Результаты получились следующие:
Уровень развития волевой сферы
детей старшего дошкольного возраста
на констатирующем этапе
Высокий уровень - 20 % , средний
уровень - 47%, низкий уровень - 33%.
На основе полученных результатов
нами были определены три уровня сформированности
эмоционально - волевой сферы детей
старшего дошкольного возраста: высокий,
средний, низкий.
Высокий уровень – показывает
хорошую эмоциональную и волевую устойчивость.
Ребёнок вполне адекватно воспринимает
и передаёт своё эмоциональное состояние.
Четко выполняет данное воспитателем
задание, которое требует волевых усилий.
Средний уровень – оказывает
достаточный уровень эмоциональной и
волевой устойчивости. Ребёнок понимает
эмоциональные состояния людей и самостоятельно
выражает некоторые из них. Волевые качества
не всегда проявляются у ребёнка так, как
этого требует окружающая действительность.
Низкий уровень – показывает
менее сформированный уровень эмоциональной
и волевой устойчивости. Ребёнок понимает
эмоциональные состояния людей, но не
всегда правильно выражает их самостоятельно.
Волевые качества у ребёнка не устойчивы.
Таким образом, мы отмечаем,
что на констатирующем этапе преобладает
средний уровень развития эмоционально
– волевой сферы. Результаты педагогического
исследования убеждают нас в необходимости
проведения специально организованной
работы по развитию эмоционально – волевой
сферы старшего дошкольника. В качестве
одного из средств решения данной проблемы
мы видим комплекс занятий с использованием
народной игрушки.
2.2. Народная игрушка как
средство развития эмоционально
– волевой сферы детей старшего
дошкольного возраста
На формирующем этапе нами был
спроектирован и апробирован комплекс
занятий для развития эмоционально –
волевой сферы детей старшего дошкольного
возраста с использованием народной игрушки.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Целью комплекса занятий «Я
учусь владеть собой» является повышение
уровня эмоционально-волевой сферы детей
старшего дошкольного возраста.
Значительная роль в данном
комплексе отводится матрёшке – образ
народной игрушки. Образ матрёшки довольно
красочен и лаконичен. Эта игрушка понятна
и доступна детскому пониманию. Благодаря
матрёшке у детей могут развиваться не
только мыслительные операции, но и эмоциональный
фон, т.к. эта игрушка достаточно красочна,
интересна и вызывает эмоциональный отклик
у детей.
В данный комплекс входят следующие
разделы:
- Такие разные настроения… (3
занятия)
- Как справится с плохим настроением?
(2 занятия)
- Как делать выбор? (2 занятия)
На первом занятии дети знакомятся
с новой игрушкой. Воспитатель, внося игрушку,
использует сюрпризный момент.
Воспитатель рассказывает о
том, что на занятии ребята будут учиться
справляться с проблемами, которые нередко
возникают у дошкольника и портят им настроение.
Часто не получается сделать что-то так,
как хотелось бы, иногда бывает грустно
без близких людей, бывает обидно и т.д.
Воспитатель сообщает детям,
что сегодня к нам в гости на занятие пришла
матрешка. Затем ребята знакомятся с персонажем
матрёшкой, и воспитатель сообщает, что
матрёшка будет учиться бороться с трудностями
вместе с ними.
С целью ознакомления детей
с понятием «настроение», воспитатель
вводит наглядные образы, символизирующие
разные настроения.
Для этого воспитатель берёт
три прозрачных стакана с чистой водой
и говорит: « Когда матрёшка чувствует
себя хорошо, и она всем довольна. В это
время её настроение похоже на чистый
стакан. Когда ей в голову приходят отличные
мысли, то настроение бывает прекрасным,
оно блестит (Воспитатель берёт блёстки,
кладёт их в стакан и размешивает). Тогда
мысли у неё переливаются, как вода в этом
стакане. Но бывает, что мысли матрёшки
грустны и неприятны, ей очень плохо и
обидно. Тогда её мысли похожи на мутную
воду (размешивает воду с чёрной краской)».
На втором занятии с целью развития
у детей умения управлять своим настроением,
воспитатель использует рассказ «Матрёшка
грустит», который помогает на примере
матрёшки справляться с плохим настроением.
В конце занятия дети, исполняя танец с
матрёшкой, получили положительно – эмоциональный
настрой.
На занятии, цель которого учить
детей определять эмоциональные ощущения,
определять их характер (хорошо, радостно,
неприятно).
Воспитатель раздаёт детям
раскраски и говорит, что у матрёшки тоже
бывает как хорошее (радостное, весёлое)
настроение, так и плохое (грустное) настроение
и просит раскрасить матрёшек цветными
карандашами. Затем дети вместе с воспитателем
рассматривают рисунки и обсуждают, как
они раскрашены. Важно, чтобы воспитатель
подвёл детей к тому, что когда нам плохо,
то всё вокруг кажется мрачным, тёмным,
а когда хорошо – всё изменяется, светлеет,
словно оживает.
Так же на занятии воспитатель
использует музыкальные фрагменты весёлой
и грустной музыки – это помогает детям
лучше определять свои эмоциональные
ощущения.
С целью формирования у детей
умения искать выход из трудных ситуаций.
Воспитатель предлагает детям опыт «Сломанная
матрёшка».
Воспитатель показывает детям
сломанную матрёшку и спрашивает:
- Может ли игрушка снова
стать целой?
- А если долго –
долго ждать?
- А если заплакать?
- А если закричать?
Воспитатель в ходе этого опыта
подводит детей к тому выводу, что ситуацию
изменить нельзя, нужно менять отношение
к ней: не плакать, не кричать т.к. это ничего
не изменит, а просто улыбаться.
С целью закрепления умения
искать выход из трудных ситуаций воспитатель
на занятии предлагает детям упражнение
« Я справился».
Воспитатель предлагает детям
различные ситуации н.р. тебя дразнят,
тебя обзывают, тебе не купили игрушку…
и т.д. Ребёнок должен сказать как он
поступит в этой ситуации. А остальные
дети слушают, если ребёнок правильно
ответил и справился, то воспитатель даёт
ребёнку цветную фишку, и ребёнок бросает
её в яркую баночку, а если не справился,
то в тёмную баночку и снова обсуждается,
как правильно поступить
На следующем занятии, целью
которого является познакомить с понятием
выбор и воспитывать волевые качества
у детей. Воспитатель зачитывает ребятам
рассказ «Матрёшка выбирает»
Однажды в садике воспитательница
попросила матрёшку, чтобы она дома нарисовала
радугу. Когда мама забрала матрёшку из
садика и привела домой, то матрёшка так
устала и решила отдохнуть. Она стала играть
в игрушки и заигралась. Мама позвала матрёшку
и спрашивает: «Ты нарисовала радугу?»
- Нет ещё! Сказала матрёшка
и решила пойти рисовать радугу.
Но когда матрёшка пошла рисовать
радугу, она услышала, что в комнате разговаривает
её сестрёнка и захотела поиграть с ней.
Когда матрёшка поиграла с сестрёнкой,
она побежала в комнату рисовать радугу,
но мама сказала, что уже поздно и пора
ложиться спать.
Утром, когда мама привела матрёшку
в сад, воспитательница позвала к себе
матрёшку и спросила: «Матрёшка, ты нарисовала
радугу, как я просила?». Матрёшка опустила
голову вниз и сказала: « Я забыла нарисовать
радугу, сначала я долго играла, а потом
пошла рисовать радугу. Но я услышала,
как играет сестрёнка, мне стало интересно,
и я решила поиграть с ней…». Воспитательница
выслушала матрёшку и очень сильно расстроилась…
После чтения рассказа воспитатель
вместе с детьми обсуждает поступок матрёшки
и подводит детей тому, что очень важно
делать правильный выбор.
На последнем занятии воспитатель
закрепляет у детей умение правильно делать
выбор. С этой целью проводится сюжетно
– ролевая игра «Магазин». В гости приходит
матрёшка и предлагает поиграть. Дети,
делая выбор из двух предметов, должны
объяснить свой выбор. В заключение игры
воспитатель подводит итог, что благодаря
матрёшке дети научились делать правильный
выбор.
2.3. Выявление уровня развития
эмоционально – волевой сферы детей старшего
дошкольного возраста на заключительном
этапе
На заключительном этапе повторно
были проведены методы педагогического
исследования.
Исходя из полученных результатов,
нами был выявлен общий показатель уровня
развития волевой сферы на заключительном
этапе. К высокому уровню относятся 20%
детей, к среднему 53 %, и к низкому 27 %.
Уровень развития волевой сферы
детей старшего дошкольного возраста
на заключительный этапе
Сравнивая результаты уровня
развития волевой сферы детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем
и заключительном этапах мы пришли к следующему
выводу: прослеживается положительная
динамика. Высокий уровень остался на
прежнем уровне, средний уровень вырос
с 47% до 53%. Что касается низкого уровня,
если на констатирующем этапе он равен
33%, то на заключительном он снизился до
27%.
Сравнительный анализ уровня
развития волевой сферы детей старшего
дошкольного возраста
Исходя из полученных результатов,
нами был выявлен общий показатель уровня
развития эмоциональной сферы на заключительном
этапе. К высокому уровню относятся 27 %
детей, к среднему 46 %, и к низкому 27 %.
Уровень развития эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста
на заключительный этапе
Сравнивая результаты уровня
развития эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста на констатирующем
и заключительном этапах мы пришли к следующему
выводу: прослеживается положительная
динамика. Высокий уровень остался на
прежнем уровне, средний уровень вырос
с 40 % до 46 %. Что касается низкого уровня,
если на констатирующем этапе он равен
33%, то на заключительном он снизился до
27%.
Сравнительный анализ уровня
развития эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста
Таким образом, результаты исследования
показали, что практическое использование
на занятии с детьми народной игрушки,
в частности матрешки, способствовало
повышению уровня развития эмоционально
– волевой сферы детей старшего дошкольного
возраста.
В связи с
этим, воспитателю необходимо осуществлять
постоянный контроль по развитию
эмоционально – волевой сферы
старшего дошкольника путём использования
не только народной игрушки, но
и различных средств обучения и воспитания.
Так, данный вид деятельности позволит
вовремя вносить поправки в развитие эмоционального
и волевого мира дошкольника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее
время в поле зрения остается задача развития
эмоционально – волевой сферы детей дошкольного
возраста. Развитие эмоционально – волевой
сферы предполагает наличие у дошкольников
не только эмоциональных и волевых качеств,
но и определенных практических умений.
В ходе данного исследования проведен
анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме развития коммуникативной
компетенции.
На основании результатов данного исследования
обосновано три уровня развития эмоционально
– волевой сферы, содержание и способы
работы по использованию народной игрушки
на занятиях по развитию эмоционально
– волевой сферы.
В ходе данного исследования выявлены
уровни развития эмоционально – волевой
сферы; спроектирован и апробирован комплекс
занятий с использованием народной игрушки,
в частности матрёшки; проведен анализ
педагогического исследования и показана
динамика развития эмоционально – волевой
сферы старшего дошкольника.
На материале проведённого исследования,
было доказано, что использование народной
игрушки в процессе воспитания является
эффективным способом развития эмоционально
– волевой сферы, а имеющийся комплекс
занятий может служить практическим пособием,
используемым для развития эмоционально
– волевой сферы, для студентов при прохождении
практики и воспитателей дошкольного
учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Минаева В.М. Развитие эмоций
дошкольника. [Текст] / В. М. Минаева. – М., 1999.
- Дилигенский Г. М. Воля и её свойства. [Текст] / Г. М. Дилигенский. – М.: Владос,
2001.
- Гриндер Д. Формирование
воли. [Текст] / Д. Гриндер. – М., 1994.
- Общая психология. [Текст] / под ред. А.В. Петровский. – М.,
1998.
- Корнилов К. Н. Воля и её воспитание. [Текст] / К.Н. Корнилов. – М., 1994
- Ильин Е.П. Психология воли. [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
- Психология. Словарь. [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1998. - с. 281
- Урунтаева Г.А. Практикум по
детской психологии пособие для студентов
педагогических институтов. [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Владос., 2008. - с. 291
- Божович Л.И. Личность и её формирование
в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2007. - с. 283
- Калинина Р.Р. развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы дошкольников. [Текст] / Р.Р. Калинина. – Ярославль,2000. – с. 90
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества. [Текст] / В.С. Мухина. – М., 1998
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Просвещение, 1998
- Бреслав Г.М. эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: // Педагогика, 2000
- Бабаева Т.И. о социально – эмоциональном развитии дошкольников. [Текст] / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание //2006, - №6. – с.13 – 17.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: // Союз //.,1997. –с.224.
- Ежкова Н. Эмоциональный компонент образования
проектирование содержания. [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание // 2008. - №11. – с. 62 – 67.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / Л.С. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком., 1999. –с. 187 - 363.
- Социально – эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном периоде. [Текст] / Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена., 2008. –
с. 190.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Владос., 2001. – с. 517.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное
развитие дошкольника. [Текст] / А.Д. Кошелева. –М.: Просвещение, 2000. – с. 274.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М, 2000.- с. 483.
- Выготский Л.С. Педагогическая
психология. [Текст] / В.В. Давыдов. – М.,2001.
- Джеймс У. Научные основы психологии. [Текст] / У. Джеймс – СПб., 1998 – с. 363.