Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стилей профессионально-педагогического общения 5
1.1. Понятие педагогического общения 5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия 7
1.3. Функции и стили педагогического общения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения 23
2.1 Особенности педагогического общения в школе 23
2.2. Анализ применения моделей педагогического общения 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Следствие: обостренная социально-
6. Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
7. Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
8. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге собучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
В рамках курсового проекта
я провела небольшое
Результаты анкетирования:
Таблица №1
преподаватели |
плюсы |
Минусы | |
1 |
4, 6, 11, 15,, 17,18, 19, 23 |
1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,,24 | |
2 |
1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,24 |
3,4,7,8,9,11, 15,16, 19, 20,21,24 | |
3 |
7,8,9,10,14,16, 20,21,22,24 |
1,2,3,4,5,6,11,12,13,15,17,18, | |
4 |
1,2,3,4,5,6,13,15,19,20,22,23 |
7,8,9,10,11,12,14,16,17,18,21, | |
5 |
7,8,9,10,11,12,14,16,17,18, 21,24 |
1,2,3,4, 6,7,8,11,12,13, 15, 17, 19,23,24 |
Проанализировав таблицу №1, я сделала следующие выводы:
Первый педагог придерживается в общении со студентами первой модели.
Модель дикторская ("Монблан").
Педагог как бы отстранен от обучаемых,
он парит над ними, находясь в
царстве знаний. Никакого личностного
взаимодействия. Педагогические функции
сведены к информационному
Следствие: отсутствие психологического
контакта, безынициативность и
Второй педагог использует в своем педагогическом общении шестую модель.
Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
Третий педагог более склонен к восьмой модели педагогического общения.
Модель активного
Педагогическое общение четвертого педагога обусловлено шестой моделью. Как и второй педагог, он четко выполняет цели, задачи занятия. Вследствие чего занятие становится для обучающихся не интересным и скучным.
Пятый педагог строит свое педагогическое общение по седьмой модели.
Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Таблица №2
педагог |
Модель |
1 |
Диктаторская "Монблан |
2 |
Негибкого реагирования "Робот" |
3 |
Активного взаимодействия "Союз" |
4 |
Негибкого реагирования "Робот" |
5 |
Авторитарная "Я сам (а)" |
По результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
• два педагога из пяти опрошенных, что составляет 40%, используют модель негибкого реагирования ("Робот"). Что приводит к низкому социальному взаимодействию.
• Четыре педагога из пяти опрошенных, что составляет 80 %, используют такие модели, в которых студенты не развивают свою собственную инициативу.
По итогам проделанной работы можно сказать, что педагогическому составу школы необходимо менять модели своего общения с учениками.
Ведь если судить по таблице №2, то только один педагог из пяти опрошенных, что составляет 20%, использует, такую модель, способствующую развитию мышления и моральных качеств.
Это анкетирование выявило то, что педагоги плохо знают технологию педагогического общения. Что может привести к непониманию учеников и педагогов, вследствие чего, будет снижен уровень знаний учеников.
Одна из сложных проблем профессиональной школы - проблема педагогического общения.
Педагогическое общение
- система ограниченного
Общение в педагогической
деятельности выступает как средство
решения учебных задач, как социально-психологическое
обеспечение воспитательного
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать студентам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с студентами духовными ценностями. Общий язык с обучающимися это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является основным
средством педагогического
В системе профессионального
педагогического общения
Правильное использование средств и техники поможет педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами.
В результате проведённого теоретического исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Сущностью педагогического
взаимодействия является
2. Важнейшей характеристикой
личностной стороны
3. Педагогическое взаимодействие
имеет две стороны:
4. В педагогической науке
выделяют два вида
5. Выделяют также 8 моделей общения учителя и учеников.
6. В ходе педагогической
деятельности возникает особое
общение между педагогом и
ребенком. Характеристикой
7. Общепринятой классификацией
стилей педагогического
8. В реальной педагогической
практике чаще всего имеют
место смешанные стили общения
Чаще всего в педагогической
практике наблюдается
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 321 с.
2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994. - 232 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. - 190 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 213 с.
5. Ерастов Н.П. Психология
общения. Пособие для
6. Ершов П.М. и др. Общение
на уроке, или Режиссура
7.Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 1979. - 323 с.
8. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.
10. Кан-Калик В.А., Ковалев
Г.А. Педагогическое общение
11. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989. - 249 с.
12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова.2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. - 367 с.
13. Леонтьев А.А. Психологические
особенности деятельности
14. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 340 с.
15. Макаренко А.С. Собрание сочинений: т.4, т.5.
16. Митина Л.М. Психологическая
диагностика коммуникативных
17. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И. Я.Зязюн, И.Ф. Кривонос и др.; под ред. И.Я. Зязюна. - М.: 1989. - 231 с.
18.Психология: Словарь / Под
ред. А.В. Петровского, М.С.
19.Реан А.А., Коломинский
Я.Л. Социальная
20.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т.М., 1993-1999. - 620 с.
21. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980. - 265 с.
22. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 361 с.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 423 с.
24. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1995. - 124 с.