Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, дипломная работа
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-педагогическую литературу по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора.
2)изучить опыт работы воспитателей по воспитанию гуманных чувств у дошкольников.
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические исследования по воспитанию гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………..7
1.2. Произведения народного фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников……………………………………………...13
1.3. Опыт работы воспитателей в воспитании гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация системы работы по воспитанию гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………34
2.3. Сравнительный анализ воспитанности гуманных чувств у дошкольников……………………………………………………………………43
Заключение……....………………………………………………………………48
Список литературы……………………………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………..7
1.1. Психолого-педагогические
исследования по воспитанию гуманных
чувств у дошкольников………………………………………………
1.2. Произведения
народного фольклора как
1.3. Опыт работы
воспитателей в воспитании
Глава 2. Опытно- практическая работа по воспитанию гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора……………………….26
2.1. Диагностика воспитанности гуманных чувств у дошкольников…...26
2.2. Апробация
системы работы по воспитанию
гуманных чувств у
2.3. Сравнительный
анализ воспитанности гуманных
чувств у дошкольников………………………
Заключение……....……………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии.
Гуманность (от лат. Humannus – человечный), обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.[22]
Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребёнка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра и др.) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Дёминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
С младшего возраста важно
формировать у ребенка
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, « что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Так, например, средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – песенки, потешки, сказки. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей, как известно, традиции и мировидение её создателей и носителей. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.
С малых лет ребенку становится доступен мир сказок, игр. Всё это откладывает свой отпечаток на его мышлении, характере. Как не стремиться ему быть храбрым, когда сказка научает побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключение храброго Колобка в народной сказке для маленького ребенка поистине героическая эпопея. Игра учит быть ловким: мышка не должна попадаться кошке, гуси, зайцы – волку. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.
Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство – литература, живопись, музыка, народное творчество.
Конечно же не следует преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека.
Изучив теоретические основы выбранной темы, мы обозначили проблему и цель исследования.
Проблема исследования: в какой мере произведения фольклора могут повлиять на воспитание гуманных чувств у дошкольников?
Цель исследования: изучить влияние фольклорных произведений на воспитание гуманных чувств у дошкольников.
Разработали научный аппарат педагогического исследования и поставили задачи.
Объект исследования: воспитание гуманных чувств у дошкольников.
Предмет исследования: произведения фольклора как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников.
Гипотеза исследования: на воспитание гуманных чувств у дошкольников может повлиять методически грамотное использование произведений фольклора.
Задачи исследования:
1)проанализировать психолого-
2)изучить опыт работы
воспитателей по воспитанию
3)апробировать систему работы по воспитанию гуманных чувств у младших дошкольников.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогических исследований, проективная методика, решение проблемных ситуаций, игра-инсценирование.
Глава 1 .Теоретическое обоснование проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников посредством произведений фольклора
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети легко отличают хорошие поступки от плохих: драться, обижать, обманывать – это плохо; уважать старших – это хорошо и т.д. Однако каждое морально-этическое понятие: доброта, правдивость, справедливость, смелость – имеет определённое содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка.
Формирование у детей
этических представлений и
При правильном воспитании
дошкольники способны воспринимать
сложные отношения между
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству. Поэтому содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми( выполнение элементарных правил общежития, отзывчивость, доброжелательность и т. п.) ; воспитание коллективизма; воспитание любви к Родине, воспитание трудолюбия.
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
Воспитывая начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить особое внимание на развитие у детей уважения к старшим, желания и умения слушаться, с готовностью выполнять их советы, указания, поручения; формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и к младшим, к взрослым.[14]
При воспитании у ребенка
гуманных чувств необходимо прежде всего
развивать способность к
С.В. Петерина утверждает, что основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, воспитанникам прививают, а затем развивают начала гуманизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Уже у младших дошкольников
в разнообразных играх и наблюд
При воспитании детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение сферы действия навыков культуры поведения. Приобретенные и усвоенные навыки, дети этого возраста используют в новых для них ситуациях, например заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.
Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных детям условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно. [23]