Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стилей профессионально-педагогического общения 5
1.1. Понятие педагогического общения 5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия 7
1.3. Функции и стили педагогического общения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения 23
2.1 Особенности педагогического общения в школе 23
2.2. Анализ применения моделей педагогического общения 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 63.34 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты  стилей профессионально-педагогического  общения 5

1.1. Понятие педагогического общения 5

1.2. Сущность педагогического взаимодействия 7

1.3. Функции и стили педагогического  общения 12

Выводы по первой главе 22

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа  по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения 23

2.1 Особенности педагогического  общения в школе 23

2.2. Анализ применения моделей  педагогического общения 29

Выводы по второй главе 35

Заключение 36

Список используемой литературы 39

Приложение 41

 

Введение

 

Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой  большой роскошью на свете. Но в одном  случае это-"роскошь", а в другом - профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура  педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его  сторон является общение, через живое  и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное  в педагогической работе - воздействие  личности на личность.

Сегодня педагогическая наука  доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение  к тому, что мы хотим воспитать  в нем. А то или иное отношение  формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, в деятельности и  общении.

Общение педагога с обучающимися - вечная тема для исследования, особенно в наши дни. Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят  угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с  учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю  в сфере организации взаимоотношений. В общении складывается важная система  воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение  приобретает функциональный и профессионально  значимый характер. Оно выступает  в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции  общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в  компоненты профессионально-творческие.

Поэтому актуальна тема исследования "Сущность и условия педагогического  общения в профессиональной школе".

Объект исследования - педагогическое общение в профессиональной школе.

Предмет исследования - сущность и условия педагогического общения.

Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.

Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы педагогического общения;

2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;

3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе

Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты стилей профессионально-педагогического общения

1.1. Понятие педагогического общения

 

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. На сегодняшний день продуктивно  организованный процесс педагогического  общения призван обеспечить в  педагогической деятельности реальный психологический контакт, который  должен возникнуть между педагогом  и детьми. Превратить их в субъектов  общения, помочь преодолеть разнообразные  психологические барьеры, возникающие  в процессе взаимодействия, перевести  детей из привычной для них  позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического  творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую  структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение  в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная  система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию  взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных  задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И  очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь  играет стиль общения.

 

1.2. Сущность педагогического взаимодействия

 

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее  воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимовосприятие, поддержка, доверие и др.

Сущностью педагогического  взаимодействия является прямое или  косвенное воздействие субъектов  этого процесса друг на друга, порождающее  их взаимную связь [18].

Важнейшей характеристикой  личностной стороны педагогического  взаимодействия является возможность  воздействовать друг на друга и производить  реальные преобразования не только в  познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость  использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство  в мир ученика может создавать  конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения  педагога и учащихся. Поэтому в  некоторых случаях более эффективным  является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что  педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его  самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление  своей субкультуры.

При воздействии на окружение  оправдывает себя прием воздействия  через референтное лицо. У каждого  ученика есть одноклассники, с мнением  которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтныедля него лица, через которых педагог организовывает воздействие, делая их своими союзниками.

Как отмечает В.А. Сластёнин, педагогическое взаимодействие имеет  две стороны: функционально-ролевую  и личностную. Другими словами, педагог  и ученики воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны, функции и роли друг друга, а с  другой - индивидуальные, личностные качества [17; с. 206].

Личностные и ролевые  установки педагога проявляются  в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает  соответствующий эффект влияния  его личности на ученика.

Функционально-ролевая сторона  взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями  педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия.

Оптимальным вариантом для  педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое  и личностное взаимодействие, когда  его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учеником, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность  быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность  и способность у учащегося. Однако практика показывает, что с такой  установкой работают лишь педагоги, имеющие  высокий уровень развития мотивационно-ценностного  отношения к педагогической деятельности.

Функционально-ролевая сторона  педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического  взаимодействия в большей степени  затрагивает мотивационно-смысловую  сферу учащегося. Научное знание, содержание образования в этом случае выступают средством преобразования этой сферы.

Воздействие педагога на ученика  может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог  заранее моделирует и планирует  ожидаемые изменения. Педагог, намеренно  или ненамеренно предлагая образцы  своей субъектности другим людям, и  прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые  параметры [17; с. 210].

Механизмами преднамеренного  влияния являются убеждение и  внушение. Убеждение выступает как  метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать  в соответствии с принятыми в  обществе и культивируемыми в  данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Убеждение - это система  логических доказательств, требующая  осознанного отношения к ней  того, кто ее воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом  восприятии и предполагает неспособность  внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.

Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет  педагога, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования учителя могут стать активными  средствами оказания значительного  влияния на восприятие и понимание  учениками той или иной информации.

Особенностью внушения является его направленность не на логику и  разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение  распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитетным учителем установка  может стать основой оценки, которую  учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить  через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их.

С внушением тесно связано  подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы  ученик, подражая, осознавал, что его  действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это  не абсолютное повторение, не простое  копирование. Образцы и эталоны  педагога вступают в сложные связи  с особенностями личности ученика.

Подражание включает в  себя идентификацию (уподобление) и  обобщение. Именно обобщенное подражание не является полным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При  таком подражании заимствуются лишь общие идеи. Оно требует значительно  большей сообразительности и  находчивости, зачастую связано с  самостоятельной и творческой деятельностью, представляя его первую ступень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность и уменьшается  подражание.

Следует обратить внимание на то, что категория педагогического  взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих  субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества.

Педагогическое общение  представляет собой одну из форм педагогического  взаимодействия учителей с учащимися.

 

1.3. Функции и стили педагогического общения

 

В соответствии с центральным  назначением педагогического воздействия  общение выполняет три функции.

Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами. Например, внешне благополучные взаимоотношения учителя и ученика могут иметь в своей основе заискивание и желание понравиться со стороны последнего, но могут определяться действительным уважением личности и авторитетом педагога. Знание истинного отношения ребенка помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную работу с ним по освоению социально-культурных ценностей.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения