Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты являются одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания – таковы основные характерные признаки постсоветского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, «стратегия успешности» значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколени
Введение 3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема 7
1.1. Исторический аспект проблемы наркотиков и наркомании 7
1.2. Наркотическая ситуация за рубежом 16
Глава. 2 Зарубежный опыт социальной работы в наркологии 23
2.2. Система организации социальной работы в сфере наркологии за рубежом 23
2.3. Международный опыт действующих профилактических программ 28
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 47
Таким образом, мы видим, как велика роль социальных работников в системе наркологической помощи в Германии (и во всем мире), как широко поле их активности.
Для полноты картины следует остановиться еще на двух весьма значимых формах деятельности социальных работников, решающих проблемы, связанные с потреблением алкоголя и (или) наркотиков. Это, во-первых, работа в средних учебных заведениях, а во-вторых, работа в рамках «программы помощи на предприятиях (на рабочих местах»).
Так, во многих учебных заведениях
США существует особый институт социальных
работников-консультантов («каунселоров»).
Консультант выявляет проблемных детей,
исследует причины
Особое место в системе
Без организации профилактической работы невозможно добиться заметных результатов в решении проблемы наркомании. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:
Недостаточно ясным остается вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью, какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по ее проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой – ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы.
По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – должна вестись антинаркотическая работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетенции, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация. [30, с. 96]
Подготовка педагогов и
Существующие в настоящее
До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании наркомании как явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем, очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возможно лишь с позиции системного подхода.
Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существует лишь единичные и слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России [28, с. 63] Современная превентология, чья главная цель – здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное (моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются в понятие «душевное здоровье», представляющие по своей природе культурноисторический феномен. Поэтому в подходе первичной профилактики (ПП) с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры.
За последние годы подходы к профилактике зависимостей от ПАВ у детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь от устрашения и информированию до программ, ориентирующих на осознание причин приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков.
Существует несколько подходов к к профилактике употребления наркотиков.
Первый подход – информационный – является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.
Обычно реализуется 3 варианта информационного подхода:
Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об употребления ПАВ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.
Информационные программы
Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.
В рамках этого подхода выделяется несколько задач:
Основное внимание в этом подходе уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этой модели стала одним из компонентов развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков.
Третий подход, основанный на учете роли социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда-источник обратной связи – поощрений и наказаний.
Исходя из различных факторов риска, программы, основанные на учете влияния указанных факторов, включают:
Преимущественными техниками реализации таких программ являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения.
Данный подход рассматривается как относительно успешный, т.к. он предотвращает или отодвигает начало употребления наркотиков. Исследования подтверждают его эффективность. Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличностного общения, – позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Основой этого подхода является теория социального изучения Бандуры и проблемного поведения Джессора (эта теория учитывает проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая использование ПАВ, ранее сексуальные поведения и т.д.). Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижения личных целей.
Цель программы формирования жизненных навыков:
Эта модель оценивается как имеющая шансы быть успешной. В отличие от второго этот подход в большей степени ориентирован на обучение тому, как решить конкретную жизненную проблему и эффективно разрешить сложную жизненную ситуацию.
Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ.
Основные позиции подхода:
Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются на развитие позитивной активности.
Выделяются 4 варианта программ:
Результаты внедрения этих программ
не свидетельствуют о явных
Злоупотребление ПАВ понимается по-разному, в соответствии с политикой каждого конкретного государства по отношению к наркотикам. Например, конечной целью ПП в Голландии считается снижение риска употребления «тяжелых» наркотиков; а в Англии – умение ответственно употреблять ПАВ; в США, Австралии – полный отказ от немедицинского употребления ПАВ. Современная американская модель ПП направлена на формирование устойчивости детей к приобщению к любым ПАВ. Работа с «экспериментаторами», то есть с детьми и подростками, вовлечены в употребление ПАВ, но без формирования каких-либо форм зависимости, относится к области вторичной профилактики, а преодоление зависимости – к третичной. Ученые из НИИ наркологии МЗ РФ подробно описывают поведенческую ПП. Главная цель ПП – формирование определенного типа поведения молодежи в масштабах всего общества, хотя ее декларирование требует пояснений. Так, масштабы необходимых изменений выглядят неосуществимыми. Однако, как показал опыт информационной ПП, другие пути являются паллиативом. Вне системных изменений в той сфере жизни общества, которая касается ПАВ, эффективная ПП невозможна. Эти изменения предполагают утверждение разумных форм личного и коллективного поведения, а так же совершенствование условий жизнедеятельности, т.е. затрагивают обе части системы «подрастающее поколение – общество». Эффективная ПП требует сочетания трех необходимых элементов. Это: специальное воспитание и обучение детей; четкая деятельность правоохранительных органов; создание положительных жизненных альтернатив злоупотреблению наркотиками. Очевидно, что в этом случае цель ПП объединяет представителей всех слоев общества и различных организаций стремлением способствовать здоровому будущему собственных детей [28].