Мотивация как способ развития творчества педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации творческого педагогического мышления 9
1.1. Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности преподавателя 9
1.2. Творческая личность педагога: понятие, сущность, этапы становления 13
1.3. Специфика условий труда и деятельности педагога ДОУ 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик мотивации творческого педагогического мышления воспитателей 28
2.1. Мотивация творческого профессионального мышления у педагога ДОУ 28
2.2.Условия и технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ 33
2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

motivatsia_kak_sposob_razvitia_tvorchestva_peda.docx

— 68.53 Кб (Скачать файл)

В психологическом словаре творчеству дается следующее определение. «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [126, с.393]. Основу творчества составляет креативность, которая определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в специфической направленности личности на познание; в способностях порождать новые идеи и отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, а также правильно и быстро решать проблемные ситуации; в характере, как устоявшейся системе поведения и отношений человека [6; 5; 6].

Креативность выступает в двух формах: потенциальной, представляющей собой совокупность способностей к творчеству, и актуальной, проявляющейся в творческой активности личности. Креативность присуща в той или иной степени каждому человеку и является основой продуктивного развития личности [7].

В структуру креативности входят: любознательность, интуитивность, легкость владения языком, как средством формулирования мыслей. Ф.Баррон и Д.Харрингтон сделали следующие выводы о креативности: «1. Креативность — это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет осознать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. 2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы внутренней мотивации. 3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Добавляется еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Проблема совершенствования творческого профессионального мышления рассматривается в русле развития прикладных исследований по психологии труда как раздела профессиографии. С позиции данных исследований творческое мышление рассматривается как деятельность интеллектуальная и анализируется как процесс решения проблемных ситуаций в структуре трудовой деятельности.

В качестве принципов творческого мышления профессионала М.М.Кашапов определяет: 1. осознание господствующей идеи; 2. поиск различных подходов; 3. высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления; 4. использование случая; 5. видение взаимосвязи компонентов профессиональной деятельности, выявление их рассогласования, нахождение и реализация новых идей в своей работе [5].

Как уже указывалось выше, условия, в которых разворачивается проблемная ситуация, видение ее элементов и контекста во многом определяет решение, которым воспользуется педагог для разрешения данной ситуации. Исходя из позиции Д.Б.Богоявленской о том, что творчество является ситуативно-нестимулированной активностью личности, стремлением выйти за пределы заданной ситуации [13], можно говорить, что творческое мышление активизируется именно тогда, когда наличных элементов ситуации недостаточно для эффективного ее разрешения, и возникает необходимость во внедрении новых, дополнительных элементов.

В современной психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к формированию, развитию и совершенствованию творческого мышления педагога. Применительно к работе с воспитателями ДОУ можно выделить два основных уровня совершенствования педагогического мышления: проблемно-методологический и проблемно-практический, оперативный

Проблемно-методологический подход к организации содержания учебной деятельности педагога предполагает: а) анализ реальных проблем и задач, которые возникают в общей системе воспитательной деятельности; б) моделирование (воссоздание, имитация) этих проблем и задач в качестве структурных единиц предметного содержания учебной деятельности воспитателя; в) изучение этих проблем и задач с целью отработки методологии их решения на основе теории и практического опыта воспитателя. Предметом методологического осмысления является структура решений некоторой практической задачи, процесс движения мысли от возникновения ведущей идеи решения к разработке конкретных способов-ее реализации, обусловленных данной ситуацией [8].

Совершенствование творческого мышления на этих уровнях позволяет актуализировать потенциальное творческое мышление педагогам, находящимся в рефлексивной позиции. Такое обучение помогает воспитателям анализировать различные педагогические ситуации, самостоятельно вырабатывать творческие способы действий и расширить видение ресурсности ситуации и возможности творчества в ней. Основным содержанием этого уровня является обучение воспитателя, включающее в себя формирование общих знаний, умений и навыков творческого решения и поведения в условиях педагогических проблемных ситуаций с использованием общекультурного и профессионального опыта самого педагога и его коллег.

Оперативный уровень совершенствования творческого педагогического мышления также является важной частью обучающей работы. На данном уровне происходит развитие умений, обеспечивающих обучению видения ресурсности проблемных ситуаций. Развитие таких умений осуществляется в процессе обучения приемам анализа педагогических ситуаций и возможных предложенных решений. Отличительной особенностью данного уровня служит регламентированность, дозированность применяемых средств обучения, а также меньший период, необходимый для- возникновения новообразований в мышлении субъекта. Результатом реализации этого уровня является повышение уровня творческого педагогического мышления. К основным направлениям, реализующимся на этом уровне, относят: проблемно-нормативное, функционально-операциональное, проблемно-дидактическое, проблемно-эвристическое.

В процессе совершенствования творческого мышления основной акцент делается на проблемно-эвристическом направлении, где показателем творчества выступает способность преподавателя обнаруживать проблему в сложной педагогической реальности. Эффект обучения воспитателей эвристической организации профессиональной деятельности заключается в повышении у них инициативы, самостоятельности, творческом обнаружении собственных проблем и- их решении. Содержание этого направления раскрывается в работах Ю.Н.Кулюткина, Е.И.Степановой, Г.С.Сухобской и др. М.М.Кашапов говорит о том, что формирование творческого мышления проходит ряд этапов: Осуществляется поиск, отбор и накопление профессионально значимых качеств творческого мышления. Происходит стабилизация состава профессионального-мышления на основе формирования целостной структуры, в которой выделяются различные по значимости компоненты и связи. Завершается свертывание структуры профессионального мышления, переход ее из состояния развития в состояние использования в конкретной ситуации.

На каждом этапе реализуются следующие звенья творческого процесса: потребность в новой идее; выделение проблемы; отход от очевидных возможных решений; поиск нужной комбинации приемов из других возможных; многократные усилия по приближению решения; кристаллизация решения [8]

2.2.Условия и  технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ

Важнейшими вопросами педагогики являются:

• Как научить творчеству каждого обучающегося?

• Как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?

Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству.

Напомним, что главная цель образования — усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента (по И.Я. Лернеру):

1) знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;

2) опыт осуществления основных  способов деятельности;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-ценностного  отношения к миру и деятельности.

Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:

1) самостоятельное осуществление  переноса знаний и умений в  новую ситуацию;

2) обнаружение новой проблемы  в стандартной ситуации;

3) установление целостной  структуры объекта;

4) видение новой функции  объекта;

5) разработка и учет  альтернатив при решении проблемы;

6) комбинирование и преобразование  ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой  проблемы.

Среди теоретических подходов к организации образования учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Реализация этого подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в личности творческие способности и потребность в творчестве (социальном, научном, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными, или развивающими, технологиями (о них речь пойдет ниже).

Уже отмечалось, что необходимым условием организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, является создание развивающей, культурно-образовательной среды в учебном заведении.

В образовательной практике, используются инновационные технологии обучения. Под технологией обучения понимается упорядоченная система способов педагогического взаимодействия, реализация которой обеспечивает достижение поставленной цели. В педагогике существует несколько классификаций технологий; в соответствии с одной из них выделяются две группы: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные (развивающие) технологии.

К предметно-ориентированным технологиям относятся технологии полного усвоения учебного материала учащимися, технологии уровневой дифференциации, технологии концентрированного обучения. Эти технологии реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

Личностно-ориентированные технологии нацелены на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт.

Критериальным признаком личностно-ориентированных технологий обучения является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.

Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как:

• ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;

• анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Еще раз подчеркнем, что в педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту неизвестны. Творчество невозможно без вдохновения, эмоционального подъема, т. е. его энергетической составляющей, которая стимулирует этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует более богатому и глубокому проявлению индивидуальности. Поэтому способами организации учебно-творческой деятельности, стимулирующей развитие творческого потенциала личности, в частности через реализацию ассоциаций и анаксиоматизацию, выступают эвристические методы и принципы (эвристики). Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности обучающихся (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности обучающихся в решении творческих задач. Использование эвристических методов позволяет повысить степень мотивации и эмоциональности, активности и самостоятельности всех обучающихся образовательного процесса. Широко распространены такие эвристики, как «мозговая атака», «мозговой штурм»-, метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики, прием завышения оценки удачного способа решения задачи, прием «остронения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении их от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода — запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников — от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:

1-й этап— распределение  учащихся по группам (по 7—8 человек, психологически совместимых);

2-й этап — выделение  группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3-й этап — генерирование  идей по правилам «мозговой  атаки»;

4-й этап — отбор, систематизация  и классификация идей;

5-й этап — деструктирование идей, т. е. оценка идей в про¬цессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» на этом этапе имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей;

Информация о работе Мотивация как способ развития творчества педагога