Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
§ 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

нравственное воспитание мл школ в учебно- воспитат процессе.docx

— 119.45 Кб (Скачать файл)

В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

В человеколюбии или гуманности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.(63, с.30)

«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива..» (15. c.269)

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Л.А. Григорович рассматривает содержание нравственного воспитания через гуманность.

«Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.»(18. c.104)

Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение(изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего подростка к социальной деятельности.» (18. c. 105-106)

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

«культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» (18. c. 105-106)

Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Со стороны психологии гуманистическая теория видит развитие личности под углом зрения нравственного самосовершенствования человека, расширение его внутренней свободы и повышения творческого потенциала. Этот подход можно показать на примере теории Л.Колберга. Главная задача, которая здесь решается, состоит в том, чтобы выяснить, как происходит усвоение детьми тех или иных нравственных ценностей на разных этапах индивидуального развития в зависимости от складывающихся социальных условий.

Во время бесед Л. Колберг предлагал детям решать моральные задачи, где человек должен выбрать между добром и злом, смелостью и трусостью, верностью и предательством.

Для того, чтобы ребенок совершил нравственный поступок в сложной жизненной ситуации необходимы три условия:

1. Возникновение  перед человеком сложной жизненной  ситуации, требующей морального  выбора.

2. Возникающая ситуация  должна быть личностно значимой  для данного человека.

3. Человек оказавшийся в ситуации морального выбора быть способен к морально - волевой саморегуляции.

Используя для бесед с детьми ситуации морального выбора и по высказываемым ими суждениям, он делал обобщенное представление. В итоге Колберг выделил следующиестадии морального развития детей:

Доконвенциональный, или доморальный, уровень, (с периода раннего детства до 9 – 10 лет), для которого характерно послушание ребенка не из - за сознательного подчинения нормам морали и требованиям взрослых, а из - за страха быть наказанным.

Конвенциональный уровень (9 - 10 лет и до 16 лет), деятельного характерно подчинение человека принятым моральным требованиями и следование нравственным ожиданиям семьи, группы или нации.

Постконвенциональный, или автономный уровень, (с периода ранней юности и старше), который характеризуются выработкой собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения.

Переход от одного этапа личностного развития к другому обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям.

К окончанию школы личность можно считать в основном уже сформированной. (55, с.20)

Если педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Наша работа посвящена  изучению нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. Поэтому, рассмотрев основные понятия, задачи, содержание нравственного воспитания и идеи известных ученых о нем, целесообразно рассмотреть характеристики младшего школьного возраста. Чему и посвящен второй параграф нашего исследования.

 

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

 

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний. (59, с 63)

Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. “Не умел - умею”, “Не мог - могу”, “Был - стал”, - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

От   них требуется:

— «знать, что они граждане своей страны;

— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

— дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

— творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.» .(45, c. 274-275, 277)

В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных  новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.  Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

Ребенок в младшем школьном возрасте начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. 

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. (13, с.29)

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержаны.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступениподнять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя.Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью.    Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.(42, с.75, 87)

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школыподчинен воспитанию культуры внимания. 

Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер.Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. (16, с.82-84)

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.(16, с. 76)

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе