Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа
Краткое описание
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА § 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ § 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Экспериментальная
работа показала, что в 1 классе низкий
уровень сформированности сопереживания
другому человеку в беде имели 2 человека.
Эти дети не захотели расстаться с монетами,
оставив сверстника наедине со своим горем.
Возможно, так произошло в силу того, что
семья, в которой живут эти) дети, имеет
не очень большой достаток. Однако, через
год учащихся с низким уровнем сформированности
сопереживания не зафиксировано.
Средний уровень выявлен
в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше
хотели обратить внимание на себя (5 человек
из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это
Я нашел...»). Но 4 человека решили разделить
находку поровну. Интересно, что через
год, 3 человека не изменили своего решения.
(«Скажи всем, что это Я нашел...»), но к ним
еще примкнули 4 человека, согласившись
с этим утверждением. Все эти дети желают
выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал)
и этим поднять свой авторитет среди сверстников,
не понимая, что авторитет можно поднять
только действиями, поступками, а не словами.
Высокий уровень сформированности
сопереживания другому человеку, показали
в 1 классе - 8 человек, а во 2 классе - 4. Динамика
роста нравственной воспитанности, хоть
и небольшая, но есть (+4).
Проведенные мероприятия
дали динамику развития нравственных
качеств школьников в сторону увеличения.
Опытная работа показала
необходимость проведения занятий по
нравственному воспитанию с младшими
школьниками. Хотя в опытном 2 «В» классе
теоретические знания преобладают над
практическими умениями, все же работу
по формированию нравственности надо
продолжать, чтобы теоретические знания
вошли в зону «актуального развития» (по
теории развития Выгодского).
Этой работой
мы подтвердили «закономерность
нравственного воспитания, которую
сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если
человека учат добру - …в результате
будет добро». Только учить надо
постоянно, требовательно, настойчиво,
в игровых формах, с учетом
индивидуальных и возрастных
особенностей детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблему нравственного
воспитания исследовали и философы, и
психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас
она актуальна.
Работая над проблемой
нравственного воспитания младших школьников
мы изучили психолого–педагогическую
литературу по данной проблеме, рассмотрели
сущность, содержание и основные понятия
нравственного воспитания, а также характеристики
младшего школьного возраста, раскрыли
особенности нравственного воспитания
в младшем школьном возрасте, изучили
методы, формы и приемы нравственного
воспитания младших школьников в учебной
деятельности, произвели анализ, а затем
и обобщение различных взглядов на данную
проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
Нравственное воспитание – целенаправленный
двухсторонний процесс формирования морального
сознания, развития нравственных чувств
и выработки навыков и привычек нравственного
поведения. Оно включает формирование
нравственного сознания, воспитание и
развитие нравственных чувств, выработку
умений и привычек нравственного поведения.
Поведение нравственно, если человек взвешивает,
продумывает свои действия, поступает
со знанием дела, выбирая верный путь решения
стоящей перед ним проблемы. Нравственное
поведение личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно
- чувственное переживание –нравственное
осмысление ситуации и мотивов поведения,
выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного
воспитания является использование созданных
в культуре на разных этапах исторического
развития нравственных идеалов, т.е. образцов
нравственного поведения, к которому стремится
человек. Специфической особенностьюпроцесса
нравственного воспитания следует считать
то, что он длителен и непрерывен, а
результаты его отсрочены во времени.
Процесс нравственного воспитания динамичный итворческий. Основными критериями
нравственности человека могут являться
его убеждения, моральные принципы, ценностные
ориентации, а также поступки по отношению
к близким и незнакомым людям. Мы считаем,
что нравственным следует считать такого
человека, для которого нормы, правила
и требования морали выступают как его
собственные взгляды и убеждения, как
привычные формы поведения.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка,
который соответствует периоду обучения
в начальной школе. Ведущим видом деятельности
в данном возрасте становится учение,
хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте
продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного
к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно
наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно,
недостаточно устойчиво, ограниченно
по объему), активно развиваются элементы
социальных чувств, формируются навыки
общественного поведения(коллективизм, ответственность
за поступки, товарищество, взаимопомощь
и др.).Наиболее явные различия детей
связаны с их полом и индивидуальными
особенностями.Главным мерилом, определяющим
положение ребенка в группе сверстников,
становится оценка учителя, успехи в учебе.
Младший школьный возраст
характеризуется также повышенной восприимчивостью
к усвоению нравственных правил и норм.
Нравственное развитие младших школьников
отличается заметным своеобразием. В их
моральном сознании преобладают императивные
(повелительные) элементы, обусловливаемые
указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием
относятся к взрослым.
Они начинают активно,
самостоятельно разбираться в различных
жизненных ситуациях, но при этом их оценка
событий, поступков часто носит ситуативный
характер. Важную роль в нравственном
развитии ребенка играет эмпатия. Работая
над проблемами нравственного воспитания
детей нужно учитывать их возрастные м
психо-социальные особенности.
Обучение в школе – это,
прежде всего, формирование нравственной
личности. Учебная деятельность имеет
все возможности, позволяющие развивать
у учащихся нравственные качества личности
в процессе изучения любого предмета. Мы
выяснили, что методы нравственного воспитания
выступают в сложном и противоречивом
единстве.
Результаты опытно – экспериментальной
работы по изучению и совершенствованию
нравственного опыта младших школьников
подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу,
что успешному формированию нравственных
качеств способствуют:
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и
понимание содержания нравственности,
значимости в обществе и самой личности;
Использование различных
форм, методов и видов нравственного воспитания;
Так же компоненты
способствующие формированию нравственного
сознания, чувств, мышления, включенные
в содержание работы.
Завершая наше исследование
мы можем сказать следующее, нравственное
воспитание– непрерывный процесс, он начинается
с рождения человека и продолжается всю
жизнь, и направленный на овладение людьми
правилами и нормами поведения. На первый
взгляд может показаться, что нельзя обозначить
какие-то периоды в этом едином непрерывном
процессе. И, тем не менее, это возможно
и целесообразно. Педагогика зафиксировала,
что в различные возрастные периоды существуют
неодинаковые возможности для нравственного
воспитания. Ребенок, подросток и юноша,
например, по разному относятся к различным
средствам воспитания. Знания и учет достигнутого
человеком в тот или иной период жизни
помогает проектировать в воспитании
его дальнейший рост. Нравственное развитие
ребенка занимает ведущее место в формировании
всесторонне развитой личности, оказывает
огромное влияние и на умственное развитие,
и на трудовую подготовку, и на физическое
развитие и на воспитание эстетических
чувств и интересов.
Нравственное воспитание
младших школьников должно стать одним
из обязательных компонентов образовательного
процесса. Школа для ребенка – та адаптивная
среда, нравственная атмосфера которой
обусловит его ценностные ориентации.
Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная
система взаимодействовала со всеми компонентами
школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной
деятельностью, пронизывала всю жизнь
ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа,
решая задачи воспитания, должна опереться
на разумное и нравственное в человеке,
помочь каждому воспитаннику определить
ценностные основы собственной жизнедеятельности,
обрести чувство ответственности за сохранение
моральных основ общества. Этому поможет
нравственное воспитание, органически
вплетенное в учебно-воспитательный процесс
и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для
нравственного воспитания школьников
имеет не только содержание, но и организация
учебного и вне учебного процесса. Для
этого необходимо деятельность учащихся
строить как коллективную. Организация
коллективной и групповой форм возможна
на уроках по всем предметам, но особенно
на уроках труда, лабораторных, практических,
внеклассных занятиях.