Народная игрушка как средство развития эмоционально-волевой сферы у тетей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработать и апробировать комплекс занятий с использованием народной игрушки для развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «эмоционально – волевая сфера, народная игрушка» на основе анализа психолого – педагогической, методической литературы и интернет ресурсов;
2. Выявить уровень развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста;
3. Спроектировать и апробировать комплекс занятий с использованием народной игрушки для развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА I Теоретические основы развития эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста…
1.1.Понятие эмоционально – волевой сферы …………...
1.2.Особенности эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста…
ГЛАВА II Обобщение и анализ использования народной игрушки, направленной на развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста…
2.1. Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе…
2.2. Народная игрушка как средство развития эмоционально – волевой сферы…
2.3. Выявление уровня развития эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 131.62 Кб (Скачать файл)

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, столько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным характерологическим данным.

Никто на Земле ещё никогда не добился успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Таким образом, совершенствование эмоций и воли означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во – первых, в направлении связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний новых объектов, предметов, событий, людей. Во – вторых, повышение уровня сознательного,  волевого управления и контроля за своими мыслями и поступками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности развития эмоционально – волевой сферы дошкольника.

Дошкольный возраст - возраст возникновения эмоционально – волевой сферы, в том числе и воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.

  У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.

 Как отмечают исследователи, управление собственным телом  нелегко дается ребенку. Вначале  это особая задача, которая требует  внешнего контроля  над самим  собой, - ребенок может оставаться  относительно неподвижным только  в то время, когда смотрит на  положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли  из подчинения. Только постепенно  дети переходят к контролю  над положением своего тела на основании мышечных ощущений.

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.

В.С. Мухина отмечает, что "сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными".

Главное в управлении своим поведением - уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть и управлять собой. В дошкольном возрасте произвольное поведение – это, прежде всего, умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости  между целью действий и их  мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

Стремление к цели - феномен развития и бытия всего живого. Целенаправленность, идущая не извне (от предмета), а изнутри (от ребенка, его желаний и интересов), начинает складываться в раннем возрасте и, как мы знаем, проявляется больше в постановке целей, чем в их достижении, доведении дела до конца: слишком часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных умений: ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции; уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия; приобрести навыки самоконтроля.

Таким образом, центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка.

  Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно говорить о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения.

Другой составляющей эмоционально – волевой сферы дошкольника является  эмоциональная сфера.

  Эмоциональная сфера – является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны воспринимать эмоциональное состояние другого  и управлять своими эмоциями. Огромное значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. 
         Эмоции детей этого периода хотя и ярки, но в большой степени ситуативные и неустойчивые. Ребенок еще не способен на длительное проявление заботы и сочувствия по отношению даже к самым дорогим и любимым людям. Таким же образом дети относятся и к сверстникам, не являющимся членами семьи. 
 Дошкольное детство – период формирования глубины и устойчивости эмоций. Старшие дошкольники уже проявляют заботу о близких в большей степени, наблюдаются альтруистические поступки, направленные на ограждение их от огорчения и беспокойства. 
 Одно из основных и главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием человека. Ребенок продолжает познавать окружающий мир, расширяя его границы в своем сознании. Кроме того, он знакомится с тем, что его поступки имеют свои последствия, и в связи с этим начинает учиться разбираться в том, что приемлемо и неприемлемо во взаимодействии с людьми. Все это распространяется и на чувства человека, связанные с собственным поведением. Ему уже с трехлетнего возраста приятна похвала окружающих, а огорчает – порицание. 
 Внешние проявления эмоций в дошкольном детстве также подвержены изменениям. Постепенно приходит умение до известной степени сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств. 5-6 летний дошкольник уже в состоянии сдерживать слезы, скрывать страх и т.п. Таким образом, начинается процесс усвоения «языка эмоций» - эмоциональные оттенки и полутона переживаний, выраженные взглядом, мимикой, жестами, позами, движениями, интонациями голоса и принятые в обществе. Все эти преобразования и изменения приводят к началу осознания человеком дошкольного возраста своих переживаний, которые формируются в устойчивые эмоциональные комплексы.  
 К 6-ти годам происходит обобщение предшествующих эмоций и чувств, которые были мимолетными и не оставляли заметного следа в его памяти и в известном смысле не оказывали влияние на становление его личности. Это обобщение приводит к тому, что переживания, эмоции, чувства приобретают новый смысл, между ними происходит установление связей, становится возможной борьба и взаимодействие переживаний.   

Появляется логика чувств. Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению и формированию внутренней жизни человека. Она не повторяет его внешнюю жизнь, не является его копией, хотя внешние отношения, ситуации и события, безусловно, влияют на содержание внутренних ощущений и мыслей, они своеобразно преломляются в сознании и формируются в эмоциональные представления в зависимости от логики чувств человека, уровня его притязаний, ожиданий, настроения и т.п.   

Существует и обратный процесс: внутренняя жизнь, жизнь переживаний влияет на поведение и, следовательно, на внешнюю составляющую событий, в которую ребёнок постоянно включается. Надо отметить, что взаимодействие внутренней и внешней жизни происходит постоянно. 
      В эти периоды становления личности человека утрачивается детская непосредственность: размышления предшествуют действию, скрываются переживания и сомнения, утаиваются негативные эмоции. Это становится внешне различимо. В то же время некоторое время еще значительно сохранятся открытость, стремление полностью проявить свои эмоции на окружающих, действовать согласно сиюминутным ситуативным желаниям и настроению. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II  Обобщение и анализ использования народной игрушки, направленной на развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

2.1. Выявление уровня развития  эмоционально – волевой сферы  детей старшего дошкольного возраста  на констатирующем этапе

В ходе преддипломной практики на базе БДОУ «Детский сад №37» было проведено педагогическое исследование в старшей группе с целью определения уровня развития эмоционально – волевой сферы. Для подтверждения поставленной цели на констатирующем этапе нами был определен диагностический инструментарий: анкета, наблюдение, методика «Не подглядывай».

С целью выявления уровня развития эмоциональной сферы дошкольника была проведена методика Минаевой «Изучение понимания эмоциональных состояний людей».  Для этого детям предлагалось ответить на следующие вопросы теста:

- Когда бывает интересно?

- Когда человек удивляется?

- Когда бывает стыдно?

- Когда бывает страшно?

- Когда человек злится?

- Когда бывает радостно?

- Когда у человека горе? 

Результаты получились следующие:

 

 

Уровень развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Высокий уровень – 27 %, средний уровень – 40 %  и низкий уровень - 33 %.

С целью определения игровой деятельности с народной игрушкой, использовался метод наблюдения. Наблюдение проводились с помощью введения народной игрушки (матрёшка) в игровой уголок детского сада. Результаты наблюдения представлены в таблице ниже:

Имя ребёнка

Сколько времени играл

С каким настроением играл

Выполняемые действия с игрушкой

День 1 «Введение матрёшки в игровой уголок»

Полина Б.

2 мин.

Матрёшка вызвала интерес и радость.

Рассмотрела игрушку, открывает и закрывает матрёшку.

Ангелина М.

1 мин

Радостное, веселое, бодрое.

Матрёшка заменила куклу, она проявила заботу о матрёшке, пеленала, качала и т.п.

Катя Б.

1 мин.

С хорошим настроением подошла к игрушке, после неудачной попытки настроение поменялось на противоположное.

Посмотрела игрушку, не смогла открыть, и положила обратно.

День 2 «В игровой уголок добавляется ещё одна матрёшка »

Настя К. Вика З.

1 мин.

Сначала матрёшка вызвала радость и интерес, а позже гнев.

Матрёшка стала причиной ссоры, девочки не смогли договориться о правилах игры, и в итоге игры с матрёшкой не было.

Саша В.

  3 мин.

Матрёшка вызвала радость и хорошее настроение.

 Собирал и разбирал матрёшку, рассказывал истории остальным  ребятам про матрёшку.

День  3 «Матрёшки в уголке стояли разобранные»

Миша П.

2 мин.

С хорошим настроением подошёл к игрушке

Сначала играл с матрёшками, после чего, матрёшка выступила в роли слушателя.


 

 

Итоговая оценка результатов при помощи наблюдения свидетельствует о том, что интерес к народной игрушке у детей постепенно угасал, не все дети группы заметили матрёшку в игровом уголке. В большинстве случаев, можно сказать, что матрёшка вызвала у ребят положительный эмоциональный отклик.

С целью выявления уровня волевой сферы была проведена методика «Не подглядывай». Для этого каждому ребёнку сообщалось, что ему принесли интересную игру, но, прежде чем начать в нее играть, нужно подождать, пока к игре будет приготовлено все необходимое. Главное - не подглядывать, что делает взрослый, "а то будет неинтересно играть". Ребенку предлагалось посидеть 3 мин с закрытыми глазами, а в это время создавалась видимость активной подготовки к игре (перекладывание деталей конструктора, стук). Через 3 мин ребенок получал обещанную игру.

Информация о работе Народная игрушка как средство развития эмоционально-волевой сферы у тетей старшего дошкольного возраста