Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

П. Алёна впечатлительная девочка, глубоко и осмысленно отнеслась к заданию, отвечала на вопросы, сама задавала. Высокий уровень гуманных отношений.

К. Даша гуманные чувства  демонстрировала выборочно, проявляя симпатию героям по настроению. На наводящие  вопросы отвечала кратко и часто не по теме.

В. Анжелина быстро потеряла интерес к заданию. Редко комментировала сюжеты и постаралась побыстрее  вернуться к своим делам.

А. Маша не шла на контакт, игнорируя сюжеты картинок, на наводящие  вопросы отвечала односложно и неохотно. Показала низкий уровень гуманных отношений.

М. Соня : ей было жалко  всех, что она невыразительно демонстрировала. Вопрсов не задавала, говорила мало.

М. Костя в сюжетах  картинок не видел причин для печали. На вопросы воспитателя жалко  ли ему персонажа на картинке отвечал, что  не жалко.

Диагностика 2. Игра –  инсценирование по стихам Агнии Барто  «Игрушки».

Цель: изучить появление  сочувствия  литературному герою.

Методика разработана  вместе с научным руководителем.

Для игры – инсценирования выберем два стихотворения: «Зайку бросила хозяйка» или «Уронили мишку на пол». Включая детей в инсценирование, я фиксировала проявление у них сочувствия, сострадания героям.

Игру – инсценирование мы проводили с детьми небольшими подгруппами по два-три человека.

Наибольшую готовность принять участие в игре проявили А. Андрей,  Даниэлла П., Даша к. и Моника Г. Эти дети с удовольствием декламировали стихи, всячески проявляли сочувствие героям, активно жестикулировали жалея их. Алёна П. менее активно проявляла чувства в коллективной игре, но в самостоятельном инсценировании раскрылась больше.Анжелина В., Маша А. и Соня М. неохотно приняли участие в инсценировании, некоторых пришлось уговаривать. Анжелина В. больше баловалась. Маша А. отказалась принимать участие в игре с подгруппой и даже индивидуально не захотела участвовать. Алёна П. рассуждала о том как она бережно относится к своим и чужим игрушкам, осуждала тех, кто не бережет своих плюшевых друзей.

Диагностика 3. Проблемные ситуации.

Цель: изучение проявления отзывчивости у детей в семье.

Заимствована у авторов Т.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной.

Подготовка исследования. Предложить родителям в общении с ребенком 3-4 лет дома создать специальные ситуации.

Проведение исследования. В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:

1 ситуация – один из членов  семьи говорит, что очень устал  и хочет отдохнуть. Он ложится  отдыхать в той комнате, где  играет ребенок;

2 ситуация – кто-нибудь из  взрослых приносит апельсин (шоколадку или др.), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит например: «Апельсин только один, всем не хватит» ;

3 ситуация – ребенок играет, один из членов семьи просит  его помочь сделать уборку.

Для проведения данной диагностики  я обратилась за помощью к родителям воспитанников. Каждому индивидуально объяснила смысл ситуаций, цель, с которой они проводятся. Родители были удивлены моим предложением активно участвовать в диагностике, сомневались, задавали вопросы. Для них это был первый опыт сотрудничества с воспитателем.

Родители Моники Г. опасались провала  эксперимента, потому что всегда предупреждали  и удовлетворяли желания дочери. Но я их убедила, что тем интереснее будет узнать, насколько девочка  интуитивно проявит гуманное отношение  к родителям.

Родители Маши А. тоже переживали за результат эксперимента, но согласились  поучаствовать.

Родители Ромы Ф. отказались от участия  в эксперименте, сославшись на сильную  занятость на работе и знание поведения  и реакции своего ребенка.

Обработка данных. Проводится по схеме. Делают вывод о сформированности сочувствия и его влиянии на поведение ребенка.

    1. Как ребенок относится к взрослым( равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
    2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине( по собственному желанию, по предложению взрослого); как он это делает( охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.)
    3. Проявляет ли заботу по отношению ко взрослым и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

 

Для обработки полученных результатов мы будем ориентироваться  на действенное проявление гуманных чувств и отношение ребенка к  сверстникам, к литературным героям, к родителям.

 

Критерии воспитанности  гуманных чувств у младших дошкольников.

