Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа
Краткое описание
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА § 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ § 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Процесс формирования
представлений о нравственности начался
в середине первого тысячелетия до нашей
эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами
нравственности активно занимались Сократ
(469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.),
Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном
человеке говорилось: «Нравственно прекрасным
называют человека совершенного достоинства
... Ведь о нравственной красоте говорят
по поводу добродетели: нравственно прекрасным
зовут справедливого, мужественного, благоразумного
и вообще обладающего всеми добродетелями
человека». (3, с. 360).Словом, в V веке до
нашей эры исследования нравственности
начинают занимать важное место в духовной
культуре. Разумеется, появление интереса
к этим исследованиям было не случайно,
а явилось следствием социально-экономического,
духовного развития человечества. В предшествующий
период на протяжении тысячелетий был
накоплен первичный мыслительный материал,
который закреплялся, главным образом,
в устном народном творчестве — в мифах,
сказках, религиозных представлениях
первобытных людей. Много общества, в пословицах
и поговорках и в котором делались первые
попытки как-то отразить, осмыслить отношения
между людьми, отношения человека и природы,
как-то представить место человека в мире.
Далее, началу процесса способствовала
и крутая ломка общественной жизни, которая
происходила в середине первого тысячелетия
до нашей эры. Все более укреплявшаяся
государственная власть вытесняла родоплеменные
отношения, старые традиции, обычаи. Возникала
потребность в формировании новых ориентиров,
идеалов, новых механизмов регулирования
отношений между людьми.
Даль толковал слово мораль
как «нравственное ученье, правила для
воли, совести человека».(19, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный
телесному, плотскому, духовный, душевный.
Нравственный быт человека важнее быта
вещественного.» (19, с. 558).
А Ницше считал: «Быть моральным,
нравственным, этичным - значит оказывать
повиновение издревле установленному
закону или обычаю» (41, с. 289). «Мораль - это важничанье
человека перед ПРИРОДОЙ». (41, с .735).
В научной литературе указывается, что
мораль появилась на заре развития общества.
Определяющую роль в ее возникновении
сыграла трудовая деятельность людей.
Руководствуясь моральными нормами, личность
тем самым способствует жизнедеятельности
общества. Мораль поддерживается силой
общественного мнения и обычно соблюдается
в силу убеждения. При этом мораль оформляется
в различных заповедях, принципах, предписывающих,
как следует поступать.
С годами понимание
нравственности изменилось. Так, например,
в словаре Ожегова
С.И. мы видим: «Нравственность — это
внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек, этические нормы,
правила поведения, определяемые этими
качествами». (43, с. 414).
Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность – это
личностная характеристика, объединяющая
такие качества и свойства, как доброта,
порядочность, дисциплинированность,
коллективизм.» (18. c.104)
«Нравственные нормы – это
правила, требования, определяющие, как
человек должен поступить в той или иной
конкретной ситуации. Нравственная норма
может побуждать к определенным поступкам
и действиям, а может и запрещать или предостерегать
от них.» (18. c.104)
Воспитание - это двусторонний
процесс, основанный на взаимодействии
воспитателя и воспитуемых. (69. c.25)
Понятие нравственное
воспитание Подласый П.И. раскрывает
как целенаправленное
и систематическое воздействие на сознание,
чувства и поведение воспитанников с целью
формирования у них нравственных качеств,
соответствующих требованиям общественной
морали. (48. c.163)
Основные задачи нравственного
воспитания: «1. формирование нравственного
сознания; 2. воспитание и развитие нравственных
чувств; 3. выработка умений и привычек
нравственного поведения.» (34. c. 163)
«Нравственное сознание – активный
процесс отражения ребенком своих нравственных
отношений, состояний. Субъективной движущей
силой развития нравственного сознания
является нравственное
мышление – процесс постоянного
накопления и осмысления нравственных
фактов, отношений, ситуаций, их анализ,
оценка, принятие нравственных решений,
осуществление ответственных выборов. (
33. c. 266)
Нравственные чувства,
сознание и мышление являются основой
и стимулом проявления нравственной воли.
В психологической
литературе понятие о мотиве трактуется
по-разному. Мы считаем, что задача учителя
формировать у младшего школьника именно
устойчивые осознаваемые причины поведения,
поэтому мы будем пользоваться определением,
которое дает Немов Р.С.: «мотив – это внутренняя
устойчивая психологическая причина поведения
человека». ( 38, с.666 )
Отметим еще, что мотивами
поведения (устойчивыми причинами) могут
являться взгляды, убеждения, понятия
человека о нравственности.
Термином «мотивация» в
современной психологии обозначаются
два психических явления:
совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение,
процесс
образования, формирования мотивов, характеристика
процесса, ко- торый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. (60, с.185)
В нашем исследовании
мы будем иметь в виду второе определение,
так как в данном случае важна не совокупность
побуждений сама по себе, а именно процесс
формирования мотивов в младшем школьном
возрасте, который имеет педагогическую
характеристику.
Мотивационные
явления, неоднократно повторяясь, со
временем становятся чертами личности. К таким чертам можно
отнести мотивы достижения успеха и избегания
неудачи. (61, с.103)
Для правильной организации
своей работы учителю необходимо знать,
как формируется мотивация личности. Существует
два механизма.
Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».
Механизм же «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Полноценное формирование
мотивационной системы личности должно
включать в себя оба механизма. (60, с.186)
О нравственности человека
обычно судят по его поведению, но поведение –
понятие весьма широкое и охватывает все
стороны жизнедеятельности личности.
Поэтому для раскрытия его нравственной
сущности необходимо выделить какую-то
наименьшую единицу, которая сохраняла
бы свойства целого. Такой наименьшей
единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают
какое-либо действие или состояние человека,
но всякое действие или состояние становится
поступком только при условии, если оно
рассматривается во взаимосвязи с порождающими
его целями, мотивами и намерениями личности (62,
с.25) Таким образом, под поведением понимают
совокупность поступков человека, выделяя
при этом внешние действия и внутреннюю
обусловленность поступков, то есть их
мотивацию, переживание. (67, с.5)
Однако нравственное
поведение характеризуется не только
поступком, но и системой нравственных
привычек. Нравственная
привычка – это способность
и умение произвести действие не только
без особого на то контроля, но и в силу
выработанной потребности в данной деятельности.
Нравственное
поведение характеризуется тем, что оно
у каждого определяется сознательным
выбором тех или иных действий. Поведение
нравственно, если человек взвешивает,
продумывает свои действия, поступает
со знанием дела, выбирая единственно
возможный, верный путь решения стоящей
перед ним проблемы.
«Нравственное поведение
личности имеет следующую последовательность:
жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно
- чувственное переживание –нравственное
осмысление ситуации и мотивов поведения,
выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
В жизненной практике, особенно в экстремальных
условиях, всегда реализуются в единстве
все названные компоненты.» (15. c.265)
Важнейшим средством
нравственного воспитания является использование
созданных в культуре на разных этапах
исторического развития нравственных
идеалов, т.е. образцов нравственного поведения,
к которому стремится человек.
Специфической
особенностью процесса нравственного
воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а
результаты его отсрочены во времени.
Существенным
признаком процесса нравственного воспитания
является его концентрическое построение: решение воспитательных
задач начинается с элементарного уровня
и заканчивается более высоким. Для достижения
целей используются все усложняющиеся
виды деятельности. Этот принцип последовательности
реализуется с учетом возрастных особенностей
учащихся. (4, с.386).
Процесс
нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно
вносят в него свои коррективы, направленные
на его совершенствование.
Проанализировав этот
вопрос, мы пришли к выводу,
что основными критериями нравственности
человека могут являться его убеждения,
моральные принципы, ценностные ориентации,
а также поступки по отношению к близким
и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным
следует считать такого человека, для
которого нормы, правила и требования
морали выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как привычные формы
поведения.
Вопросы о решающей
роли нравственного воспитания в развитии
и формировании личности осознавались
и ставились в педагогике с давних времен.
Подчеркнем, что они связывались главным
образом с тем, что только нравственное
воспитание обеспечивает формирование
у личности добродетельного характера
и доброжелательных отношений к людям.
Вот что писал об этом Я.А. Коменский.
В своем трактате « наставление нравов»
он приводил изречение древнеримского
философа Сенеки: «научись сперва
добрым нравам, а затем мудрости, ибо без
первой трудно научиться последней».
Такую же большую роль
нравственному воспитанию отводил выдающийся
швейцарский педагог- демократ Генрих
Песталоцци. Нравственное воспитание
он считал главной задачей детского воспитательного
учреждения. По его мнению, только оно
формирует добродетельный характер и
сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы
педагогики, нравственное воспитание
выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган
Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания
можно целиком выразить в одном только
слове: нравственность».
Из педагогов- классиков
прошлого столетия наиболее ярко характеризовал
роль нравственного воспитания в развитии
личности К.Д.Ушинский.
в статье «о нравственном элементе в воспитании
» он писал :
Конечно,
образованием ума и обогащение его познаниями
много принесет пользы, но увы, я никак
не полагаю, чтобы ботанические или зоологические
познания… могли сделать гоголевского
городничего честным чиновником, и совершенно
убежден, что будь Павел Иванович Чичиков
посвящен во все тайны органической химии
или политической экономии, он останется
тем же, весьма вредным для общества пронырой.
Понятие нравственное
воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому
выдающийся педагог В.А. Сухомлинский,
разработав воспитательную систему о
всестороннем развитии личности, вполне
обосновано считал, что ее системообразующий
признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного
воспитания – развитие нравственных чувств
личности». Он говорил: если человека учат
добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно,
в результате будет добро. Учат злу (очень
редко, но бывает и так), в результате будет
зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно
будет зло, потому что и человеком его
надо сделать».(58. c. 29).
Рассматривая систему
нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев,
Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают
несколько условий:
Во-первых, осуществление
согласованных воспитательных влияний
учителя и ученического коллектива в решении
определенных педагогических задач, а
внутри класса –единство действий всех
учащихся.
Во-вторых, использование
приемов формирования учебной деятельности
нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой
нравственного воспитания понимается
также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых
в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему
нравственного воспитания следует усматривать
и в последовательности развития тех или
иных качеств личности по мере роста и
умственного созревания детей. (33, с.198).
«Практически
любая деятельность имеет нравственную
окраску», считает О.Г. Дробницкий ,
в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович,
«обладает большими воспитательными возможностями»..
(9, с.58).
По И.Ф. Харламову
содержание нравственности заключается
в следующем:
В отношении к Родине
(патриотизм) – любовь
к своей стране, истории, обычаям, языку,
желание стать на ее защиту, если это потребуется.
В отношении к труду
(трудолюбие) – предполагает
наличие потребности в созидательной
трудовой деятельности и ее, понимание
пользы труда для себя и общества, наличие
трудовых умений и навыков и потребность
в их совершенствовании.
В отношении к обществу
(коллективизм) – умение
согласовывать свои желания с желаниями
других, умение координировать свои усилия
с усилиями других, умение подчинятся
и умение руководить.