Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа
Краткое описание
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА § 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ § 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Уральский Государственный
Педагогический Университет»
Институт Педагогики
и Психологии Детства
Кафедра педагогики
и психологии детства
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Выпускная квалификационная
работа
Исполнитель:
Ветошкина Е.В.,
студентка 5 курса
очного отделения
Руководитель:
доктор пед. наук,
профессор
Коротаева Е.В.
Екатеринбург 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
§ 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§ 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
Вопросы нравственного
развития, воспитания, совершенствования
человека волновали общество всегда и
во все времена. Особенно сейчас, когда
все чаще можно встретить жестокость и
насилие, проблема нравственного воспитания
становится все более актуальной. Недостатки
и просчеты нравственного воспитания
обусловлены обострившимися жизненными
противоречиями. Часть школьников поражена
социальным инфантилизмом, скептицизмом,
нежеланием активно участвовать в общественных
делах, откровенными иждивенческими настроениями.
Кто как не учитель, имеющий возможность
влияния на воспитание ребенка должен
уделить этой проблеме важнейшую роль
в своей деятельности. Именно поэтому
школа, а в частности учитель, решая задачи
воспитания, должны опереться на разумное
и нравственное в человеке, помочь каждому
воспитаннику определить ценностные основы
собственной жизнедеятельности. Этому
поможет нравственное воспитание, органически
вплетенное в учебно-воспитательный процесс
и составляющее его неотъемлемую часть.
Исследуемая нами проблема
нашла отражение в фундаментальных работах
А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской,
А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова
и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного воспитания,
указываются способы дальнейшего развития
принципов, содержания, форм и методов
нравственного воспитания. Такие исследователи
как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и
др освещают в своих работах также проблемы
подготовки будущих учителей к нравственному
воспитанию школьников, что для нас особенно
важно.
Однако решение задач
нравственного воспитания в процессе
формирования учебной деятельности не
достаточно исследовано. Все вышеизложенное
обусловило актуальность и выбор темы исследования:
«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ»
Целью нашего исследования
является теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка возможности
нравственного воспитания в процессе
учебно-воспитательной деятельности.
Объект исследования – учебно-воспитательная
деятельность младших школьников.
Предмет исследования - нравственное
воспитание учащихся начальных классов
в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза
исследования: мы предположили, что
наиболее успешно формирование нравственной
культуры будет происходить в следующих
условиях:
В содержание работы
учителя будут включены компоненты способствующие
формированию нравственного сознания,
чувств, мышления;
Будут использоваться
различные формы, методы и приемы нравственного
воспитания;
Учитель личным примером
будет способствовать воспитанию нравственности;
Будет использована
технология поэтапного формирования нравственной
культуры;
Будет организовано
поэтапное понимание детьми полученных
знаний и формирование практических умений
по этой проблеме;
Будут организованы
условия необходимого применения детьми
полученных знаний и умений.
Для достижения поставленной
цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо
решить следующие задачи:
Осуществить анализ
научной литературы по проблеме исследования;
Рассмотреть характеристики
младшего школьного возраста;
Раскрыть особенности
нравственного воспитания в младшем школьном
возрасте;
Выявить эффективные
условия и особенности формирования нравственного
сознания, мышления, чувств младших школьников
в учебно-воспитательной деятельности;
Изучить методы, формы
и приемы нравственного воспитания младших
школьников в учебной деятельности;
Произвести анализ,
а затем и обобщение различных взглядов
на данную проблему в литературе;
Подвести итоги, сформулировать
выводы.
В ходе исследования
использовались следующие методы:
- теоретические - поиск,
изучение и анализ философской и психолого-педагогической
литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – педагогическое
наблюдение, беседа, метод незаконченных
рассказов, опрос, анкетирование, метод
экспертных оценок, педагогический эксперимент,
обобщение опыта работы.
Исследование осуществлялось
в три этапа:
На первом этапе (2005-2006)
изучалась и анализировалась литература
по теме исследования; обобщался педагогический
опыт в области нравственного воспитания
младших школьников с целью выявления
теоретических основ и современных тенденций
нравственного образования.
На втором этапе (2006-2007)
определялись проблема, цель, объект и
предмет исследования, уточнялась гипотеза
исследования, разрабатывались условия
формирования нравственного сознания,
чувств, мышления; проводился формирующий
эксперимент, осуществлялись накопление
и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2007-2008)
проводились анализ, обобщение и систематизация
накопленных материалов, интерпретация
полученных результатов исследования
и их оформление.
Практической
базой исследования явилось муниципальное
образовательное учреждение г.Екатеринбурга – средняя
образовательная школа №208 с углубленным
изучение предметов художественно-эстетического
цикла.
Структура выпускной
квалификационной работы состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы
и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ФОРМИРОВАНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДЕТЕЙ В
ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Из всех
наук, которые должен знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
.1. ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ:
ПОНЯТИЯ,
СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
В начале исследования
необходимо раскрыть сущность базовых
понятий, которыми мы будем оперировать
на протяжении всей работы. Ключевыми
понятиями в данном исследовании являются:
структура морали, общечеловеческие ценности,
этические знания, развитие этических
знаний. В истории развития человеческого
общества менялся подход к рассмотрению
моральных ценностей. Каждый исторический
период характеризуется новым этапом
в развитии морали. Нашей целью является
осветить в первом параграфе, каким образом
сформировались ценности современного
общества; выявить основные подходы педагогов
к целям воспитания подрастающего поколения.
Рассмотрим в кратком изложении гносеологические
корни современных подходов, определим
сущность терминов. Термин «этика» был
введен Аристотелем. Это греческое слово
«ethos» - обычай, характер, образ мыслей.
Предметом этики у Аристотеля являлось
учение о добродетелях, добродетельном
поведении [ 78, 32 ]. Наряду с понятием этики
со времени завоеваний Александра Македонского
используется понятие мораль. Это слово
латинского происхождения -«moralize» и имеет
более узкое значение по сравнению с понятием
этики. Мораль, по понятиям древних римлян,
является отражением степени приобщенности
к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить
свою культуру от ассимиляции в эллинской,
римлянам необходимо было четко разграничить
«свои» обычаи и «чужие». Мораль служила
в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных
черт в поведении собственных предков.
Данные различия в происхождении и сущности
понятий послужили в дальнейшем тому,
что "этика" и "мораль" стали
наполняться разным содержанием. Под этикой
понимают науку, область знания, предметом
которой является мораль ( А.А. Гусейнов,
Р. Г. Апресян, И.С. Кон, Ф.Т.Хаматнуров).
С понятиями «мораль» и «нравственность»
дело обстоит сложнее. Здесь существует
два основных подхода. Эти понятия ранее
не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П.
Кобляков). Но современные авторы их разводят.
Под моралью понимается специфическое
общественное явление, определяемое совокупностью
объективных условий жизни общества, это
форма общественного сознания, совокупность
норм и принципов, которыми люди руководствуются
в своем поведении. «Нравственность» же
трактуется как более узкое понятие, как
область субъективно-индивидуальной моральности,
сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров,
А.И.Шемшурина и др.). Для нашего исследования
такое разграничение имеет принципиальное
значение. Нравственное воспитание предполагает
усвоение человеком общественных норм.
В большей степени это уровень обыденного
сознания, дети просто воспринимают, запоминают
с помощью учителя моральные нормы, присваивая
их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной
нравственности. Этические же знания,
исходя из определения этики предполагают
теоретический уровень осмысления, обоснование
абсолютного и всеобщего характера моральных
законов. Таким образом, с нашей точки
зрения, более эффективно применение термина
этические знания, нежели нравственные
нормы.
Роль морали в обществе
огромна. Для нас важным моментом является
то, что учеными признается мораль как
один из основных механизмов управления,
регулирования общественной жизни. Например,
Л.М. Архангельский выделяет три функции
морали: гносеологическая (отражательная),
регулятивная и гуманистическая (воспитательная).
Е.А. Якуба - функции социальной ориентации
и регулирования. Также выделяются функции
гносеологическая, воспитательная, революционно-критическая,
апологетическая (С.Ф.Анисимов, В.П.Кобляков),
функция предвосхищения (А.И. Титаренко),
функция формирования социального субъекта
(Т.С. Лапина ). Таким образом, мораль имеет
всеобъемлющий характер и осуществляет
основные функции:
1 .Функция социальной
ориентации или социального регулирования;
2.Познавательная (отражательная),
революционно-критическая и апологетическая;
3.Мораль как система
ценностей, побуждений и ограничений
личности воспитательная и более
широко - функция формирования социального
субъекта.
Говоря о структуре
морали, необходимо сказать, что мораль
конкретного общества отражается, во-первых,
в сфере общественного сознания, во-вторых,
в сфере общественной деятельности и,
в-третьих, в сфере общественных отношений
(И.Л.Зеленкова). Для выявления условий
нравственного развития человека, необходимо
знать структурную иерархию нравственного
сознания. Элементарной формой требования
являются нравственные нормы. Посредством
предъявления норм в обществе предписывается
или же запрещается поведение определенного
типа. Следующий уровень морального сознания
- нравственное качество. Когда у индивида
сформировались определенные нравственные
качества, конкретные предписания или
запрещения определенных действий в сознании
не фиксируются, поскольку человек способен
самостоятельно принимать решения.
Еще более обобщенно
моральное сознание отражается в понятии
«нравственный принцип», в котором обозначаются
выработанные в моральном сознании общества
требования, касающиеся нравственной
сущности человека, его назначения и которые
служат основанием для частных норм поведения
(И.С.Кон, И.Л.Зеленкова, А.А. Гусейнов).
Наконец, наиболее
абстрактный слой морального сознания
отражается в понятии "нравственной
ценности". Обобщенные представления
о чем-то предпочитаемом называются ценностями,
на них ориентированы нормы и принципы,
подчиняющие поведение человека.
Понятие ценности является
высшим результатом развития потребностей
человека. Ценности являются наиболее
высоким уровнем мотивации поведения
по сравнению с потребностями, которые
составляют ее низший, элементарный уровень.
"На первый план выступает не то, что
безусловно необходимо, без чего нельзя
существовать ( эта задача решается на
уровне потребностей), не то что выгодно
с точки зрения материальных условий бытия
•( это уровень действия интересов), а
то, что должно, что соответствует представлению
о назначении человека, его достоинстве,
те моменты в мотивации поведения, в которых
проявляется самоутверждение и свобода
личности." [ 62, 16]. По сравнению с интересом,
который представляет собой утверждение
единичного во всяком общем деле, ценность — это
утверждение всеобщего в деятельности
индивида.
Существует понятие
высшей ценности, которая обладает свойствами
безусловности (абсолютности), то есть
независящей от преходящих обстоятельств
и универсальности, то есть должна быть
принята каждой личностью. Эту высшую
ценность также называют идеалом [ 40, 230].
С нашей точки зрения именно усвоение
общечеловеческих идеалов и ценностей,
понимание их абсолютного и универсального
характера должно стать перспективной
целью в воспитательной работе с детьми.
Особое значение при этом получает система
ценностных ориентации. Ценностные ориентации
индивида имеют решающее значение в регуляции
его поведения. Если в системе ценностных
ориентации существует непоследовательность,
противоречия в иерархии ценностей, то
человек способен изменить своим высоким
идеалам под внешним давлением или из-за
эгоистических интересов. И наоборот,
целостная, осмысленная иерархия ценностей
обеспечивает последовательность в поведении,
верность выбранной цели, несмотря на
обстоятельства [62, 203].
Содержание ценностных
ориентации (мировоззренческие, нравственные
убеждения, глубокие и постоянные привязанности,
нравственные принципы поведения ) является
элементом саморегуляции деятельности
личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает
все сферы жизнедеятельности человека,
любые действия имеют определенное нравственное
значение. Поэтому нравственная деятельность
это не какая-то отдельная изолированная
Слова «нравственность»,
«мораль», «этика» близки по смыслу. Но
возникли они в трех разных языках. Слово
«этика» происходит от греч. ethos — нрав,
характер, обычай. Его ввел в обиход 2300
лет назад Аристотель, который назвал
«этическими» добродетели или достоинства
человека, проявляющиеся в его поведений, — такие
качества, как мужество, благоразумие,
честность, а «этикой» — науку об этих качествах.
Слово «мораль» —латинского происхождения.
Оно образовано от лат. mos (множ. число mores),
что означало примерно то же, что ethos в
греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя
примеру Аристотеля, образовал от него
слова moralis — моральный и moralitas — мораль,
которые стали латинским эквивалентом
греческих слов этический и этика. А «нравственность» —русское
слово, происходящее от корня «нрав».Оно
впервые попало в словарь русского языка
в XVIII столетии и стало употребляться наряду
со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Так в русском языке появились три слова
с примерно одним и тем же значением.
«Нравы не вечные и
не неизменные категории, они воспроизводятся
силой привычки масс, поддерживаются авторитетом
общественного мнения, а не правовых положений.»(28,
c.155)
Мораль исторически
конкретна, она изменяется с развитием
общества. Нет морали, единой для всех
времен и народов. По мере смены общественно-экономических
формаций менялись представления о нравственности,
приличествующих нормах и нравах поведения
в общественной среде.