Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53
П. Алёна впечатлительная девочка, глубоко и осмысленно отнеслась к заданию, отвечала на вопросы, сама задавала. Высокий уровень гуманных отношений.
К. Даша гуманные чувства демонстрировала выборочно, проявляя симпатию героям по настроению. На наводящие вопросы отвечала кратко и часто не по теме.
В. Анжелина быстро потеряла интерес к заданию. Редко комментировала сюжеты и постаралась побыстрее вернуться к своим делам.
А. Маша не шла на контакт, игнорируя сюжеты картинок, на наводящие вопросы отвечала односложно и неохотно. Показала низкий уровень гуманных отношений.
М. Соня : ей было жалко всех, что она невыразительно демонстрировала. Вопрсов не задавала, говорила мало.
М. Костя в сюжетах картинок не видел причин для печали. На вопросы воспитателя жалко ли ему персонажа на картинке отвечал, что не жалко.
Диагностика 2. Игра – инсценирование по стихам Агнии Барто «Игрушки».
Цель: изучить появление сочувствия литературному герою.
Методика разработана вместе с научным руководителем.
Для игры – инсценирования выберем два стихотворения: «Зайку бросила хозяйка» или «Уронили мишку на пол». Включая детей в инсценирование, я фиксировала проявление у них сочувствия, сострадания героям.
Игру – инсценирование мы проводили с детьми небольшими подгруппами по два-три человека.
Наибольшую готовность принять участие в игре проявили А. Андрей, Даниэлла П., Даша к. и Моника Г. Эти дети с удовольствием декламировали стихи, всячески проявляли сочувствие героям, активно жестикулировали жалея их. Алёна П. менее активно проявляла чувства в коллективной игре, но в самостоятельном инсценировании раскрылась больше.Анжелина В., Маша А. и Соня М. неохотно приняли участие в инсценировании, некоторых пришлось уговаривать. Анжелина В. больше баловалась. Маша А. отказалась принимать участие в игре с подгруппой и даже индивидуально не захотела участвовать. Алёна П. рассуждала о том как она бережно относится к своим и чужим игрушкам, осуждала тех, кто не бережет своих плюшевых друзей.
Диагностика 3. Проблемные ситуации.
Цель: изучение проявления отзывчивости у детей в семье.
Заимствована у авторов Т.А.
Подготовка исследования. Предложить родителям в общении с ребенком 3-4 лет дома создать специальные ситуации.
Проведение исследования. В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:
1 ситуация – один из членов
семьи говорит, что очень
2 ситуация – кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или др.), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит например: «Апельсин только один, всем не хватит» ;
3 ситуация – ребенок играет, один из членов семьи просит его помочь сделать уборку.
Для проведения данной диагностики я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Каждому индивидуально объяснила смысл ситуаций, цель, с которой они проводятся. Родители были удивлены моим предложением активно участвовать в диагностике, сомневались, задавали вопросы. Для них это был первый опыт сотрудничества с воспитателем.
Родители Моники Г. опасались провала
эксперимента, потому что всегда предупреждали
и удовлетворяли желания
Родители Маши А. тоже переживали за результат эксперимента, но согласились поучаствовать.
Родители Ромы Ф. отказались от участия в эксперименте, сославшись на сильную занятость на работе и знание поведения и реакции своего ребенка.
Обработка данных. Проводится по схеме. Делают вывод о сформированности сочувствия и его влиянии на поведение ребенка.
Для обработки полученных результатов мы будем ориентироваться на действенное проявление гуманных чувств и отношение ребенка к сверстникам, к литературным героям, к родителям.
Критерии воспитанности гуманных чувств у младших дошкольников.
Высокий уровень: ребенок способен различать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям ( через жесты, мимику, позы). Способен сочувствовать литературному герою передавая эмоциональное состояние. Демонстрирует действенное проявление гуманных чувств и отношений.
Средний уровень: ребенок способен различать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям ( через жесты, мимику, позы). Способен сочувствовать литературному герою передавая эмоциональное состояние. Демонстрирует действенное проявление гуманных чувств и отношений, но с помощью взрослого может определить эти состояния. Не готов демонстрировать действенного отношения.
Низкий уровень: у ребенка преобладает равнодушное отношение к эмоциональному состоянию других людей. Ребенок не проявляет сочувствия.
Родители рассказали, описали поведение своих детей в каждой из ситуаций.
Вывод:
А. Андрей имеет ровное,
дружелюбное отношение к
Г. Моника отрицательно относится к чужим и дружелюбно к родным, иногда проявляет заботу о близких, если её об этом попросить.
Р. Настя к людям относится дружелюбно, охотно помогает, часто по собственной инициативе. Любит заботиться о близких и чужих.
П. Даниэлла отдает предпочтение бабушке, к остальным членам семьи относится ровно. Любит чтобы её хвалили, и за похвалу может оказать помощь.
П. Алёна позитивно ко всем настроена, проявляет заботу по отношению к взросли и сверстникам. Охотно придёт на помощь родителям и воспитателю.
К. Даша заботу о близких проявляет эпизодически , оказывает помощь только по собственному желанию.
В. Анжелина человек настроения, может помочь сверстникам, проявить заботу о близких, но быстро теряет интерес.
А. Маша не демонстрирует заботу об окружающих, помощь близким оказывать не привыкла.
М. Соня окажет помощь, если кому-то симпатизирует. Эпизодически проявляет заботу об окружающих взрослых, чаще маме.
М. Костя охотнее всего заботу и помощь проявляет по отношению к маме. К остальным взрослым отношение равнодушное.
Таким образом проведя все три диагностики, я условно отнесла детей к трём уровням развития у них гуманного отношения к окружающим.
К высокому уровню 3 ребенка – 30%
К среднему уровню 4 ребенка – 40%
К низкому уровню 3 ребенка – 30%
2.2 Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников
Сделанные выводы позволяют нам поставить задачи на следующий этап опытно - практической работы.
Задачи:
Для реализации поставленных задач мы составили план работы, состоящий из десяти мероприятий. (приложение №7).
На каждом занятии мы знакомили детей с потешками, прибаутками, колыбельными песнями, небылицами. О героях потешек мы беседуем с детьми.
На первом занятии
«Милости просим гости дорогие»
На втором занятии «Ходит сон близ окон» дети снова в гостях у хозяйки. Она встречает гостей, рассаживает их.
Хозяйка: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы снова у меня в гостях!
Костя М.: Я люблю ходить в гости!
Хозяйка: А мне нравится принимать у себя гостей. Ребята, Я слышу детский плачь, послушайте и вы. Слышите? Кто-то плачет!
Андрей А.: А я не слышу.
Алёна П.: Я слышу!
Даниэлла П.: И я слышу!
Хозяйка: Смотрите, ребята, это маленький Ванечка плачет.
Достаёт «младенца» - куклу Ванечку.
Хозяйка: Давайте позовём на помощь Кота, он поможет нам Ванечку успокоить, укачать его.
Поют колыбельную про кота. Дети подпевают. Но Ванечка не спит, и хозяйка журит прибежавшую собачку. Поют колыбельную про собачку. После собачки прибегают зайчата но и им не удаётся укачать малыша.
Хозяйка: Дети, а давайте вместе попробуем укачать Ванечку!
Дети поют ему колыбельную. Моника укачивает его на руках: - не плачь, Ванечка!
Хозяйка: Анжелина, погладь Ванечку по голове ласково.
Анжелина: А можно я его покачаю?
Хозяйка: Возьми его потихоньку у Моники и покачай. Кто хочет пожалеть Ванечку? Давайте тихонько ему напевать колыбельную. Вот какие молодцы! Ласковые колыбельные песни, которые вы пели Ванечке, помогли ему успокоиться и заснуть. Пусть Спит Ванечка, а я вас приглашаю пить чай!
На третьем занятии «Как у нашего кота» детей снова встречает Хозяйка. Рассадив их на лавки поёт:
Посидите, детки, побеседуйте,
Сказки, песенки да вы послушайте.
Где я только не бывала,
Что я только не слыхала.
Побывала я во всей небывальщине,
Повидала я всю неслыхальщину…
Тень, тень-потетень,
Выше города плетень.
Потом просит ребят ласково позвать котика. Дети зовут: Иди, иди сюда, котик, не бойся; - говорят ему ласковые слова повторяя их за хозяйкой. Рассматривают игрушечного котика. Алёна П. замечает, что наш котик похож на её Мурзика, которого она очень любит. Все вместе поют для Мурзика и игрушечного котика песенку «Как у нашего кота…».
На четвёртом занятии «С гуся вода, а с Ванечки худоба» дети учатся проявлять заботу по отношению к младшим.
Воспитатель: Дети, вы любите купаться?
Костя М.: Я не люблю, потому что голову мылят.
Даниэлла П.: А я люблю! И не боюсь.
Настя Р.: Я люблю в море купаться!
Соня М.: А я не хочу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем купать куклу Ванечку, и сделаем это так, чтобы ему понравилось, и он не плакал.
Костя М.: Я буду мыть ему голову!
Моют Ванечку в корытце и повторяют потешку «Водичка, водичка».
Воспитатель: Маша, помоги Косте, подержи Ванечке голову. А ты, Анжелина, поливай водичкой.
Настя Р: Можно я буду его вытирать?
Воспитатель: Да, Настя, осторожно вытирай Ванечку, а Моника его покачает. Мы все вместе споём ему колыбельную.
Поём уже знакомые колыбельные.
На пятом занятии «Половичку курочка веником метет», Хозяйка разучивает с детьми потешку:
Наша-то хозяюшка сметлива была,
Всем в избе работушку к празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веником метет.
Хозяйка: Ребята, скоро мы будем встречать Масленицу, праздник, о котором я вам рассказывала. А к празднику надо приготовиться. Что надо сделать, чтобы было чисто и красиво?
Алёна П.: Сделать блины.
Соня М.: Сделать чистоту.
Хозяйка: Правильно, сначала мы наведём порядок, а потом будем приглашать гостей на блины. Кто будет помогать подметать полы?
Почти все дети вызываются помочь. По очереди орудуют веником, а остальные напевают потешку, которую накануне разучили.
Хозяйка: Посмотрите, дети, как у нас стало чисто и красиво! И всё это сделали вы своими руками. Будете мамам дома помогать наводить порядок?
Дети: Да, будем!
Даниэлла П.: А я всегда помогаю маме, я ей всё помогаю!
Хозяйка: Какие молодцы наши ребята!
На шестом занятии «Нет милее дружка, чем родимая матушка»