Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Или
Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.
Трудно сказать, какому виду народного творчества нужно отдать предпочтение в его влиянии на ребенка. Всем известна необычайная сила влияния сказок и запечатляемости сказочных образов. Ведь, как правило, сказки рассказываются детям дошкольного возраста. Воспринятые в тот период, когда у ребенка нет еще прочности запоминания, сказочные образы все же сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, я легко всплывают в сознании. На них долго еще опираются чувствования, мышление.[28]
Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.
Дети прекрасно понимают, что комочек земли не может стать живым существом, как понимают они и то, что нет Кузнецов-великанов, Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Но если бы у детей не было всего этого, если бы они не переживали борьбу добра и зла ,не чувствовали, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте – их мир был бы тесным и неуютным.
Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Созданные народом
сказочные образы, живущие тысячелетия,
доносят к сердцу и уму
Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познаёт сердцем родной народ.[27]
Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом научаются чувствовать общее, человеческое. Значит, не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в воспитании детей. В этом творчестве, именно в его содержании, заключены реальные, воспитывающие начала.[28]
1.3. Опыт
работы воспитателей в
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Многие народные сказки
внушают уверенность в
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие, - считает И.Зимина, кандидат педагогических наук, доцент.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными ещё к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.[12]
Педагоги из Екатеринбурга в своей практике использовали сказки в системе социальной адаптации дошкольников.
Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность.
Задача взрослого – не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни. Вместе с тем помнить: главное, чтобы в обществе с определёнными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.
Педагогами было замечено: прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание – обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, эстетического и умственного развития. [12]
Педагоги активно используют сказки в системе профилактики педагогической запущенности, организуя профилактическую работу с детьми, используя разные методы. Практиками давно было замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей. Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нём заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений, - считает кандидат педагогических наук И.Зимина.
Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к малышу, - пестушки. В раннем возрасте нет ещё педагогической запущенности, но «общение» с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, азы культурно-гигиенических навыков.
Используя в процессе
воспитания малышей пестушки, потешки,
мы помогаем им быстрее и легче
адаптироваться к новым условиям,
создаём благоприятный
Именно сказка может стать методом профилактики и предупреждения педагогической запущенности. Педагоги уверены: ребенок вряд ли станет «трудным», если родители, воспитатели много общаются с ним и в этом общении сказка занимает не последнее место. [13]
В системе нравственного воспитания такие понятия, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- как добрые и миролюбивые
побеждают («Волк и семеро
- что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков – добрый молодец ( смелый, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. [12]
Сказка не даёт прямых наставлений детям (типа «cлушайся родителей», «уважай старших»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Он не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет – нарушение – кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живёт с дедушкой и бабушкой, отец с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.[12]
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Глава 2 .Опытно – практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора
2. 1 .Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников
Опытно – практическую работу мы провели в три этапа.
Работу проводили на базе младшей группы ДОУ № 93.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы поставили следующие задачи:
- изучить проявление
чувства сострадания,
- изучить проявление
чувства сострадания,
Для решения поставленных задач мы подобрали следующие диагностики.
Диагностика 1. Проективная методика «Как бы ты поступил?»
Цель: выявить проявление помощи, (сочувствия) другому человеку.
Методика разработана вместе с научным руководителем.
Для проведения данной диагностики
были использованы серии сюжетных картинок,
где дети и взрослые изображены в
неблагоприятных для них
Для работы были выбраны десять детей(приложение № 1).
Первая диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. По очереди перед ребенком выкладывались сюжетные картинки(приложение № 2) и задавались вопросы.
Высокий уровень сочувствия детям и взрослым показал А. Андрей. Демонстрируя искренний интерес, он задавал вопросы, сам отвечал на них, проявлял инициативу, представляя себя на месте героев заданного сюжета на картинке.
Г. Моника не охотно шла на контакт, её мало интересовала выбранная воспитателем тема, она не склонна была обсуждать сюжеты на картинках.
Р. Настя внимательная
и вдумчивая девочка
П. Даниэлла включилась в
заданную тему, развивала сюжет, тем
не менее больше говорила о себе.
Показала хороший результат