Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

 

6.К. Даша– 1ситуация: ведет себя как всегда шумно, несмотря на просьбу взрослого. Старается привлечь к себе внимание.

2 ситуация: то, что апельсин  последний её не смущает, привычно  съедает предложенное угощение.

3 ситуация: моментально  бросает играть, оставив всё как  есть, и с энтузиазмом принимается  помогать маме подметать, мыть пол, и другие взрослые дела. Энтузиазм долго её не покидает, она устаёт и начинает капризничать.

 

7.В. Анжелина– 1ситуация: шумит, бегает, играет, требует от взрослого принять участие в её играх. Получив отказ, начинает шуметь ещё сильнее и активней уговаривать взрослого уделить ей внимание.

2 ситуация: получив «последнее»  яблоко, принимается его есть. Её  просят угостить родных. Угощает  только маму. На вопрос, а почему  не угощает остальных, отвечает, что яблоко одно.

3 ситуация: с трудом  отрывается от игры, принимается помогать, но быстро теряет интерес и начинает играть с предметами для уборки.

 

8.А. Маша– 1ситуация: начинает капризничать и говорит, что тоже устала, и это ей надо отдохнуть. Ей предлагают прилечь рядом, что она и делает. Но ей не лежится и она начинает веселиться и играть.

2 ситуация: угощает взрослого,  который ей дал «последнее»  лакомство.

3 ситуация: отказывается  помогать маме делать уборку, сославшись на то, что она занята (играет). Но потом всё-таки подходит  и присутствует рядом.

 

9.М. Соня– 1ситуация: оставив в покое уставшего родственника, присоединяется к другим членам семьи, которые не устали.

2 ситуация: Взяла угощение, есть его не стала, но и  никому не предложила.

3 ситуация: очень любит  совместную деятельность с мамой,  поэтому долго уговаривать не пришлось. Отложив игру, с радостью откликнулась помочь.

 

10.М. Костя – 1ситуация: садится смотреть телевизор, дав возможность отдохнуть, хоть и не долго, уставшему.

2 ситуация: угощает, всех, кто попросит его угостить. Сам  инициативы не проявил.

3 ситуация: убирать не  любит даже собственные игрушки.  Но на просьбу помочь убрать  квартиру откликнулся и немного помог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

 

Таблица № 1 результатов  выявления гуманных чувств у дошкольников на констатирующем этапе.

 

№ п/с 

 

Имена детей

 

1 диагностика

 

2 диагностика

 

3 диагностика

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

1

Ачарьян Андрей

+

   

+

     

+

 

2

Геворгян Моника

   

+

+

       

+

3

Ряховская Настя

+

   

+

   

+

   

4

Папикян Даниэлла

 

+

   

+

   

+

 

5

Провоторова Алёна

+

   

+

   

+

   

6

Кирсанова Даша

 

+

 

+

     

+

 

7

Восканян Анжелина

 

+

     

+

 

+

 

8

Абрамян Маша

   

+

   

+

   

+

9

Меленчук Соня

+

   

+

   

+

   

10

Медведев Костя

   

+

 

+

     

+


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

 

Перспективный план по воспитанию гуманных чувств у детей 3 – 4 лет  посредством произведений фольклора.

 

Занятие №1

 

Тема: «Милости просим гости  дорогие».

Цель: Знакомим детей  с русской народной игрушкой матрёшкой.

Хозяйка приветливо встречает  детей, рассаживает их по лавкам, начинает с каждым знакомиться, напевая песенки  – потешки: «Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая. Пойди, Катя, горенкой, топни, Катя, ноженькой» и т.п. Затем Хозяйка рассказывает о своём доме-избе: сколько в нём знакомых и незнакомых вещей… Достаёт большую матрёшку, внимательно рассматривает её вместе с детьми. Матрёшка со всеми «здоровается» и, играя с детьми, раскрывает им свой «секрет». В результате каждому ребенку достаётся по одной матрёшке. Хозяйка поёт песенку «Мы весёлые матрёшки», а дети ей подпевают. Потом большая матрёшка прячет своих маленьких подружек-матрёшек и вместе с Хозяйкой прощается с детьми, приглашая их ещё раз прийти  к ней в гости.

 

Занятие №2

 

Тема: «Ходит сон близ окон».

Цель: Учим детей помогать укачивать малыша, петь ему колыбельные.

Хозяйка встречает гостей, рассаживает их. Вдруг раздаётся детсий плач. Хозяйка открывает полог и достаёт «младенца» - куклу Ванечку. Она поёт ему колыбельную, но он не успокаивается. Тогда Хозяйка зовёт на помощь Кота:

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток,

Приди, Котя, ночевать,

Приди Ванечку качать.

Уж как я тебе, коту,

За заботу заплачу – 

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ешь ты, Котя, не кроши,

Больше, Котя, не проси.

Котик качает люльку, но Ванечка не спит. Прибегает Собачка. Хозяйка журит её:

Баю, баю, баю, бай.

Ты, собаченька, не лай,

Ты, собаченька, не лай,

И Ванюшу не пугай!

И в гудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Ванечку качать.

После Собачки прибегают  на помощь Зайчата. Но и им не удаётся  укачать младенца. Тогда Хозяйка  обращается за помощью к детям. Они, как могут, успокаивают Ванечку:

Все ласточки спят, и касаточки  спят,

И куницы спят, и синицы спят,

Нашему Ванечке спать велят.

 

Ходит Сон близ окон.

Ходит Дрёма возле дома,

И глядят – все ли спят?

Хозяйка благодарит детей  и угощает.

 

Занятие №3

 

Тема: «Как у нашего кота».

Цель: Научить детей  проявлять ласку, дружелюбие.

 

Хозяйка встречает гостей, рассаживает их на лавки: «Вот как  хорошо сидим, друг на дружку глядим». Поёт:

Посидите, детки, побеседуйте,

Сказки, песенки да вы послушайте.

Где я только не бывала,

Что я только не слыхала.

Побывала я во всей небывальщине,

Повидала я всю неслыхальщину…

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень.

«Ой, кто это меня щекотит? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Позовите, ребята, его ласково». Дети рассматривают игрушечного котика, говорят ему ласковые слова, повторяя их за Хозяйкой: «Вот какя шубка мягкая, гладкая…Как у нашего кота шубка очень хороша…А это усы удивительной красы…Котику нравится, когда его гладят: спинку, животик, ушки, хвостик. (Дети повторяют.) А петь котик умеет?» (Мяу, мур-мур).

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые, зубка белые.

 

Занятие №4

 

Тема: «С гуся вода, а с  Ванечки худоба».

Цель: Разучить потешку, заботиться о маленьком Ванечке.

 

Дети, повторяя потешку «Водичка, водичка», моют куклу Ванечку в корытце. Затем вытирают и укладывают его. Чтобы он быстрее заснул, поют уже знакомые колыбельные песенки.

 

Занятие №5

 

Тема: «Половичку курочка  веником метет».

Цель: Приучать детей  помогать взрослым.

 

Хозяйка разучивает с  детьми потешку:

Наша-то хозяюшка сметлива была,

Всем в избе работушку к празднику  дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веником метет.

Дети, используя веник, убирают «избу» к празднику – Масленице.

 

Занятие № 6

 

Тема: «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

Цель: Показать детям  на примере, как при помощи ласковых слов выразить любовь к маме.

 

Хозяйка заводит с  детьми разговор о мамах и проводит упражнение «Вспомни ласковые слова». Дети подбирают ласковые слова про свою маму.

 

Занятие № 7

 

Тема: «В гостях у бабушки  Алёны».

Цель: Познакомить детей  с укладом жизни в деревне, заботе о животных.

 

Воспитатель:

- Дети, вы любите свою  бабушку? Как зовут вашу бабушку? Где живет бабушка? Бываете у неё в гостях? Я хочу пригласить вас к бабушке Алёне. Она живёт далеко - в деревне. На чем можно поехать? (на машине, на поезде). Я предлагаю поехать на лошадке. Запряжем лошадку и поехали:

Но, сказали мы лошадке,

И помчались без оглядки,

Вьётся грива не ветру,

Вот и дом, лошадка – тпру!

Бабушка: Здравствуйте детки, здравствуйте маленькие!

Дети: Наша бабушка в дому, что оладушек в меду,

                            Она прибирает, она подавает, одна  за всех отвечает.

Бабушка: Спасибо на добром слове, ребятки. Лошадку распряжем, пусть отдохнет. Костя, напои лошадку  водицей. Маша, дай травки лошадке. Проходите, на лавочке с дороги отдохните, на хозяйство моё поглядите. У меня живут разные птицы и я за ними ухаживаю.

Вот и паровозик за вами приехал. Пора возвращаться в детский сад. А лошадка пусть у меня погостить останется. Жду вас ещё в гости. Познакомлю вас с домашними птицами. До свидания, детки!

(дети едут на паровозе).

 

Занятие № 8

 

Тема: «На птичьем дворе».

Цель: Знакомим детей с обитателями птичьего двора, учим доброму отношению.

 

Вышла бабушка во двор птичек покормить. «ути-ути-ути» - позвала  она. Кого позвала бабушка? (утку). Верно.

Наши уточки с утра кря-кря-кря

Наши гуси у пруда га-га-га

Наши курочки в окно ко-ко-ко

Наши гуленьки вверху гру-гру-гру

А индюк среди двора бал-бал-бал,

А как Петя-петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Все птички проснулись, вот  и хорошо. Я вас накормлю пшеницей, в корытце налью водицы.

Хотите поиграть с  птичками? Тогда превращу - ка я вас в птичек. Влево - вправо повернулись и все в птичек обернулись.

(инсценировка потешки  «Наши уточки с утра…»)

 

 

Занятие № 9

Тема: «В тереме расписном  я живу.»

Цель: Обращаем внимание детей на то как жили раньше на Руси, укладу жизни. Уделить внимание обитателям терема.

 

Дети отправились в  гости к бабушке Арине. Бабушка  их встретила. «В тереме расписном я  живу, к себе в избу всех гостей приглашу. Заходите гости дорогие, посмотрите, как я живу.»

Дети рассмотрели и  русскую печку, и посуду (горшок, кувшин, деревянные ложки, расписную скамеечку). Живет у бабушки петушок и котя – коток. Для петушка дети спели песню - потешку «Петушок», а для кота рассказали потешки: «Как у нашего кота…», «Пошел котик на торжок», «Киска, киска». С котом поиграли в русскую народную игру «Чижик». Вместе с бабушкой настряпали печенье и испекли их в русской печке.

Я иду, иду, иду, самовар в руках  несу.

Самовар в руках несу, прибауточки  пою.

Чай, чай, этот чай, заварили сами.

Чай, чай, бабушкин чай, пьём мы с крендельками.

 

 

 

Занятие № 10

 

Тема: «У меня во дворе».

Цель: Научить детей  мириться, дружно играть, узнать, что  такое небылица.

 

У меня во дворе живут  кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем  им помочь помириться? Кто знает мирилку? ( Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,

И больше не дерись ….

Теперь они будут  жить дружно.

Ой, ребята, а вот бычок  и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?

Считалка: Мы собрались  поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, Начинаешь  ты!

Вот и хорошо, мы нашли  ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую. 
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем, 
Глазками похлопаем, ножками потопаем. 
А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, а вы знаете, что  такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень  громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка  начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Мой кот Васька устал  играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котинька, коток, 
Котя, серенький хвосток, 
Приди, котя, ночевать 
Мою детоньку качать,  
Уж как я тебе коту 
За работу заплачу: 
Дам кусок пирога, да кувшин молока.

Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №4. Занятие  на тему: «Ходит сон близ окон».

 

Хозяйка встречает пришедших  в гости детей. Дети рассаживаются  на лавке.

 Хозяйка: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы снова у меня в гостях!

Костя М.: Я люблю ходить в гости!

Хозяйка: А мне нравится принимать у себя гостей. Ребята, Я слышу детский плачь, послушайте и вы. Слышите? Кто-то плачет!

Андрей А.: А я не слышу.

Алёна П.: Я слышу!

Даниэлла П.: И я слышу!

Хозяйка: Смотрите, ребята, это маленький Ванечка плачет.

Достаёт «младенца» - куклу  Ванечку.

Хозяйка: Давайте позовём  на помощь Кота, он поможет нам Ванечку  успокоить, укачать его.

Поют колыбельную про  кота. Дети подпевают. Но Ванечка не спит, и хозяйка журит прибежавшую собачку. Поют колыбельную про собачку. После собачки прибегают зайчата но и им не удаётся укачать малыша.

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора