Нетрадиционные форм обучения на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
освещение современного накопленного опыта использования нетрадиционных уроков истории в школе.
Для реализации данной цели предусмотрено решение следующих исследовательских задач:
раскрыть понятие и основные характеристики нетрадиционных форм обучения;
рассмотреть нетрадиционные уроки как новы тип уроков;
описать классификацию исторических игр;
проанализировать методическую организацию исторических игр и основные этапы их организации;
выявить классификацию и типологию дискуссий, применяемых на уроках истории;
изучить методическую организация дискуссий и основные ее этапы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ…...6
1.1 Понятие и характеристика нетрадиционных форм обучения……………...6
1.2 Нетрадиционные уроки как новый тип уроков……………………………..........................................................................8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ……11
2.1 Классификация исторических игр………………………………………….11
2.2 Методическая организация исторических игр и основные этапы их организации……………………………………………………………………....17
ГЛАВА 3. ДИСКУССИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ……………………………..20
3.1 Классификация и типология дискуссий……………………………………20
3.2 Методическая организация дискуссий и основные этапы дискуссии……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.docx

— 78.82 Кб (Скачать файл)

Кроме того, такие уроки  хорошо подготавливают учащихся к контрольным тестированиям, зачетам. Нетрадиционные уроки, необычные по своему замыслу, организации и методике преподавания, больше нравятся ученикам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным ритмом работы.

На нетрадиционных уроках можно оценить практически каждого учащегося, ребята не устают, урок проходит как бы незаметно и быстро. Таким образом, уроки подобного вида способствуют интегрированному подходу к изучению предметов, особенно, гуманитарных.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов. – Алма-Ата, 1985. – 231 с.
  2. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1996. – 132 с.
  3. Васяева, М. Н. Нетрадиционные формы уроков / М.Н. Васяева // Преподавание истории в школе. – 2001.- №6. – С. 70
  4. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие / Е.Е. Вяземский, Владивосток, 2000. – 361 с.
  5. Вяземский, Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, Владивосток, 1999. – 215 с.
  6. Вяземский, Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, Владивосток, 200 – 273 с.
  7. Вяземский, Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе/ Е.Е. Вяземский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 174 с.
  8. Дьяченко, В. К. Диалоги об образовании/ В.К. Дьяченко // Школьные технологии. - 2001.- №4.- с.65.
  9. Жирнова, Т., Караваев А. Урок-игра: кто станет магистром права?/ Т. Жирнова, А. Караваев // Учитель.- 2001.- №4.- с.48.
  10. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М., 1994. – 325 с.
  11. Короткова, М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. – М., 2001. – 301 с.
  12. Короткова, М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе/ М.В. Короткова. – М.: ВЛАДОС, 2000 - 271с.
  13. Кочетов, Н. С. Нестандартные уроки в школе / Н.С. Кочетов. – Волгоград: «Учитель», 2001. – 289 с.
  14. Кулагина, Г.А. Сто игр по истории / НГ.А. Кулагина. – М., 1990. – 171 с.
  15. Кучерук, И.В. Учебные игры на уроках истории/ И.В. Кучерук // Преподавание истории в школе, 1999, №4. – С. 46-48
  16. Кучерук, И.В. Учебные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории / И.В. Кучерук. – М., 1991. – 256 с.
  17. Лернер, И. Я. Развитие мышления в процессе обучения истории: Пособие для учителей / И.Я. Лернер. – М., 1982. – 321 с.
  18. Селевко, Г.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование / Г.К. Селевко, А.В. Басов. – Ярославль, 1991;
  19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко. М., 1998. – 283 с.
  20. Семенов, В.Г. Динамическая классификационная модель игры/ В.Г. Семенов. – Киев, 1984. – 202 с.
  21. Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М.: Просвещение, 1964. - 284с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Тема  урока:

Путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый  случай»).

 

Цели и задачи урока:

 

  • Обучающая: создать условия для систематизации и контроля знаний учащихся по истории Древней Греции;
  • Развивающая: способствовать формированию умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
  • Воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

 

Оборудование:

  • карта «Древняя Греция», изображения греческих богов, плакат с названием игры «Счастливый случай», исторические картины периодов, музыкальное оформление, мешочек с бочонками от 1 до 10.

 

Подготовка к  игре:

  • Команды должны придумать название команды, девиз. Должны составить вопросы соперникам. В игре участвуют команды из одного класса.

 

ХОД ИГРЫ

 

1 Гейм. Разминка (по пять вопросов каждой команде)

 

1. Назовите и покажите  на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.)

2. Кого в Греции называли  отцом истории? (Геродота.)

3. Кто мог быть участником  Олимпийских игр? (Все эллины, кроме  женщин.)

4. Кто является автором  поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.)

5. Как древние греки  называли свою Родину? (Эллада.)

 

1. Назовите и покажите  на карте местонахождение Греции (Балканский полуостров.)

2. Как называлась форма  правления в Афинах? (Демократия.)

3. Сколько дней длились  Олимпийские игры? (Пять.)

4. Что означает слово  трагедия? (Песнь козлов.)

5. Как называется площадь  в древнегреческом городе, где  ведется торговля? (Агора.)

 

2 Гейм. «Заморочки» из бочки

 

Кто мог бы так сказать:

Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его  к скале…(Гефест.)

Я просто влюбилась в этого  юношу и поэтому помогла ему  выбраться из лабиринта… (Ариадна.)

Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)

Да по моей вине мой сын  стал хромым, но никто не смеет мне  перечить…(Зевс.)

Люди любят меня больше всех богов в мою честь они  устраивают театральные представления…(Дионис.)

Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое  вокруг.. (Артемида.)

 

3 Гейм. Исторические даты

 

Кто больше назовет событий  по датам, связанным с историей Древней  Греции.

 

4 Гейм. Исторические понятия

 

Объяснить данные термины:

Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.

Комедия, Акрополь, аристократ, демократия, колония.

 

5 Гейм. Религия древних греков

 

Соотнести изображения богов  с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались:

Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.

Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.

 

6 Гейм. Мифы древних греков

 

Убрать лишнего персонажа  и рассказать миф:

Елена, Парис, Гефест, Афродита.

Одиссей, Деметра, Полифем

Тесей, Эгей, Минотавр, Зевс.

Деметра, Персефона, Аид, Дионис.

 

7 Гейм. Ты мне, я тебе

 

Участники задают по два  вопроса соперникам. (Домашнее задание.)

 

8 Гейм. Гонка за лидером

 

Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов.

Условия возникновения государства?

Где живут греческие боги?

Какая поэма Гомера посвящена  Троянской войне?

Почему поэма Гомера называется «Илиада»?

Кто вел в бой войско троянцев?

Кто такой Ахиллес?

Откуда родом Одиссей?

Кто убил Гектора?

Назовите царя города Микены.

Как Одиссей расправился  с Полифемом?

Кто из греческих богинь помогал троянцам?

Кто такой гражданин?

Кем по рождению был Солон?

Почему греки верили в  существование богов?

Какие подвиги совершил Геракл?

Чьи законы отменил Солон?

Чем занимался совет ареопагитов?

Где находится Спарта?

Где находится Афинское государство?

Кто решал жить или нет  маленькому спартанцу?

Учили ли спартанцев грамоте?

Какой должна быть речь спартанца?

Что привозили купцы из Греции в колонию?

Как часто проходили Олимпийские  игры?

Как выглядел портик?

Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе?

Как часто собиралось Народное собрание, орган власти в Афинах?

Кого греки называли педагогом?

Какие вазы назывались чернофигурными?

Что такое триера?

 

Итог  урока

Подведение итогов игры, награждение победителей, рефлексия.

 


Информация о работе Нетрадиционные форм обучения на уроках истории