Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стилей профессионально-педагогического общения 5
1.1. Понятие педагогического общения 5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия 7
1.3. Функции и стили педагогического общения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения 23
2.1 Особенности педагогического общения в школе 23
2.2. Анализ применения моделей педагогического общения 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты
стилей профессионально-
1.1. Понятие педагогического
1.2. Сущность педагогического
1.3. Функции и стили
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по реализации развития стилей
профессионально-
2.1 Особенности педагогического общения в школе 23
2.2. Анализ применения моделей педагогического общения 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение 41
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это-"роскошь", а в другом - профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.
Сегодня педагогическая наука
доказала: для того чтобы воспитание
было эффективным, у ребенка необходимо
вызвать положительное
Общение педагога с обучающимися
- вечная тема для исследования, особенно
в наши дни. Многочисленные беседы,
проведенные с детьми и их родителями,
свидетельствуют о том, что ребят
угнетает не столько трудность познания,
сколько трудности общения - с
учителем и одноклассниками. За неуспехами
в учении часто кроются неуспехи
в общении. И чем старше школьники,
тем более повышенные требования
предъявляют они к учителю
в сфере организации
Поэтому актуальна тема исследования "Сущность и условия педагогического общения в профессиональной школе".
Объект исследования - педагогическое общение в профессиональной школе.
Предмет исследования - сущность и условия педагогического общения.
Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.
Педагогическое общение
- система ограниченного
Педагогическое общение
в обучении и воспитании служит инструментом
воздействия на личность обучаемого.
Педагогическое общение - целостная
система (приемы и навыки) социально-психологического
взаимодействия педагога и воспитуемых,
содержащая в себе обмен информацией,
воспитательные воздействия и организацию
взаимоотношений с помощью
В число наиболее сложных
задач, встающих перед педагогом, входит
организация продуктивного
Современная педагогика меняет
свои ведущие принципы. Активное одностороннее
воздействие, принятое в авторитарной
педагогике, замещается взаимодействием,
в основе которого лежит совместная
деятельность педагогов и учащихся.
Его основными параметрами
Сущностью педагогического
взаимодействия является прямое или
косвенное воздействие
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Под прямым воздействием понимается
непосредственное обращение к ученику,
предъявление ему определенных требований
или предложений. Специфика деятельности
педагога обусловливает необходимость
использования именно этого вида
взаимодействия. Однако постоянное вмешательство
в мир ученика может создавать
конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения
педагога и учащихся. Поэтому в
некоторых случаях более
При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтныедля него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.
Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с другой - индивидуальные, личностные качества [17; с. 206].
Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на ученика.
Функционально-ролевая сторона
взаимодействия педагога с учащимся
обусловлена объективными условиями
педагогического процесса, например
контролем результатов
Оптимальным вариантом для
педагогического процесса является
установка педагога на функционально-ролевое
и личностное взаимодействие, когда
его личностные особенности проступают
через ролевое поведение. Подобное
сочетание обеспечивает передачу не
только общесоциального, но и личного,
индивидуального опыта
Функционально-ролевая сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.
Личностная сторона
Воздействие педагога на ученика
может быть преднамеренным и непреднамеренным.
В первом случае оно осуществляется
по целевой программе, когда педагог
заранее моделирует и планирует
ожидаемые изменения. Педагог, намеренно
или ненамеренно предлагая
Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.
Убеждение - это система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.
Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той или иной информации.
Особенностью внушения является
его направленность не на логику и
разум личности, не на ее готовность
мыслить и рассуждать, а на получение
распоряжений, инструкций к действию.
Внушенная авторитетным учителем установка
может стать основой оценки, которую
учащиеся будут давать друг другу. Внушение
в педагогическом процессе должно использоваться
очень корректно. Оно может происходить
через мотивационную, познавательную
и эмоциональную сферы
С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями личности ученика.
Подражание включает в
себя идентификацию (уподобление) и
обобщение. Именно обобщенное подражание
не является полным повторением образца,
примера, оно вызывает сходную деятельность,
имеющую качественное отличие. При
таком подражании заимствуются лишь
общие идеи. Оно требует значительно
большей сообразительности и
находчивости, зачастую связано с
самостоятельной и творческой деятельностью,
представляя его первую ступень.
В ходе развития личности возрастает
самостоятельность и
Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.
Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися.
В соответствии с центральным
назначением педагогического
Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.