Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, курсовая работа
Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации творческого педагогического мышления 9
1.1. Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности преподавателя 9
1.2. Творческая личность педагога: понятие, сущность, этапы становления 13
1.3. Специфика условий труда и деятельности педагога ДОУ 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик мотивации творческого педагогического мышления воспитателей 28
2.1. Мотивация творческого профессионального мышления у педагога ДОУ 28
2.2.Условия и технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ 33
2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Оглавление
Актуальность проблемы развития мотивации, как способа развития творчества педагогов доу связана с тем,что постановка современных образовательных задач все чаще связывается с понятием «творчество», как новым признаком человеческой деятельности. Современные исследователи сходятся во мнении, что в обществе сформировался устойчивый и долговременный социальный запрос на личность, яркие педагогические индивидуальности, на педагога свободного и критически мыслящего, раскованного и творческого, самобытного и инициативного .
Р.П. Скульский отмечает: «Творчество в самом существе педагогической профессии, ибо нельзя дважды повторить даже одно и то же занятие, хотя посвящается оно той же теме, построено по тому же плану» [9.] Динамизм учебно-воспитательного процесса побуждает педагога постоянно искать необходимые в каждом конкретном случае решения возникающей проблемы, а постоянный поиск представляет собой специфику педагогической деятельности»
Исследование проблемы творчества педагога актуально в связи с количественным и качественным ростом задач, с которым сталкивается современный педагог. Решение профессиональных задач типизированными способами подчас является неэффективным, тем более что работа педагога подразумевает большое разнообразие ситуаций, готового решения которых не существует в принципе. Исследователи профессионального педагогического творчества отмечают, что современная педагогическая деятельность отвергает простую исполнительность, пассивность и установку на нормативное отношение к профессиональным обязанностям, поскольку для нее характерен целый комплекс специфических черт, среди которых называются: интенсивность педагогической деятельности, ее методологичность, динамичность содержания. Творческая деятельность современного педагога связана со способами формирования доминантной мотивации, направленностью на решение оригинальных задач, настойчивостью в достижении цели, целеустремленностью, устойчивостью и широтой познавательных интересов .
Под мотивацией понимают совокупность побуждений к деятельности, начинающейся с потребностей . Словарь под редакцией профессора В.М. Полонского трактует потребность как исходную форму активности, движущую силу развития человека, организующую и направляющую его поведение и познавательные процессы [5 ]. Эта трактовка предопределяет ведущую роль потребности в творческом профессиональном самовыражении как базового конструкта мотивационного компонента профессионально-творческой направленности. В удовлетворении данной потребности заключается механизм самосовершенствования специалиста. Это связано с тем, что любая потребность выражает противоречие между имеющимся и необходимым [7, с. 39], а деятельность по преодолению этого противоречия подразумевает развитие.
В поисках соотношения между потребностью и деятельностью обратимся к исследованию А.И. Федотовой. По мнению этого автора, между этими явлениями есть опосредующие звенья — осознание потребностей в форме интересов, желаний, целей, влечений и т. д., которые при определенных условиях становятся мотивами поведения человека [11]. А.Ю. Тимакова отмечает, что суть любой потребности состоит в выполнении определенных действий, в результате которых эта потребность реализуется. Автор делает вывод, что любая потребность почти всегда есть потребность в определенных действиях, ведущих к ее удовлетворению [10, с. 33]. В нашем случае потребность в профессиональном творчестве требует деятельности, по уровню которой можно судить о степени выраженности данной потребности. На основе сформированной потребности в профессиональном творчестве возникает соответствующая мотивация.
Потребность в профессионально-творческой деятельности является производной от потребности в самореализации, выделенной А. Маслоу в качестве высшей в его иерархии потребностей человека [6]. Т. И. Иванюк в книге «Творчество и личность» к творческим потребностям относит потребность созидания, потребность самореализации, потребность самоутверждения и потребность личностного развития [3].
Творческая активность личности - деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А.л. - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих, взглядов, единстве слова и дела. В А.л. воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. - непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность А.л. зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.
В психологии А.л., обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности - поведению, зависящему гл. Обр. от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А.л.: послушный и исполнительный ребенок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный». В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение обучающихся задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение обучающихся должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, обучающиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных на материале только школьной программы, требуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой - безверие и цинизм. В основе научно-технического и социального прогресса лежит А.л., что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением уч-ся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретаций связана с желанием уч-ся постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление уч-ся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса. Стимулирование творческой А.л. требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение.
Воспитание в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения обучающихся происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения. Формальный актив группы лишь в том случае способен выполнить воспитательную роль лидера, когда он состоит из действительно активных детей и подростков, а не просто добросовестных учащихся, которые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах уч-ся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и общественной активности, когда каждый обучающийся принимает сознательное участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример учителя как организатора и активного гражданина.
По данным доктора педагогических наук Н.А. Подымова, мотивы самореализации занимают достаточно высокое место в системе мотивов инновационной деятельности учителя, их отметили 27% педагогов.
Если они оказываются связанными с профессиональными педагогическими мотивами, то практически исключается проявление мотивов самоутверждения, подавляющих развитие педагогической деятельности.Педагог, идущий по такому пути, — это человек с высоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл. Его отличает создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств [4, с. 187–188]. Автор отмечает, что учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности такого саморазвития.
Проблема мотивации тесно связана с личностным смыслом деятельности. Н.А. Подымов отмечает, что проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом-учителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов [4, с. 181].
Состояние научной разработанности проблемы мотивации творческого развития педагогов убеждает в том, что данная проблема исследуется на философском, психологическом и педагогическом уровнях.
Сущность, факторы и условия профессионального роста педагогов рассматриваются в работах А.А.Бодалева, Т.Г.Браже, Б.З.Вульфа, П.Т.Долгова, Л.М.Митиной и др. Исследователи характеризуют личность педагога, его образование, развитие и профессиональную деятельность как многоаспектную, сложную, развивающуюся систему.
Проблематика мотивации творчества педагогов глубоко освещена учеными в различных аспектах: применительно к проблеме мотивации педагогов (В,Г,Асеев, А.Б.Бакурадзе, В.В.Гузеев, А.Маслоу и др.); применительно к проблеме психологии управления (Е.П.Ильин, Н.Н.Вересов и др.)с позиций основ управленческой деятельности и оценке поведения педагогов в условиях изменений (П.Мартин, Ш.Ричи и др.); применительно к проблеме преодоления сопротивления изменениям (К.М.Ушаков); с позиций экспертизы инновационной деятельности педагога (Т.Г.Новикова, А.С Прутченков и др.).
Объект исследования - психологические характеристики профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - структурно-функциональные характеристики мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Общая гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между уровнем творческого педагогического мышления, структурой его мотивации и эффективностью профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее "проблемой века".
Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики; в простейшем случае как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов; не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей; как общечеловеческий феномен, неотъемлемая принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального. [2]
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется и "прогрессивностью". С.С. Голъдентрихт отмечает, что "природа творческого деяния - созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку". [3]
Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры " общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
Информация о работе Мотивация как способ развития творчества педагога