Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 15:55, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- дать характеристику теоретических основ исследования на основе изучения и анализа литературы;

- рассмотреть возможные пути формирования творчества детей 4-5 лет с помощью музыкально – игрового фольклора;

- проверить на практике разработанные формы и методы формирования музыкально – игрового творчества

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические и методические аспекты

исследования…………………………………………………………………...7

Психолого – педагогические основы формирования творческих
способностей у детей пятого года жизни……………………………………..7

1.2 Детский фольклор и его роль в развитии творчества у

дошкольников………………………………………………………………….15


Глава II. Использование музыкально – игрового фольклора в развитии творческих способностей дошкольников……………………..27

2.1 Содержание и методика проведения констатирующего этапа

эксперимента…………………………………………………………………..27

2.2 Содержание, формы и методы опытно –

экспериментальной работы. Формирующий этап…………………………..33

2.3 Итоги экспериментальной работы, анализ результатов

исследования. Контрольный этап …………………………………................45


Выводы………………………………………………………………………...49

Методические рекомендации...............................…………………………..50

Список литературы ………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 721.00 Кб (Скачать файл)

    5. Поменяйтесь с ребенком ролями и выполните предыдущие задания.

      6. Попросите малыша всю песню от начала до конца "спеть" 
ладошками. Как и в первом случае, сначала можно перейти на шепот (хлопки 
по-прежнему остаются), затем полностью спрятать голосок и оставить одни 
ладошки.

      7. Если ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и 
длинными полосками или длительностями.

                              

                              Слушай, слушай, различай

                             Звук короткий и протяжный.

                             Чувство ритма развивай –

                              Это очень, очень важно.

                                                                              Кончаловская Н. 

          КОШКА МУРКА И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ.     Музыкальные     игрушки:     дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

      ХОД ИГРЫ. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они узнают их по звучанию. Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). 
 

          ОПРЕДЕЛИ ИНСТРУМЕНТ

     ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.

      ХОД ИГРЫ. Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

     ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Проигрыватель с пластинками или дисками вокальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.).

      ХОД ИГРЫ. Ребенок слушает музыкальное произведение, определяет настроение музыки и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру исполняемого произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание. 
 

          ЧЬЯ ОЧЕРЕДЬ

     Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать "зайчиков", другие - "птиц", третьи - "лошадок", четвертые - "медвежат". Для каждой подгруппы используется "своя" музыка, с которой дети предварительно познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою "очередь" для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место. Если взрослый не владеет инструментом, можно использовать грамзапись или в качестве сопровождения взять ударные инструменты (маракасы, бубны, треугольник, барабан и т. д.). 
 

          ПЕТЯ-ПАСТУШОК

      Папа Пети был пастухом. Он пас деревенских коров. У Пети была любимая корова Звездочка. Она была такая блестящая, рыженькая, а на лбу, как звездочка, белело пятно. Петя часто просил папу:

      - Возьми меня с собой. Так хочется посмотреть, как коровы пасутся! Мы погоним их вместе. Я буду тебе помогать.

      - Вставать надо рано, а ведь ты спишь еще, когда я ухожу, - не соглашался папа.

     И все-таки Петя упросил папу взять его на пастбище. Вечером, ложась спать, он напевал песенку про петушка, просил, чтобы петушок его раньше разбудил.

    ["Петушок" - латышская народная песня.]

      Петя внимательно слушал и думал: "Хорошо папа играет. Я вырасту, тоже научусь".

    А солнышко поднималось все выше, становилось жарко, и папа сказал:

      - Коровы наши наелись, теперь надо их напоить. Помоги мне собрать всех, погоним к речке.

      Стали сгонять коров. Но что это? Звездочки нет. Папа погнал коров на водопой, а Петя пошел искать Звездочку. Ходит между кустами, деревьями и напевает.

    Игровые задания для развития песенного творчества у детей 5-7 лет

      1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие 
интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более 
низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).

  1. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
  2. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.

      4. Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая 
разнообразные интонации.

  1. Вести певческую перекличку. Взрослый поет: "Ау, где ты?" Ребенок отвечает: "Я здесь". Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
  2. Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги * ля-ля", взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.

     7. Закончи мелодию.

                                                СНЕЖОК

Слова и музыка Бырченко Г.

Как на бережок

Налетел снежок.

И до леса и до речки

Не видать дорог.

      Чтобы выполнить это игровое задание для развития творчества в пении, дети должны запомнить текст. Затем им предлагается прослушать песню в исполнении взрослого, которая поется не до конца, и закончить ее, попевая недостающие в конце звуки.

      В дальнейшем могут предлагаться только тексты, где и вопрос взрослого и ответ ребенка постоянно варьируются. Например:

         "Что-то Машеньки не слышно?"

         "Погулять, наверно, вышла!"

           Пчела жужжит

         У пчелы полно хлопот.

         Добывать ей надо мед.

         Над цветком пчела кружит,

         Про дела свои жужжит:

         "Жу - жу - жу, жу - жу - жу" 
     

      Детям предлагается послушать песню, высказаться о ее характере. Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчелку и придумать свою "песенку пчелы" на слоги "жу - жу - жу". 
 

        СКАЗОЧНОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

     Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Поиграйте с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова - сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек в сказке "Сестрица Аленушка", то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание дает чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее. 
 

                                 ПРОГУЛКА

          Игра развивает чувство ритма.

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ. Музыкальные молоточки по числу играющих.

    ХОД ИГРЫ. Дети рассаживаются вокруг взрослого.

      "Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый. - Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.

     ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.).

                              СЛУШАЙ ХЛОПКИ!

      Игра развивает активное внимание.

      Участники берутся за руки, образуя круг. Под звуки спокойной музыки

(можно без музыки) идут по кругу. Когда ведущий хлопает один раз, дети останавливаются и принимают позу аиста (встать на одну ногу, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка ходьба возобновляется. 
 

              УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

      Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребенок-водящий. Водящий закрывает глаза. Дети водят хоровод и напевают следующий текст:

    Коля, ты сейчас в лесу,

    Я зову тебя: "А-у".

    Ну-ка глазки закрывай, не робей,

    Кто позвал тебя, узнай поскорей.

      Дети останавливаются, и один из играющих (заранее выбранный) пропевает имя водящего. Ребенок, стоящий в центре круга, должен назвать имя ребенка, его назвавшего. Игру можно завершить игровым моментом. Если водящий узнал по голосу ребенка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим. 

                                       ОТГАДАЙ, КТО МЫ

     Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т. д.), а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает. 
 

          ЗАИНЬКА, СЕРЕНЬКИЙ

      Игровое задание развивает чувство ритма и творческие способности. Взрослый сажает ребенка на стульчик, рядом с которым лежат ложки, сам напевает:

    Заинька, серенький в гости пошел,

    Заинька, серенький ложки нашел.

    (Поднимает с пола деревянные ложки.)

    Ложки нашел да к дому подошел.

    Тук, тук, тук. Ребенок: Кто там?

    Взрослый: Я, зайка, серый попрыгайка, а ты кто?

    Ребенок: А я волчишка, серый бочишка.

     (Ребенок может назваться и лисичкой, и лягушкой, и мышонком.) Взрослый: Ты, волчишка, серый бочишка, выходи. Да смело в ложки постучи!

      Взрослый передает ребенку ложки, и тот выстукивает на ложках любой ритмический рисунок. Взрослый хлопает в ладоши или играет на каком-либо инструменте, сопровождая ритмическую импровизацию ребенка. 
 

                 ГРОЗА

     Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру, молнии. Будем задавать им вопросы:

     "На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?"

      Сначала попробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (играть тихо на треугольнике), входит в силу и постепенно прекращается (можно изобразить и внезапный дождь).

Информация о работе Музыкально – игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества