Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты являются одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания – таковы основные характерные признаки постсоветского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, «стратегия успешности» значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколени
Введение 3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема 7
1.1. Исторический аспект проблемы наркотиков и наркомании 7
1.2. Наркотическая ситуация за рубежом 16
Глава. 2 Зарубежный опыт социальной работы в наркологии 23
2.2. Система организации социальной работы в сфере наркологии за рубежом 23
2.3. Международный опыт действующих профилактических программ 28
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 47
«Группа жесткого контроля» отличается большей лояльностью к преступникам. В представленной в Приложении А таблице приведены примеры санкций, предусмотренных законодательством европейских стран за различные виды преступлений, связанных с наркотиками. Таким образом, наиболее строгое из возможных наказаний – пожизненное заключение, применяемое в Люксембурге и Греции.
Как и в УК РФ, в кодексах большинства зарубежных стран приобретение и хранение наркотических препаратов без цели сбыта карается менее сурово, чем их обращение. Термин «обращение» обычно толкуется весьма широко и подразумевает не только незаконную торговлю, но и любое предоставление наркотика в распоряжение другого лица, включая дарение, а также накопление наркотиков с целью их дальнейшего распространения. К квалифицирующим обстоятельствам зарубежное уголовное законодательство традиционно причисляет деятельность в преступных организациях, рецидив преступления, предоставление наркотиков несовершеннолетним. С целью поощрения к лечению правонарушителей, страдающих наркотической зависимостью, в качестве альтернативы уголовному наказанию может быть назначено лечение (такой порядок действует в Дании и Испании). В Бельгии, Ирландии, Греции, Люксембурге и Великобритании осуждение, как правило, объявляется условным, а наркоманы обязуются пройти курс лечения. В противном случае приговор приводится в исполнение. В соответствии с уголовным законодательством России заболевание не освобождает лицо, страдающее наркоманией, от уголовной ответственности (исключая патологическое наркотическое опьянение, подпадающее под действие ст. 21 УК РФ). Помимо наказания суд может назначить амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (п. «г» ч. 1 ст. 97, п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ), сочетающееся, по усмотрению судьи, с реальным отбытием наказания либо с условным осуждением.
Таким образом, все вышеперечисленные государства в точности соблюдают обязательства, принятые ими на себя по Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19 декабря 1988 г. В соответствии с данным документом страны-участницы вправе применять в отношении нарушителя лечение, перевоспитание, последующее наблюдение за ним, восстановление трудоспособности или социальную реинтеграцию как наравне, так и вместо осуждения или наказания (при «малозначительных правонарушениях»). Здесь необходимо отметить, что в последнее время для государств, проводящих политику «жесткого контроля», характерен поиск равновесия между репрессивными методами, с одной стороны, и профилактическими и лечебно-реабилитационными – с другой.
Большие надежды возлагаются на информационно-пропагандистские кампании, ориентированные прежде всего на наиболее уязвимые категории населения – безработных, военнослужащих, учащихся школ и студентов. С целью предупреждения рецидивов у уже «состоявшихся» наркоманов разработан ряд программ по их реабилитации. В Европе и на Американском континенте создаются центры постлечебного наблюдения, формируются группы «анонимных наркоманов» и трудовые или религиозные сообщества, основанные на принципах общежития. Заслуживает внимание практика приема наркоманов в семьи, получившая распространение во Франции в конце 70-х годов ХХ века и официально одобренная декретом президента.
Наконец, третья «либеральная группа» представлена такими странами, как Голландия, Швейцария (г. Цюрих), Испания и Великобритания. Их относительная лояльность выражается прежде всего в разделении наркотических средств на две (а в Великобритании – на три) категории, в зависимости от степени воздействия на организм человека и вероятности привыкания. Как следствие – различные санкции за приобретение, хранение, изготовление, сбыт «легких» (например, марихуана) и тяжелых наркотиков. При этом стран, разрешивших оборот наркотиков, не существует (это противоречило бы положениям широко признанной Конвенции ООН). Данный миф создан средствами массовой информации, которые представили отсутствие в некоторых государствах наказания за употребление наркотиков как легализацию. В частности, транспортировка, продажа, производство и хранение наркотических средств карается по голландскому законодательству лишением свободы на срок от 1 месяца до 8 лет. Однако с благими намерениями сокращения преступности, снижение распространения ВИЧ-инфекции и интоксикации в результате употребления некачественных наркотиков власти этой страны пошли на компромисс и сделали исключение для системы так называемых «кофеен», действующих в рамках строжайших ограничений. Сегодня в Голландии открыто около 2 тысяч таких «кофеен», 400 из которых находятся в Амстердаме. Лица не моложе 18 лет вправе приобрести здесь четко установленное минимальное количество «легких» наркотиков (до 5 грамм каннабиса). Если количество наркотических средств, хранящихся одновременно в «кофейнях», превышает установленный законодателем лимит, заведение лишается лицензии. Правовая грань в данном случае крайне тонка, поскольку хранение даже небольшого количества наркотика для личного потребления уже преследуется в уголовном порядке. В то же время каждый совершеннолетний житель страны может ежегодно культивировать 1 квадратный метр индийской конопли для удовлетворения своих потребностей в наркотическом средстве. «Урожай», получаемый с данного участка, не должен превышать 1,5 кг.
По аналогичному пути пошло правительство Испании, где произошедшая в 1983 г. декриминализация вызвала настоящую наркоэкспансию. Менее чем за десять лет число наркоманов увеличилось с 200 тысяч до 1,6 миллиона. Власти были вынуждены отказаться от этого политического курса и ввели запрет на употребление наркотических средств в общественных местах и их хранение даже без цели сбыта.
Несмотря на неблагоприятные последствия, руководство и общественные движения ряда стран по-прежнему склоняются к частичной легализации. Во Франции с подачи Национального комитета по борьбе со СПИДом активно обсуждается проект об отмене наказания за приобретение и хранение «легких» наркотиков для личного потребления. В августе с. г. канадские власти официально разрешили нескольким категориям больных беспрепятственно выращивать и курить марихуану. Условиями служит неизлечимое или приносящее непереносимые страдания заболевание (рассеянный склероз, травмы спинного мозга, эпилепсия) и отсутствие иных действенных паллиативных средств.
Итак, проблема наркомании является одной из самых болезненных социально-психологических проблем современного российского общества. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, наркоман всегда потенциально опасен.
«Классической» триадой в
Речь идет о работе по предупреждению тех или иных аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий болезни, по реадаптации и реабилитации больных, оказанию социальной помощи им и их семьям и т.д. Именно в такой комплексной форме строится социальная работа в сфере здравоохранения в целом и в наркологической сфере в частности во многих зарубежных странах – США, Германии, Италии, Австрии, Великобритании и др.
Основными функциями социальных работников здесь являются: раннее выявление и идентификация лиц с алкогольными и (или) наркотическими проблемами; работа с такими лицами, их семьями, социальным окружением, работодателями; работа с членами семей больных алкоголизмом и наркоманиями; непосредственная работа с больными (в клиническом смысле) наркологическими заболеваниями, их семьями и социальной средой. Меньше внимания уделяется первичной профилактической работе в отношении потребления алкоголя и наркотиков – эти задачи обычно возлагаются на педагогов, сотрудников правоохранительных органов, членов общественных организаций.
Рассмотрим модель современной постановки социальной работы на примере Германии.
В основу системы социальной работы в ФРГ положен принцип сочетания и взаимодействия в ней государственных учреждений и учреждений, входящих в структуры различных общественных организаций («принцип солидарности»). При этом приоритет отдается общественно-благотворительным организациям, на долю которых приходится 80% всех специализированных медико-социальных служб.
В ФРГ действует 5 крупных общественных организаций, занятых социальной работой: «Красный Крест», «Каритас» (в рамках католической церкви), «Диакония» (евангелистская церковь), «Немецкий паритетный благотворительный союз», «Рабочий благотворительный союз». Каждое из этих обществ создает свою сеть медико-социальной помощи, включающую «наборы» тех или иных специализированных учреждений (консультативные пункты, амбулатории, стационары, юношеские центры, центры реабилитации, приюты и т.д.).
Система наркологической помощи в Германии включает в себя 5 сфер целенаправленной деятельности:
1) чисто
медицинская сфера – служба
детоксикации и оказания
2) открытая»
служба медико(психо)-
3) служба, обеспечивающая
процесс «отвыкания», отказа
4) служба
«долечивания», проведения
5) профилактическая сфера.
«Открытая» наркологическая помощь решает задачи по предоставлению широкого набора консультативных услуг всем группам населения, по установлению контактов с «наркологической сценой», по оказанию социальной помощи больным (преимущественно наркоманам) в «низкопороговой» форме, т.е. никак не обусловленной обязательным поступлением на их лечение. Консультативная помощь реализуется через сеть различных специализированных пунктов. Принципы работы консультативных пунктов: доступность – в том числе, через развитые службы «телефонов»; бесплатность; снабжение информацией и специальной литературой; работа в средствах массовой информации; связь с лечебными учреждениями; связь с постоянно действующими группами самои взаимопомощи; участие в профилактической работе, но, в основном, «по заказам» отдельных общин, учебных заведений, предприятий; тесное взаимодействие с сетью примыкающих к ним «комплементарных», т.е. дополняющих их учреждений социальной помощи. К последним относятся, например: так называемые «жилые общины» для подростков, женщин с детьми (и без детей) , имеющих наркологические (и другие психосоциальные) проблемы; «кризисные» и молодежные временные убежища; ночные приюты. «Низкий порог» общения с миром алкоголиков и наркоманов достигается через создание сети «контактных» комнат, квартир, кафе, гостиниц. Активно действуют службы по «работе на улицах» – в местах встреч наркоманов и т.п., где им раздаются шприцы, презервативы, специальная литература. Новой формой работы является так называемые «переходные учреждения» – стационары, служащие для убежища и одновременно для лечебной и социальной ориентации лиц с наркологическими проблемами.
Помощь
больным в «отвыкании», «отучении»,
отказе от потребления психоактивных
веществ, в восстановлении или формировании
заново их личностного и социального
статуса оказывается в
Служба долечивания включает в себя специальные учреждения, где проводится дальнейшее профессиональное обучение больных или они включаются в «команды» (из 7-10 чел.) так называемых «жилых общин». Во всех этих учреждениях, лечебных и «долечивающих», решающих разнообразные медико-социальные задачи, работают социальные психологи и педагоги, а чаще – так называемые социальные работники широкого профиля; совсем редко – врачи, которые обычно выполняют роль руководителей этих заведений.
Наконец, профилактическая работа ведется городскими и общинными центрами по профилактике, а также создаваемыми в структурах благотворительных обществ молодежными центрами, клубами и другими учреждениями. Они работают в основном с детьми, подростками, молодежью из групп риска, «аутсайдерами», социально неблагополучными, помогая им решать семейные проблемы и проблемы проведения свободного времени, способствуя овладению техникой общения, саморегуляции, организуя целевые группы (различные по контингенту, конкретным задачам, содержанию работы). Здесь исповедуются принципы добровольности, открытости, позитивных целей, свободы от наркотиков, права на индивидуальный личный стиль поведения и одновременно активного участия в совместной деятельности. Персонал этих центров – преимущественно «мультипликаторы», «наркопрактики» -социальные работники с широкой педагогической, психологической и психотерапевтической подготовкой, обязательно владеющие научными представлениями о наркологической патологии.
Сотрудники этих центров и клубов отдают себе отчет в том, что их деятельность в основном ограничивается рамками вторичной профилактики, т.е. работой с той частью молодежи, которая так или иначе уже приобщилась к потреблению тех или иных психоактивных веществ. В то же время в Германии отсутствует – хотя бы на земельном или городском уровне – система массовой первичной наркологической профилактики в учебных заведениях, направленной на предотвращение даже единичных проб.