Народная игрушка как средство развития эмоционально-волевой сферы у тетей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработать и апробировать комплекс занятий с использованием народной игрушки для развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «эмоционально – волевая сфера, народная игрушка» на основе анализа психолого – педагогической, методической литературы и интернет ресурсов;
2. Выявить уровень развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста;
3. Спроектировать и апробировать комплекс занятий с использованием народной игрушки для развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I Теоретические основы развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста…
1.1.Понятие эмоционально – волевой сферы …………...
1.2.Особенности эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста…
ГЛАВА II Обобщение и анализ использования народной игрушки, направленной на развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста…
2.1. Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе…
2.2. Народная игрушка как средство развития эмоционально – волевой сферы…
2.3. Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 131.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Филиала ОГБОУ СПО «Ангарский педагогический колледж»

в г. Усолье – Сибирское

 

 

 

 

Дипломная работа

Народная игрушка как средство развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ГЛАВА I  Теоретические основы развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста………………………

1.1.Понятие эмоционально – волевой сферы …………...

1.2.Особенности эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………

ГЛАВА II  Обобщение и анализ использования народной игрушки, направленной на развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………

2.1. Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста  на констатирующем этапе………..

2.2.  Народная игрушка как средство развития эмоционально – волевой сферы……………………………………………………………………..

2.3.  Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни ребёнка.

Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе и матрёшка – основной образ народной игрушки, так как она образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию и несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Этот знакомый с детства образ, выполненный из дерева, является простым средством развития эмоциональной сферы ребенка.

Объект исследования: Развитие эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования:  Народная игрушка как средство развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Разработать и апробировать комплекс занятий с использованием народной игрушки для развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятий «эмоционально – волевая сфера, народная игрушка» на основе анализа психолого – педагогической, методической литературы и интернет ресурсов;
  2. Выявить уровень развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Спроектировать  и апробировать комплекс занятий с использованием народной игрушки для развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

ГЛАВА I  Теоретические основы развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

    1. Понятие эмоционально – волевой сферы

Проблема развития эмоционально – волевой сферы остро обсуждается уже на протяжении нескольких лет. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления.

Ученные пришли к выводу, что эмоции и воля взаимосвязаны между собой, и их нужно рассматривать в комплексе. Следовательно,  можно прийти к выводу, что эмоционально – волевая сфера – это комплекс психологических состояний человека, в котором функционирующую роль играют эмоции и воля.

Под эмоциями понимается особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. К классу эмоций относится настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это даже относится и к тем народам, которые вообще никогда  не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически способности к их понимаю у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Эмоции могут вызывать, как реальные, так и воображаемые ситуации. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально – психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В. К. Вилюнас пишет:  «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… предметом любви – ненависти становится всё, что познаётся субъектом как причина удовольствия – неудовольствия».1

Эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему, деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции  способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлениями или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связанны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты – это особо выражаемые эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершённого действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов  аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.  Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушая нормальный ход его поведения.

Страсть – ещё один вид сложных. Качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточении их на единой цели».2

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми.

Другой составляющей эмоционально – волевой сферы является воля.  Под понятием воля понимается настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремлённость,  терпение, упорство, стойкость, последовательность, и т.п.

Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У. Джемс в США и С. Л. Рубинштейн в России, мы обнаруживаем, что воля – вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми признаками. Каковы же они?

Ещё Аристотель ввёл понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала, как фактор, наряду со стремлением способным изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим более важным и значимым целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Ещё один из признаков волевого характера действия или деятельности, регулируемого волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана, нельзя считать волевым. «Волевое действие – это …сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом ».3

Существенными признаками волевого действия является усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что  волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связанно как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У. Джеймс по этому поводу писал следующее: «обширный мир окружающий нас со всех сторон, задаёт в нем всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчётливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда – либо предполагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак ».4

Информация о работе Народная игрушка как средство развития эмоционально-волевой сферы у тетей старшего дошкольного возраста