Мотивация как способ развития творчества педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации творческого педагогического мышления 9
1.1. Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности преподавателя 9
1.2. Творческая личность педагога: понятие, сущность, этапы становления 13
1.3. Специфика условий труда и деятельности педагога ДОУ 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик мотивации творческого педагогического мышления воспитателей 28
2.1. Мотивация творческого профессионального мышления у педагога ДОУ 28
2.2.Условия и технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ 33
2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

motivatsia_kak_sposob_razvitia_tvorchestva_peda.docx

— 68.53 Кб (Скачать файл)

6-й этап — окончательный  выбор идей. Метод коллективного  поиска оригинальных идей требует  соблюдения следующих педагогических  принципов: сотворчества, доверия творческим  силам и способностям учащихся; оптимального сочетания интуитивного  и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы — дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.

1) Для осмысления предложенной  задачи надо поставить перед  собой вопросы: что известно? что  дано? в чем состоит условие?

2) Для осуществления поиска  решения задачи целесообразна  постановка следующих вопросов: как найти связь между данными  задачи и неизвестным? известна  ли вам похожая задача? можно  ли ею воспользоваться? можно  ли воспользоваться методом ее  решения? можно ли сформулировать  задачу иначе? можно ли найти  более доступную задачу? более  общую? более частную? аналогичную? что полезное можно извлечь  из данных? все ли данные уже  использованы?

3) При осуществлении плана  решения необходимо контролировать  каждый свой шаг: правильно ли  вы поступили? Обосновывайте правильность  ваших шагов.

4) При контроле и самоконтроле  полученного решения важными  являются вопросы: нельзя ли проверить  результат? как проверить ход  решения? как и где можно использовать  полученный результат? можно ли  решить задачу, обратную данной?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности решения любых задач, недостаток — в нехватке оригинальных идей и решений.

Метод аналогий — важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т. д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.

Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения — это психолого-педагогическое требование к составлению заданий, которые представляют известную трудность для и требуют от них творческого поиска.

Процесс составления и решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Связь эмоций и мышления в процессе решения задач исследована O.K. Тихомировым. Им введено понятие «эмоциональное решение задачи», которое означает состояние человека до того, как он сформулирует словесно принцип и ход решения задачи. Это один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие творческой направленности учащихся. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя — это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить.

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование педагогом примеров из художественной и научной литературы, шуток, загадок, головоломок, аналогий, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.

Важным фактором развития творческого потенциала является не только осуществление и учет педагогом их эмоционального состояния, но и включение учащихся в самоанализ собственной эмоциональной сферы. Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности — как системообразующий компонент личностного роста. Успешное развитие творческого потенциала обучающихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение обучающимися рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности должно занимать важное место. Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.

Поскольку рефлексия собственных действий является незаменимым компонентом творческой деятельности и условием ее эффективного осуществления, то развитие рефлексивных способностей учащихся (студентов) также составляет задачу каждого занятия. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях. Показателями развития у обучающихся рефлексивных способностей являются следующие:

1) уяснение для себя  содержания материала, представленного  в виде текста (схемы, рисунка);

2) владение приемами отработки  изучаемого содержания (пересказ  своими словами, понимание логики  изложения, выделение ключевых понятий  усвоенного материала);

3) владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок);

4 ) умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объясни¬тельные принципы, выдвигаемые следствия);

5) умение составлять систему  проверочных заданий.

Таким образом, подчеркнем, что эмоциональные состояния выполняют роль механизма развития творческого потенциала личности. Эмоциональное развитие личности раскрепощает ее интеллектуальные возможности, стимулирует формирование творческих способностей. Систематическое обращение к собственным эмоциональным переживаниям и их подтверждение дает человеку ощущение своей «правильности», собственной адекватности.

Важную роль в создании обстановки, стимулирующей творческое развитие, играет форма организации их деятельности.

В системе классно-урочной организации учебного процесса появились так называемые нетрадиционные, необычные уроки. К ним относят те, на которых школьник участвует в производстве своих знаний, умений, способов взаимодействия с одноклассниками и учителями. Нетрадиционными являются уроки, построенные на оригинальной организации освоения учебного материала: урок взаимного обучения, урок-эврика, урок-размышление, урок-портрет, урок-панорама, урок-игра. Активизируют творческий поиск учащихся и учителей уроки по аналогии с организованными событиями: аукционы, конференции, урок-защита диссертации, урок-посвящение. Эти уроки требуют совместного проектирования учебной деятельности, когда ученик взаимодействует с учителем как партнер, добывающий знания вместе с педагогом. На таких уроках продуктивно работают такие технологии, как «мозговой штурм», «мозговая атака», о которых уже шла речь.

Особое место в образовательных практиках школ, ориентированных на творческое развитие обучаемых, занимают уроки-театрализации. Уроки, театрализация на которых может занимать отдельные его элементы или урок в целом, ставятся коллективным режиссером: и учителем, и обучаемыми. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой обучаемые вместе с педагогом уже не играют, а живут жизнью изучаемых литературных героев, исторических деятелей.

Подчеркнем, что рефлексия на таких занятиях является важным условием обогащения эмоционального опыта и поведения растущей личности. Включение учащихся в рефлексию своих эмоциональных состояний возможно при помощи вопросов-заданий типа: расскажите, что вы чувствовали во время занятия? по его ходу? что нового узнали? чему научились? что услышали впервые? оцените по десятибалльной шкале степень своей активности на занятии. Учащиеся называют самые разные, подчас прямо противоположные чувства («удовлетворение», «интерес, что дальше будет», «раздражение», «удивление», «обычное состояние перед изучением новой» и т. п.). Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственной индивидуальности, уникальности своей личности. Обогащение рефлексивной практики учащихся может обеспечиваться введением в содержание занятий различных игровых рефлексивных технологий, например: «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и др.

Таким образом, рефлексия собственных эмоциональных состояний должна стать компонентом каждого занятия. Сам факт трансформации усваиваемой информации в эмоциональное переживание познающей личности приобретает смыслообразующий статус в учебно-познавательной деятельности. На таких занятиях учащимся открывается принципиально новый, творческий опыт познания, в котором особую значимость имеет проявление собственных чувств, собственной индивидуальности и опыта. Среди эмоциональных характеристик интеллекта творческой личности, наряду со способностью распознавать собственные эмоции, владеть ими, выделяют способность распознавать эмоции других людей.

2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию

Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий

 В современных условиях  перехода к Федеральным государственным  требованиям меняется статус  педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования  к его профессионально-педагогической  компетенции. Сегодня востребован  педагог творческий, умеющий мобилизовать  свой личностный потенциал в  современной системе воспитания  и развития дошкольника. В связи  с повышением требований к  качеству дошкольного образования  меняется и методическая работа  с кадрами.

 В документе Федеральные  государственные требования к  условиям реализации основной  общеобразовательной программы  в дошкольного образования одна  из важнейших групп – это  требования к кадровому обеспечению. Непрерывность профессионального  развития педагогических работников  обеспечивается также деятельностью  методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов. (пункт 1)Важна и другая позиция в характеристике кадрового обеспечения системы образования. Это непрерывность профессионального развития педагогических работников.

 В психологии категория  «развитие» трактуется как созревание; – развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность  развивания»; – развитие как саморазвитие  «…как фундаментальная способность  человека становиться и быть  подлинным субъектом своей собственной  жизни. И с этой точки зрения  подлинно развивающим образованием  может считаться то, и только  то, которое реализует все три  типа развития, центральным из  которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» [3;46].

 Наше дошкольное учреждение  открылось после капитального  ремонта в мае 2010 года. Произошло100% пополнение кадровым составом. Кадровый  вопрос стал одним из важных  вопросов образовательного учреждения. Одной из задач методической  службы явилось определить профессионализм  педагогов. Актуальным было и  является в настоящий момент  времени, создание мотивации для  педагогов ДОУ к профессиональному  саморазвитию, эффективно использовать  все формы повышения квалификации  педагогов начиная с курсов  и заканчивая самообразованием.

 Под новым педагогическим  профессионализмом, следует понимать  характеристику педагога как  субъекта собственной профессиональной  деятельности, способного не только  продуктивно реализовать профессиональную  педагогическую деятельность, достигая  востребованных в обществе результатов  и эффектов, но и рефлексировать  ее основания и средства, строить  ее собственными педагогическими  средствами на основании собственного содержания образования, преобразовывать ее, проектировать, исследовать и управлять ею. Главным условием формирования нового педагогического профессионализма становится выращивание педагога, способного к профессиональной самодеятельности, самообразованию, саморазвитию [2;272].

 Современная образовательная  ситуация объективно требует  становления педагога субъектом  собственного профессионального  развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.

 В детском саду старший  воспитатель должен создать условия  для самообразования педагогов. Это обязывает каждого специалиста  независимо от полученного образования  заниматься самообразованием.

 Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и  ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть  открытием, которое вы сделали сами».

. Методическая работа  в направлена на активизацию личности педагога, на совершенствование его творческой деятельности, на актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, в основу которых ложатся достижения науки, передовой педагогический опыт. Это способствует повышению профессионального мастерства каждого педагога, формирует коллектив единомышленников.

Информация о работе Мотивация как способ развития творчества педагога