 

      Высокий уровень: ребенок способен различать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям ( через жесты, мимику, позы). Способен сочувствовать литературному герою передавая эмоциональное состояние. Демонстрирует действенное проявление гуманных чувств и отношений.

   Средний  уровень: ребенок способен различать эмоциональные состояния по их внешним проявлениям ( через жесты, мимику, позы). Способен сочувствовать литературному герою передавая эмоциональное состояние. Демонстрирует действенное проявление гуманных чувств и отношений, но с помощью взрослого может определить эти состояния. Не готов демонстрировать действенного отношения.

       Низкий уровень: у ребенка преобладает равнодушное отношение к эмоциональному состоянию других людей. Ребенок не проявляет сочувствия.

 

Родители рассказали, описали поведение своих детей  в каждой из ситуаций.

Вывод:

А. Андрей имеет ровное, дружелюбное отношение к взрослым, почти всегда готов прийти на помощь, время от времени проявляет заботу о близких.

Г. Моника отрицательно относится  к чужим и дружелюбно к родным, иногда проявляет заботу о близких, если её об этом попросить.

Р. Настя к людям  относится дружелюбно, охотно помогает, часто по собственной инициативе. Любит заботиться о близких и чужих.

П. Даниэлла отдает предпочтение бабушке, к остальным членам семьи  относится ровно. Любит чтобы  её хвалили, и за похвалу может  оказать помощь.

П. Алёна позитивно  ко всем настроена, проявляет заботу по отношению к взросли и сверстникам. Охотно придёт на помощь родителям и воспитателю.

К. Даша заботу о близких  проявляет эпизодически , оказывает  помощь только по собственному желанию.

В. Анжелина человек настроения, может помочь сверстникам, проявить заботу о близких, но быстро теряет интерес.

А. Маша не демонстрирует  заботу об окружающих, помощь близким  оказывать не привыкла.

М. Соня окажет помощь, если кому-то симпатизирует. Эпизодически проявляет  заботу об окружающих взрослых, чаще маме.

М. Костя охотнее всего  заботу и помощь проявляет по отношению  к маме. К остальным взрослым отношение  равнодушное.

 

 

Таким образом проведя  все три диагностики, я условно  отнесла детей к трём уровням  развития у них гуманного отношения  к окружающим.

 

К высокому уровню 3 ребенка – 30%

К среднему уровню 4 ребенка  – 40%

К низкому уровню 3 ребенка  – 30%

 

 

2.2 Апробация системы работы  по воспитанию гуманных чувств у дошкольников

 

Сделанные выводы позволяют  нам поставить задачи на следующий этап опытно - практической работы.

Задачи:

    1. Продолжать формировать у детей гуманные отношения к близким, сверстникам.
    2. Приобщать родителей к проблеме воспитания гуманных чувств у младших дошкольников.

 

Для реализации поставленных задач мы составили план работы, состоящий из десяти мероприятий. (приложение №7).

На каждом занятии  мы знакомили детей с потешками, прибаутками, колыбельными песнями, небылицами. О героях потешек мы беседуем с  детьми.

 На первом занятии  «Милости просим гости дорогие»  детей встречала хозяйка дома  – избы. С каждым знакомилась, рассаживала по лавкам, пела песенки – потешки. Хозяйка рассказывала о своём домике – избе, показывала, сколько в нём знакомых и незнакомых вещей. Настя Р. Обрадовалась, увидев среди предметов деревянные ложки, похожие есть в её семье. Дети разглядывали предметы, брали в руки, интересовались их предназначением. Затем Хозяйка познакомила детей  с матрёшкой, рассматривали её вместе с детьми. Потом, в процессе игры Матрёшка раскрыла им свой «секрет». Каждому ребенку досталась матрёшка и вместе с Хозяйкой дети поют песню про Матрёшек. Дети, разглядывали каждый свою Матрёшку, сравнивали её с другими, и Андрей А. заметил, что все они разные, больше и меньше и по цвету отличаются. Потом большая Матрёшка прячет своих маленьких подружек и вместе с Хозяйкой прощается с детьми. Дети обещают им ещё прийти к ним в гости.

 

На втором занятии  «Ходит сон близ окон» дети снова  в гостях у хозяйки. Она встречает  гостей, рассаживает их.

Хозяйка: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы снова у  меня в гостях!

Костя М.: Я люблю ходить в гости!

Хозяйка: А мне нравится принимать у себя гостей. Ребята, Я слышу детский плачь, послушайте и вы. Слышите? Кто-то плачет!

Андрей А.: А я не слышу.

Алёна П.: Я слышу!

Даниэлла П.: И я  слышу!

Хозяйка: Смотрите, ребята, это маленький Ванечка плачет.

Достаёт «младенца» - куклу  Ванечку.

Хозяйка: Давайте позовём  на помощь Кота, он поможет нам Ванечку  успокоить, укачать его.

Поют колыбельную про  кота. Дети подпевают. Но Ванечка не спит, и хозяйка журит прибежавшую  собачку. Поют колыбельную про собачку. После собачки прибегают зайчата но и им не удаётся укачать малыша.

Хозяйка: Дети, а давайте  вместе попробуем укачать Ванечку!

Дети поют ему колыбельную. Моника укачивает его на руках: - не плачь, Ванечка!

Хозяйка: Анжелина, погладь Ванечку по голове ласково.

Анжелина: А можно я  его покачаю?

Хозяйка: Возьми его потихоньку у Моники и покачай. Кто хочет  пожалеть Ванечку? Давайте тихонько ему напевать колыбельную. Вот какие  молодцы! Ласковые колыбельные песни, которые вы пели Ванечке, помогли ему успокоиться и заснуть. Пусть Спит Ванечка, а я вас приглашаю пить чай!

 

На третьем занятии  «Как у нашего кота» детей снова  встречает Хозяйка. Рассадив их на лавки  поёт:

Посидите, детки, побеседуйте,

Сказки, песенки да вы послушайте.

Где я только не бывала,

Что я только не слыхала.

Побывала я во всей небывальщине,

Повидала я всю неслыхальщину…

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень.

 

Потом просит ребят ласково  позвать котика. Дети зовут: Иди, иди  сюда, котик, не бойся; - говорят ему  ласковые слова повторяя их за хозяйкой. Рассматривают игрушечного котика. Алёна П. замечает, что наш котик похож на её Мурзика, которого она очень любит. Все вместе поют для Мурзика и игрушечного котика песенку «Как у нашего кота…».

На четвёртом занятии  «С гуся вода, а с Ванечки худоба» дети учатся проявлять заботу по отношению к младшим.

Воспитатель: Дети, вы любите купаться?

Костя М.: Я не люблю, потому что голову мылят.

Даниэлла П.: А я  люблю! И не боюсь.

Настя Р.: Я люблю в  море купаться!

Соня М.: А я не хочу.

Воспитатель: Сегодня  мы с вами будем купать куклу Ванечку, и сделаем это так, чтобы ему  понравилось, и он не плакал.

Костя М.: Я буду мыть ему  голову!

Моют Ванечку в корытце  и повторяют потешку «Водичка, водичка».

 Воспитатель: Маша, помоги Косте, подержи Ванечке голову. А ты, Анжелина, поливай водичкой.

Настя Р: Можно я буду его вытирать?

Воспитатель: Да, Настя, осторожно  вытирай Ванечку, а Моника его  покачает. Мы все вместе споём ему  колыбельную.

Поём уже знакомые колыбельные.

        На пятом занятии «Половичку курочка веником метет», Хозяйка разучивает с детьми потешку:

Наша-то хозяюшка сметлива была,

Всем в избе работушку к празднику дала:

Чашечку собачка  моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веником метет.

 

Хозяйка: Ребята, скоро  мы будем встречать Масленицу, праздник, о котором я вам рассказывала. А к празднику надо приготовиться. Что надо сделать, чтобы было чисто  и красиво?

Алёна П.: Сделать блины.

Соня М.: Сделать чистоту.

Хозяйка: Правильно, сначала  мы наведём порядок, а потом будем  приглашать гостей на блины. Кто будет  помогать подметать полы?

Почти все дети вызываются помочь. По очереди орудуют веником, а остальные напевают потешку, которую  накануне разучили.

Хозяйка: Посмотрите, дети, как у нас стало чисто и красиво! И всё это сделали вы своими руками. Будете мамам дома помогать наводить порядок?

Дети: Да, будем!

Даниэлла П.: А я  всегда помогаю маме, я ей всё  помогаю!

Хозяйка: Какие молодцы  наши ребята!

На шестом занятии «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Информация о работе Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора