Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53
6.К. Даша– 1ситуация: ведет себя как всегда шумно, несмотря на просьбу взрослого. Старается привлечь к себе внимание.
2 ситуация: то, что апельсин
последний её не смущает,
3 ситуация: моментально
бросает играть, оставив всё как
есть, и с энтузиазмом принимается
помогать маме подметать, мыть
7.В. Анжелина– 1ситуация: шумит, бегает, играет, требует от взрослого принять участие в её играх. Получив отказ, начинает шуметь ещё сильнее и активней уговаривать взрослого уделить ей внимание.
2 ситуация: получив «последнее»
яблоко, принимается его есть. Её
просят угостить родных. Угощает
только маму. На вопрос, а почему
не угощает остальных,
3 ситуация: с трудом отрывается от игры, принимается помогать, но быстро теряет интерес и начинает играть с предметами для уборки.
8.А. Маша– 1ситуация: начинает капризничать и говорит, что тоже устала, и это ей надо отдохнуть. Ей предлагают прилечь рядом, что она и делает. Но ей не лежится и она начинает веселиться и играть.
2 ситуация: угощает взрослого, который ей дал «последнее» лакомство.
3 ситуация: отказывается помогать маме делать уборку, сославшись на то, что она занята (играет). Но потом всё-таки подходит и присутствует рядом.
9.М. Соня– 1ситуация: оставив в покое уставшего родственника, присоединяется к другим членам семьи, которые не устали.
2 ситуация: Взяла угощение, есть его не стала, но и никому не предложила.
3 ситуация: очень любит
совместную деятельность с
10.М. Костя – 1ситуация: садится смотреть телевизор, дав возможность отдохнуть, хоть и не долго, уставшему.
2 ситуация: угощает, всех, кто попросит его угостить. Сам инициативы не проявил.
3 ситуация: убирать не
любит даже собственные
Приложение № 6
Таблица № 1 результатов выявления гуманных чувств у дошкольников на констатирующем этапе.
№ п/с |
Имена детей |
1 диагностика |
2 диагностика |
3 диагностика | ||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н | ||
1 |
Ачарьян Андрей |
+ |
+ |
+ |
||||||
2 |
Геворгян Моника |
+ |
+ |
+ | ||||||
3 |
Ряховская Настя |
+ |
+ |
+ |
||||||
4 |
Папикян Даниэлла |
+ |
+ |
+ |
||||||
5 |
Провоторова Алёна |
+ |
+ |
+ |
||||||
6 |
Кирсанова Даша |
+ |
+ |
+ |
||||||
7 |
Восканян Анжелина |
+ |
+ |
+ |
||||||
8 |
Абрамян Маша |
+ |
+ |
+ | ||||||
9 |
Меленчук Соня |
+ |
+ |
+ |
||||||
10 |
Медведев Костя |
+ |
+ |
+ |
Приложение № 7
Перспективный план по воспитанию гуманных чувств у детей 3 – 4 лет посредством произведений фольклора.
Занятие №1
Тема: «Милости просим гости дорогие».
Цель: Знакомим детей с русской народной игрушкой матрёшкой.
Хозяйка приветливо встречает детей, рассаживает их по лавкам, начинает с каждым знакомиться, напевая песенки – потешки: «Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая. Пойди, Катя, горенкой, топни, Катя, ноженькой» и т.п. Затем Хозяйка рассказывает о своём доме-избе: сколько в нём знакомых и незнакомых вещей… Достаёт большую матрёшку, внимательно рассматривает её вместе с детьми. Матрёшка со всеми «здоровается» и, играя с детьми, раскрывает им свой «секрет». В результате каждому ребенку достаётся по одной матрёшке. Хозяйка поёт песенку «Мы весёлые матрёшки», а дети ей подпевают. Потом большая матрёшка прячет своих маленьких подружек-матрёшек и вместе с Хозяйкой прощается с детьми, приглашая их ещё раз прийти к ней в гости.
Занятие №2
Тема: «Ходит сон близ окон».
Цель: Учим детей помогать укачивать малыша, петь ему колыбельные.
Хозяйка встречает гостей, рассаживает их. Вдруг раздаётся детсий плач. Хозяйка открывает полог и достаёт «младенца» - куклу Ванечку. Она поёт ему колыбельную, но он не успокаивается. Тогда Хозяйка зовёт на помощь Кота:
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,
Приди, Котя, ночевать,
Приди Ванечку качать.
Уж как я тебе, коту,
За заботу заплачу –
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, Котя, не кроши,
Больше, Котя, не проси.
Котик качает люльку, но Ванечка не спит. Прибегает Собачка. Хозяйка журит её:
Баю, баю, баю, бай.
Ты, собаченька, не лай,
Ты, собаченька, не лай,
И Ванюшу не пугай!
И в гудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке Ванечку качать.
После Собачки прибегают на помощь Зайчата. Но и им не удаётся укачать младенца. Тогда Хозяйка обращается за помощью к детям. Они, как могут, успокаивают Ванечку:
Все ласточки спят, и касаточки спят,
И куницы спят, и синицы спят,
Нашему Ванечке спать велят.
Ходит Сон близ окон.
Ходит Дрёма возле дома,
И глядят – все ли спят?
Хозяйка благодарит детей и угощает.
Занятие №3
Тема: «Как у нашего кота».
Цель: Научить детей проявлять ласку, дружелюбие.
Хозяйка встречает гостей, рассаживает их на лавки: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». Поёт:
Посидите, детки, побеседуйте,
Сказки, песенки да вы послушайте.
Где я только не бывала,
Что я только не слыхала.
Побывала я во всей небывальщине,
Повидала я всю неслыхальщину…
Тень, тень-потетень,
Выше города плетень.
«Ой, кто это меня щекотит? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Позовите, ребята, его ласково». Дети рассматривают игрушечного котика, говорят ему ласковые слова, повторяя их за Хозяйкой: «Вот какя шубка мягкая, гладкая…Как у нашего кота шубка очень хороша…А это усы удивительной красы…Котику нравится, когда его гладят: спинку, животик, ушки, хвостик. (Дети повторяют.) А петь котик умеет?» (Мяу, мур-мур).
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубка белые.
Занятие №4
Тема: «С гуся вода, а с Ванечки худоба».
Цель: Разучить потешку, заботиться о маленьком Ванечке.
Дети, повторяя потешку «Водичка, водичка», моют куклу Ванечку в корытце. Затем вытирают и укладывают его. Чтобы он быстрее заснул, поют уже знакомые колыбельные песенки.
Занятие №5
Тема: «Половичку курочка веником метет».
Цель: Приучать детей помогать взрослым.
Хозяйка разучивает с детьми потешку:
Наша-то хозяюшка сметлива была,
Всем в избе работушку к празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веником метет.
Дети, используя веник, убирают «избу» к празднику – Масленице.
Занятие № 6
Тема: «Нет милее дружка, чем родимая матушка».
Цель: Показать детям на примере, как при помощи ласковых слов выразить любовь к маме.
Хозяйка заводит с детьми разговор о мамах и проводит упражнение «Вспомни ласковые слова». Дети подбирают ласковые слова про свою маму.
Занятие № 7
Тема: «В гостях у бабушки Алёны».
Цель: Познакомить детей с укладом жизни в деревне, заботе о животных.
Воспитатель:
- Дети, вы любите свою бабушку? Как зовут вашу бабушку? Где живет бабушка? Бываете у неё в гостях? Я хочу пригласить вас к бабушке Алёне. Она живёт далеко - в деревне. На чем можно поехать? (на машине, на поезде). Я предлагаю поехать на лошадке. Запряжем лошадку и поехали:
Но, сказали мы лошадке,
И помчались без оглядки,
Вьётся грива не ветру,
Вот и дом, лошадка – тпру!
Бабушка: Здравствуйте детки, здравствуйте маленькие!
Дети: Наша бабушка в дому, что оладушек в меду,
Она прибирает, она подавает, одна за всех отвечает.
Бабушка: Спасибо на добром слове, ребятки. Лошадку распряжем, пусть отдохнет. Костя, напои лошадку водицей. Маша, дай травки лошадке. Проходите, на лавочке с дороги отдохните, на хозяйство моё поглядите. У меня живут разные птицы и я за ними ухаживаю.
Вот и паровозик за вами приехал. Пора возвращаться в детский сад. А лошадка пусть у меня погостить останется. Жду вас ещё в гости. Познакомлю вас с домашними птицами. До свидания, детки!
(дети едут на паровозе).
Занятие № 8
Тема: «На птичьем дворе».
Цель: Знакомим детей с обитателями птичьего двора, учим доброму отношению.
Вышла бабушка во двор птичек покормить. «ути-ути-ути» - позвала она. Кого позвала бабушка? (утку). Верно.
Наши уточки с утра кря-кря-кря
Наши гуси у пруда га-га-га
Наши курочки в окно ко-ко-ко
Наши гуленьки вверху гру-гру-гру
А индюк среди двора бал-бал-бал,
А как Петя-петушок
Ранним рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Все птички проснулись, вот и хорошо. Я вас накормлю пшеницей, в корытце налью водицы.
Хотите поиграть с птичками? Тогда превращу - ка я вас в птичек. Влево - вправо повернулись и все в птичек обернулись.
(инсценировка потешки «Наши уточки с утра…»)
Занятие № 9
Тема: «В тереме расписном я живу.»
Цель: Обращаем внимание детей на то как жили раньше на Руси, укладу жизни. Уделить внимание обитателям терема.
Дети отправились в гости к бабушке Арине. Бабушка их встретила. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу. Заходите гости дорогие, посмотрите, как я живу.»
Дети рассмотрели и русскую печку, и посуду (горшок, кувшин, деревянные ложки, расписную скамеечку). Живет у бабушки петушок и котя – коток. Для петушка дети спели песню - потешку «Петушок», а для кота рассказали потешки: «Как у нашего кота…», «Пошел котик на торжок», «Киска, киска». С котом поиграли в русскую народную игру «Чижик». Вместе с бабушкой настряпали печенье и испекли их в русской печке.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Чай, чай, этот чай, заварили сами.
Чай, чай, бабушкин чай, пьём мы с крендельками.
Занятие № 10
Тема: «У меня во дворе».
Цель: Научить детей мириться, дружно играть, узнать, что такое небылица.
У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? ( Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись ….
Теперь они будут жить дружно.
Ой, ребята, а вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?
Считалка: Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, Начинаешь ты!
Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:
Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем,
Глазками похлопаем, ножками потопаем.
А коза бодается, а старик ругается.
Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:
У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.
Моя корова Ночка очень громко хрюкает.
А вчера кошка Мурка начала бодаться.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.
Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:
Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока.
Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем.
Протокол №4. Занятие на тему: «Ходит сон близ окон».
Хозяйка встречает пришедших в гости детей. Дети рассаживаются на лавке.
Хозяйка: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы снова у меня в гостях!
Костя М.: Я люблю ходить в гости!
Хозяйка: А мне нравится принимать у себя гостей. Ребята, Я слышу детский плачь, послушайте и вы. Слышите? Кто-то плачет!
Андрей А.: А я не слышу.
Алёна П.: Я слышу!
Даниэлла П.: И я слышу!
Хозяйка: Смотрите, ребята, это маленький Ванечка плачет.
Достаёт «младенца» - куклу Ванечку.
Хозяйка: Давайте позовём на помощь Кота, он поможет нам Ванечку успокоить, укачать его.
Поют колыбельную про кота. Дети подпевают. Но Ванечка не спит, и хозяйка журит прибежавшую собачку. Поют колыбельную про собачку. После собачки прибегают зайчата но и им не удаётся укачать малыша.