Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стилей профессионально-педагогического общения 5
1.1. Понятие педагогического общения 5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия 7
1.3. Функции и стили педагогического общения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения 23
2.1 Особенности педагогического общения в школе 23
2.2. Анализ применения моделей педагогического общения 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Вторая функция - "соучастие" ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий.одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы "навязывает" ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.
Третья функция - "возвышение" ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований. Даже среди необразованных в педагогическом смысле родителей не найти таких, которые бы не пользовались возвышением в общении со своими детьми: вот малыш сделал первый робкий даже не шаг, а шажок в своей жизни, а ему говорят: "Молодец! Ты уже научился ходить!" Ребенок написал первое слово, им восхищаются: "Как здорово у тебя получилось!" Девочка в первый раз испекла блины - вся семья в восторге, ей говорят: "Таких вкусных блинов мы в жизни не ели".
Разве можно представить себе педагога, который бы не возвышал на своих уроках детей, и особенно тех, которым этот предмет дается труднее, чем остальным? Теоретически - нет! Практически - да!!! В одиннадцатом классе идет урок по философии жизни. Преподавателю класс незнаком, поэтому он использует визитки, чтобы называть всех по именам. Ученица с болью говорит: "А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по фамилии!" Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая девочка?
А задумываемся ли мы, почему
первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные
и веселые первого сентября, уже
через месяц не хотят идти в
школу? Не потому ли, что не реализуются
эти три функции в
Стили педагогического общения.
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
В стиле общения находят выражение:
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. [10; 12 с.]
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных. [20; 620 с.]
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная
тенденция на жесткое управление
и всеобъемлющий контроль выражается
в том, что преподаватель значительно
чаще своих коллег прибегает к
приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных
выпадов в адрес одних членов
группы и неаргументированное
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства. [10; 15 с.]
3. Демократический
Что касается демократического
стиля, то здесь в первую очередь
оцениваются факты, а не личность.
При этом главной особенностью демократического
стиля оказывается то, что группа
принимает активное участие в
обсуждении всего хода предстоящей
работы и ее организации. В результате
у учеников развивается уверенность
в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы
возрастают общительность и
4. Общение на
основе увлеченности
В основе этого стиля - единство
высокого профессионализма педагога и
его этических установок. Ведь увлеченность
совместным с учащимися творческим
поиском - результат не только коммуникативной
деятельности учителя, но в большей
степени его отношения к
Такой стиль общения отличал
деятельность В.А. Сухомлинского. На этой
основе формируют свою систему взаимоотношении
с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль
общения можно рассматривать
как предпосылку успешной совместной
учебно-воспитательной деятельности.
Увлеченность общим делом - источник
дружественности и одновременно
дружественность, помноженная на заинтересованность
работой, рождает совместный увлеченный
поиск. Говоря о системе взаимоотношений
педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко
утверждал, что педагог, с одной
стороны, должен быть старшим товарищем
и наставником, а с другой - соучастником
совместной деятельности. Необходимо
формировать дружественность
Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А.С. Макаренко отмечал: "Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми". [15; 27 с.]
Подчеркивая плодотворность
такого стиля взаимоотношений педагога
и воспитанников и его
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника". [8; 256 с.]
В чем популярность этого
стиля общения? Дело в том, что
начинающие учителя нередко считают,
что общение-дистанция помогает
им сразу же утвердить себя как
педагога, и поэтому используют этот
стиль в известной мере как
средство самоутверждения в ученической,
да и в педагогической среде. Но в
большинстве случаев
Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. [8; 269 с.]
6. Общение - устрашение
Этот стиль общения, к
которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в основном с неумением
организовать продуктивное общение
на основе увлеченности совместной деятельностью.
Ведь такое общение сформировать
трудно, и молодой учитель нередко
идет по линии наименьшего
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. [20; 624 с.]
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в
основном, для молодых учителей и
связанное с неумением