Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа
Краткое описание
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ § 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА § 3. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ § 4. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ § 1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Второй аспект, раскрывающий
сущность значимости единства данных
компонентов, представляет собой следующее:
на сегодняшний день процесс обучения
в начальной школе в значительной степени
направлен на усвоение знаний и приемов,
способов учебной работы, т.е. упор делается
на содержательный и частично операционные
компоненты. При этом предполагается,
что в ходе этого процесса идет и умственное
развитие, и нравственное. (21, с.152).
Проблема нравственного
развития младшего школьника в процессе
обучения взаимосвязана с тремя факторами,
которые определяет Т.В. Морозова.
Во–первых, придя в
школу, ребенок переходит от «житейского»
усвоения окружающей действительности,
в том числе и морально–нравственных
норм, существующих в обществе, к его научному
и целенаправленному изучению. Это происходит
на уроках чтения, русского языка, природоведения
и т.д. Значение такого же целенаправленного
обучения имеет и оценочная деятельность
учителя в процессе уроков, его беседы,
внеклассная работа т. п.
Во–вторых, в ходе
учебной работы школьники включены в реальную
коллективную деятельность, где также
идет усвоение нравственных норм, регулирующих
взаимоотношения учащихся между собой
и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в
процессе обсуждения положения в современной
школе все чаще звучит тезис о том, что обучение
в школе – это, прежде всего, формирование
нравственной личности. (35, с.109)
С этой точки зрения
и необходимо решать проблему умственного
и нравственного развития учащихся в процессе
школьного обучения, в единстве, в тесной
взаимосвязи одного и другого. (53,с.28).
Работая над проблемами
нравственной воспитанности младших школьников,
надо учитывать их возрастные и психологические
особенности, о которых говорилось во
втором параграфе.
Учитывая возраст детей,
нормы нравственного поведения можно
разбить на 3 уровня:
Ребенок
до 5 лет усваивает примитивный уровень
правил поведения, основанный на запрете
или отрицании чего-либо. Если малыша приучили
к выполнению данных элементарных норм,
то окружающие считают этого малыша воспитанным
ребенком.
К 10-11-ти
годам необходимо, чтобы подросток умел
учитывать состояние окружающих людей,
и его присутствие не только не мешало
им, но и было бы приятным.Бессмысленно говорить
о втором уровне нравственного воспитания,
если не освоен первый.
На 3 уровне (к 12-14 годам)
осваивается принцип: «Помогай окружающим
людям!»
У младших школьников
может существовать противоречие между
знанием, как нужно, и практическим применением
(это касается этикета, правил хорошего
тона, общения). Не всегда знание моральных
норм и правил поведения соответствует
реальным действиям ребенка. Особенно
часто это случается в ситуациях, где происходит
несовпадение этических норм и личных
желаний ребенка.
Также в данном возрасте
может наблюдаться неравномерность
применения вежливого общения с взрослыми
и сверстниками (в быту и дома, в школе
и на улице). (1, с. 127 )
В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте,
когда душа очень податлива к эмоциональным
воздействиям, мы раскрываем перед детьми
общечеловеческие нормы нравственности,
учим их азбуке морали:
1.Ты живешь среди
людей. Не забывай, что каждый твой
поступок, каждое твое желание отражается
на окружающих тебя людях. Знай, что существует
граница между тем, что тебе хочется, и
тем, что можно. Проверяй свои поступки
вопросом к самому к себе: не делаешь ли
ты зла, неудобства людям? Делай все так,
чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами,
созданными другими людьми. Люди делают
тебе счастье детства. Плати им за это
добром.
3. Все блага и радости
жизни создаются трудом. Без труда
нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким
к людям. Помогай слабым и беззащитным.
Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям
зла. Уважай и почитай мать и отца – они
дали тебе жизнь, они воспитывают тебя,
они хотят, чтобы ты стал честным гражданином,
человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен
к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
Будь непримиримым к тому, кто стремится
жить за счет других людей, причиняет зло
другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной
культуры, овладевая которой дети постигают
сущность добра и зла, чести и бесчестия,
справедливости и несправедливости.»(58,
с.161-165).
Формирование
нравственности происходит в школе на
всех уроках. И в этом отношении
нет главных и неглавных предметов. Воспитывает
не только содержание, методы и организация
обучения, учитель, его личность, знания,
убеждения, но и та атмосфера, которая
складывается на уроке, стиль отношений
педагога и детей, детей между собой. Воспитывает
себя и сам ученик, превращаясь из объекта
в субъект воспитания. Развивающая активность
школьника, сознательность, инициативность
в процессе обучения и есть овладение
собственным поведением.
Для нравственного
воспитания важно организовать
учение как коллективную деятельность,
пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние
коллектива на личность оптимально тогда,
когда каждый ребенок занимает в коллективе
адекватное своим возможностям место,
становится незаменимой личностью. Это
приводит к развитию чувства собственного
достоинства, которое заставляет ребенка
без внешнего побуждения действовать
согласно установленным нравственным
нормам и принципам. Воспитание в коллективе
ставит школьника, даже младшего перед
необходимостью элементарного самовоспитания
и самообразования, без которых вообще
невозможно развитие, в том числе и нравственное.
В практике воспитательной
работы далеко не всегда учитывают возрастную
нравственную самостоятельность школьников.
Длительное время поведения учащихся
организовано так, что они находятся под
прямым контролем учителя или коллектива,
а это нередко отрицательно сказывается
на нравственном развитии детей, видимые
результаты которого проявляются у них
позже, в подростковом возрасте.(2, с.37-44)
Новое содержание начального
обучения открыло новые возможности для
воспитания детей, в котором определяющее
значение имеет содержание образования,
методика преподавания, личность и знания
учителя, который передает свое мировоззрение,
культуру, нравственный опыт следующему
поколению. Все это составляет систему
воздействий, которая направляет развитие
детей и определяет особенности их формирования.
В начальных классах требуются специальные
приемы, чтобы дети смогли осознать учебную
задачу и как общую, и как относящуюся
лично к ним. Одна из задач нравственного
воспитания школы – правильно организовать
деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить
способы организации нравственного воспитания
(формы, методы и приемы).
§ 4. СПОСОБЫ
ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Настоящий
воспитатель только тот, кто будит дремлющий
в ребенке дух и дает ему силы для настоящего
органического развития».
П.П. Блонский.
Процесс воспитания
осуществляется в различных формах при
помощи разнообразных методов, приемов
и воспитательных средств. Понятие форма
воспитания в педагогической литературе
определяют так – это способ организации
воспитательного процесса. Формы организации
воспитательного процесса в самом общем
виде отражают отношения, которые складываются
между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы
воспитания в зависимости от
количества воспитанников, –охвачен
весь класс, небольшие группы или отдельные
ученики (фронтальная, групповая,
индивидуальная работа). Это наиболее
распространенная классификация. (57, с.
157).
Правомерна и классификация
форм организации воспитательной деятельности в зависимости от
методов воспитания: 1) словесные формы (собрания,
сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи
и т.д.); 2) практические формы (походы,
экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы
и т.п.); 3) наглядные формы (школьные
музеи, выставки разных жанров, тематические
стенды и др.). (57, с 143).
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного
воспитания важна его инструментовка. Воспитатель
может влиять на ученика непосредственно,
с глазу на глаз, но может и через его товарищей,
через ученический коллектив.(11, с.82)
Под методами
воспитания понимают способы воздействия
воспитателей на воспитанников и организацию
их деятельности. Методы нравственного
воспитания выступают как пути и способы
формирования нравственного сознания,
развития моральных чувств и выработки
навыков и привычек поведения. (29. c. 83)
Выбор методов
нравственного воспитания во многом зависит
от возраста учащихся и их жизненного
опыта.
Характер методов нравственного
воспитания изменяется и в зависимости
от развития детского коллектива. Если
коллектив еще не сформирован, воспитатель
предъявляет в твердой и категоричной
форме требования ко всем детям. Как только
заметную роль в коллективе начинает играть
актив учащихся, методика работы меняется.
(64., с.60)
Традиционные методы
нравственного воспитания ориентированы
на привитие школьникам норм и правил
общественной жизни. Важным показателем
сформированности нравственных качеств
личности является внутренний контроль.Сформированные
навыки контроля способствуют успешному
развитию нравственных качеств личности
в процессе обучения и воспитания. (56,
с.59)
В педагогической литературе
описывается множество методов и приемов
нравственного воспитания. Очевидно, что
они не одинаково направлены на формирование
мотивов нравственного поведения. Так,
например, по результатам методы воздействия
можно разделить на два класса:
2. Влияния, создающие
привычки, определяющие тот или иной тип
поведения. (48, с.523)
И.С. Марьенко назвал такие группы
методов воспитания, как методы приучения
и упражнения, стимулирования, торможения,
самовоспитания, руководства, объяснительно
- репродуктивные и проблемно-ситуативные.
В процессе нравственного воспитания
широко применяются такие методы как:
упражнение и убеждение. (48, с.534)
Выбор методов
зависит от содержания воспитательной
деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного
просвещения на первое место, естественно,
выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение;
в воспитании дисциплинированности и
ответственности наряду с основными методами
применяются также поощрение и наказание.
(36, с.144-149).
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие
бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение
(интеллектуальная сфера), стимулирование
и мотивация (мотивационная сфера), внушение
и самовнушение (эмоциональная сфера),
требование и упражнение (волевая сфера),
коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),
воспитывающие ситуации и социальные
пробы-испытания (предметно-практическая
сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная
сфера). (53, 114).
Наиболее последовательной
и современной представляется, на наш
взгляд, классификация, разработанная Щукиной
Г. И., в которой выделяют такие группы
методов:
методы разностороннего
воздействия на сознание, чувства и волю
учащихся в интересах формирования у них
нравственных взглядов и убеждений (методы
формирования сознания личности);
методы организации
деятельности и формирования опыта общественного
поведения;
методы стимулирования
поведения и деятельности. (47, с.236)
Каждый из методов
имеет свою специфику и область применения.
Несмотря на кажущуюся простоту, все без
исключения методы требуют высокой педагогической
квалификации. Рассмотрим наиболее сложные
по содержанию и применению методы словесно-эмоционального
воздействия: рассказ, разъяснение, этическую
беседу и метод наглядно-практического
воздействия – пример.(37, с.48-49)
В младших классах
часто используется рассказ на этическую
тему. Это яркое эмоциональное изложение
конкретных фактов и событий, имеющих
нравственное содержание. Воздействуя
на чувства, рассказ помогает воспитанникам
понять и усвоить смысл моральных оценок
и норм поведения.
У рассказа на этическую
тему несколько функций:
служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности
этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать
социальному опыту школьников. В младших
классах он краток, эмоционален, доступен,
соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается
иллюстрациями, которыми могут стать произведения
живописи, художественные фотографии,
изделия народных умельцев. Усиливает
его восприятие хорошо подобранное музыкальное
сопровождение.
Обстановка имеет большое
значение для восприятия этического рассказа.
Эмоциональное воздействие окружающей
обстановки должно соответствовать замыслу
и содержанию рассказа.
Рассказ производит
должное впечатление только тогда, когда
выполняется профессионально. Неумелый,
косноязычный рассказчик не может рассчитывать
на успех.
Рассказ обязательно
должен переживаться слушателями. Нужно
позаботиться, чтобы впечатления от него
сохранялись как можно дольше. (48, с.535)