Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

В одних и тех же условиях дети ведут себя по разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас же прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть, другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично, третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. Рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Почему ты печальный?», «Отчего ты так громко смеешься?» и т.п. Дети чутко реагируют на проявление доброжелательности и недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым.

 Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Что это? Подражание? Или искреннее сочувствие? Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестаёт плакать, и тогда подруга говорит ей: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено?» В этих словах и сочувствие, и желание разделить горе подруги её боль. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.

Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой  незаметные попытки ребенка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства  ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слёзы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные, хотя и незначительные, поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.

Однако дети не всегда выбирают правильный путь для самосовершенствования. Одни бескорыстны в своём желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ всегда оказывается хуже. Например нередко можно услышать, как дети с оттенком превосходства говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую», «У меня платье лучше». «Вашего Витю сегодня наказали, а меня нет», - сообщает Коля Витиным родителям. В его голосе нет и тени сожаления, он даже как будто рад, что товарищ его вел себя плохо, хуже, чем он.[5]

В таких случаях важно  правильно отреагировать. Дети быстро схватывают то, что им внушает взрослый. Слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно, обязательно находят отклик в душе ребенка. В результате у него постепенно пропадает зазнайство, чувство превосходства, если оно было, и возникает желание делать хорошее для других, быть внимательным, добрым.

Учить детей сочувствию следует  как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при  сравнении хорошего, доброго с  плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.

Перед воспитателями стоит целый  ряд вопросов: как преподносить ребенку  плохое? О чем он должен знать  и о чем не должен? В каких  случаях нужно вызвать у него сожаление, сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кто наказан? Его же не учат сочувствовать отрицательным героям художественных произведений, сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у коллектива детей вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку?

На все эти вопросы  не может быть однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие  приемы воздействия на ребенка. В  детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но одновременно необходимо вызывать и чувство сожаления по поводу плохих поступков сверстника, желание предотвратить подобные поступки. И конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснить и провинившемуся, и коллективу справедливость наказания. К сожалению,  взрослые иногда в силу непонимания мотивов поведения ребенка способствуют зарождению в нём озлобленности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, нетактичность по отношению к провинившемуся ничем не могут быть оправданы: ни желанием установить дисциплину в коллективе, ни желанием перевоспитать ребенка.[5] Поэтому задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.

Гуманизм, как и всякое другое нравственное качество, может  проявляться только по отношению  к другим. Иначе в нём, в этом качестве, нет смысла. Человек живёт среди людей, и его нравственность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них. Этим нравственность отличается от других сторон личности. Например, человек может быть очень образованным, много знать, многое уметь. Этот багаж полезен ему самому, удовлетворяет его потребность в познании. Интеллектуальное развитие человека «замыкается» на нём самом и может продолжаться бесконечно. Но вот у человека возникает потребность поделиться своими знаниями. И он получает удовлетворение от того, что кому-то пригодились его познания, у него рождается желание узнать еще больше, чтобы и этим поделиться с другими. Таким образом в интеллектуальную сферу входит нравственная и придает первой личностную значимость, личностный смысл. И так во всех сферах существования человека. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения. Положительные, доброжелательные, взаимоотношения. [14]

Организация дружного детского коллектива – необходимое условие  для успешной работы по воспитанию и обучению маленьких детей

Если нет дружбы между  детьми, значит, нет веселых, интересных игр, взаимопомощи, заботы друг о друге. И наоборот, там, где дружба, взаимопомощь, внимание друг к другу,- там интересная и содержательная жизнь.[12]

 

1.2.Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

 Вместо слов устное народное творчество иногда говорят фольклор, что в переводе с английского зыка означает народная мудрость, народное значение. Термин «фольклор» в его современном значении впервые употребил в 1846 году в одной из своих работ английский историк и археолог Вильям Томс. Термин прижился, и теперь им пользуются во всём мире. Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские учёные традиционно называют фольклором только словесное творчество.[32]

  Гуманизм на генном уровне заложен в русском народе, и хотя русский народ в высшей степени поляризованный народ, совмещающий в себе множество противоположностей, преобладающей его сущностью является гуманизм. Содержание первых летописей ярко выражает идеи гуманизма.[1]

  Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

  В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

  Почему народное  творчество доступно детям? Ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несет в себе народное творчество. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.[18]

С давних пор русская  дошкольная педагогика признает огромное  воспитательное значение народного  творчества. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Всё многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики.

 Детский фольклор развивался рядом с народной педагогикой, а народ всегда заботился об умственном, нравственном и физическом воспитании детей.

 Среди жанров детского  фольклора особое место занимает  «поэзия пестования», или «материнская  поэзия». Сюда относятся колыбельные  песни, пестушки, потешки, прибаутки,  созданные для самых маленьких.  В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, украшают, забавляют. Малыша окружает светлый мир, в котором царят любовь, добро.

 Поэзия пестования  – удивительно тонкий и гибкий  инструмент народной педагогики. Понятие «народная педагогика»  значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Педагогика как академическая наука существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать и передавало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли.

      Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки, 
Порастунюшки,  
Поперек толстунюшки,  
А в ножки - ходунюшки 
А в ручки - хватунюшки,  
А в роток - говорок,  
А в головку - разумок».

Или:

«Потягушечки! 
Порастушечки!  
Поперек толстушечки,  
Руки - хватушечки.Ноги - бегушечки».

 Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объём жизненно необходимой информации.[10]

 Только глубокое  и всесторонне знание психологии  детского возраста могло послужить  основой для создания богатейшей  поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены  многообразные приёмы воспитания. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям.

  Народная педагогика  еще в глубокой древности выработала  приемы воспитания ребенка в  колыбельный период, строго дозировала  познавательный материал, вводимый  в этом возрасте, определила роль  радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и всё это закрепила в примитивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях-потешках.

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки.

В потешку можно поставить  любое имя: важно, чтобы малыш  понимал, что речь идет о нем.

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,  
На ней шубка аленька, 
Опушка бобровая, 
Маша чернобровая.

Пришел кисель,  
На лавочке присел, 
На лавочке присел,  
Поесть Оленьке велел.

С тех пор, как появились  эти потешки, прошло немало лет, а  до сих пор они не утратили своей  актуальности. И сегодня дети так  же, как и во все времена, ожидают  от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

 

  Потешки – это  школа игры. Главное назначение  забавы – приготовить ребенка  к познанию окружающего мира  в процессе игры, которая скоро  станет незаменимой школой физической  и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.[17]

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора