тому же мог сказаться ряд случайных, нерегулируемых влияний, из которых многие трудно выявить и учесть. Это вынуждает обращаться к математической науке, к одной из ее областей — теории вероятностей, позволяющей установить степень вероятности того или иного явления в зависимости от определенных условий его возникновения и протекания, исследовать закономерности, обусловливающие проявление случайных влияний в разных условиях. Довольно широкое распространение в педагогических исследованиях получили методы математической статистики. С их помощью устанавливается, в частности, среднее арифметическое значение изучаемой величины (например, сделанных учениками ошибок в контрольной работе, прочтенных школьниками по своей инициативе научно-популярных книг и брошюр) и степень надежности этого показателя, путем вычисления среднего квадратичного отклонения, которое характеризует степень устойчивости среднего арифметического (т. е. рассеянность вокруг среднего арифметического выражаемых им данных). Применяется в педагогическом исследовании и метод моделирования, т. е. использование схем, чертежей и логико-математических знаковых формул, обычно в процессе формулирования гипотез и затем их проверке в тех случаях, когда данное педагогическое явление изучать в естественных условиях трудно или вообще невозможно.

Информация о работе Методы педагогических исследований