Опыт наркологии за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты являются одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания – таковы основные характерные признаки постсоветского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, «стратегия успешности» значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколени

Содержание

Введение 3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема 7
1.1. Исторический аспект проблемы наркотиков и наркомании 7
1.2. Наркотическая ситуация за рубежом 16
Глава. 2 Зарубежный опыт социальной работы в наркологии 23
2.2. Система организации социальной работы в сфере наркологии за рубежом 23
2.3. Международный опыт действующих профилактических программ 28
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ХГУ СПиП Опыт наркологии за рубежом.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы видим, как велика роль социальных работников в системе наркологической  помощи в Германии (и во всем мире), как широко поле их активности.

Для полноты картины следует  остановиться еще на двух весьма значимых формах деятельности социальных работников, решающих проблемы, связанные с потреблением алкоголя и (или) наркотиков. Это, во-первых, работа в средних учебных заведениях, а во-вторых, работа в рамках «программы помощи на предприятиях (на рабочих местах»).

Так, во многих учебных заведениях США существует особый институт социальных работников-консультантов («каунселоров»). Консультант выявляет проблемных детей, исследует причины возникновения  проблем, вырабатывает программу действий по их разрешению, в рамках которой он затем взаимодействует с администрацией, преподавателями, родителями, врачами, психологами и т.д. Разработана специальная теория консультирования, существует ряд руководств. В число задач, стоящих перед консультантами, включается и работа с детьми из семей, в которых родители пьют или наркотизируются, с детьми, уже в школе приобщающимися к алкоголю и наркотикам.

Особое место в системе социальной работы занимают программы «помощи  на рабочих местах», которые могут иметь широкую направленность, так и быть целенаправленными в плане борьбы против потребления алкоголя и наркотиков на производстве. Примером может служить известная программа ЕАР, как и все другие подобного рода акции, осуществляемая на твердой правовой основе – на базе договора, подписанного предпринимателем, представителем профсоюза и наемными служащим. В рамках этой программы на предприятии действует независимый специалист-консультант, «отслеживающий» проблемных лиц и работающий с ними и их окружающими по определенной системе. Существует несколько моделей подобных программ, главным действующим лицом которых является социальный работник. Можно также говорить о специальных программах социальной работы с семьями больных алкоголизмом, о социальной работе в общих и наркологических стационарах, о других формах работы с лицами, имеющими наркологические проблемы или взаимодействующими с ними.

 

2.3. Международный опыт действующих профилактических программ

Без организации профилактической работы невозможно добиться заметных результатов в решении проблемы наркомании. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

Недостаточно ясным остается вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью, какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по ее проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой – ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы.

По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов –  должна вестись антинаркотическая  работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетенции, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация. [30, с. 96]

Подготовка педагогов и психологов для такой работы заключается  в предоставлении им комплексной  информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющую склонность к наркомании, мерам первой помощи при отравлении ПАВ и некоторым другим аспектам.

Существующие в настоящее время  единичные методические рекомендации составлены врачами-наркологами и  носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных и проработанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели, а с другой – к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого подхода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает, пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине драгоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных антинаркотических программ требует специального изучения. Однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.

До сих пор в медицине и  психологии отсутствует системный  подход в понимании наркомании как  явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем, очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возможно лишь с позиции системного подхода.

Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существует лишь единичные и слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России [28, с. 63] Современная превентология, чья главная цель – здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное (моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются в понятие «душевное здоровье», представляющие по своей природе культурноисторический феномен. Поэтому в подходе первичной профилактики (ПП) с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры.

За последние годы подходы к  профилактике зависимостей от ПАВ у  детей и подростков заметно изменились. Профилактика проделала путь от устрашения и информированию до программ, ориентирующих на осознание причин приобщения подростков к наркотикам и тренировки жизненно важных навыков.

Существует несколько подходов к к профилактике употребления наркотиков.

Первый подход – информационный – является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

Обычно реализуется 3 варианта информационного  подхода:

  1. Предоставление частичной информации о фактах влияния наркотиков на организм и количественные данных о наркоманах.
  2. Устрашающая информация, описывающая неприглядные стороны употребления наркотиков.
  3. Информация о деградации личности людей, употребляющих ПАВ и проблемах с этим связанных.

Сторонники этого подхода предполагают, что повышение качества знаний об употребления ПАВ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.

Информационные программы сейчас комбинируются с другими программами  и способствует росту уровня знаний учащихся, но могут дать толчок к снижению употребления ПАВ. В эти программы не включаются задачи на реальное изменение поведения. В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Но растущая наркотизация противоречит негативной информации об употреблении ПАВ в глазах подрастающего поколения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения, как низкую. И хотя полностью отказываться от него преждевременно, данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, социальных и экономических условий, характерных для «целевых» групп населения, т.е. тех, на кого направлена ПП.

Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.

В рамках этого подхода выделяется несколько задач:

  1. Повышение самооценки человека.
  2. Определение значимых личностных ценностей.
  3. Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
  4. Развитие навыков обдуманного принятия решений.
  5. Формирование способностей справляться со стрессом.

Основное внимание в этом подходе  уделяется развитию важных личностных качеств. Часть этой модели стала  одним из компонентов развивающихся  в последнее время программ развития жизненных навыков.

Третий подход, основанный на учете роли социальных факторов, исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда-источник обратной связи – поощрений и наказаний.

Исходя из различных факторов риска, программы, основанные на учете влияния  указанных факторов, включают:

  • тренинг сопротивления социальному давлению;
  • «прививку» против негативного воздействия СМИ;
  • информацию о влиянии со стороны родителей и других взрослых;
  • корректно нормативных ожиданий.

Преимущественными техниками реализации таких программ являются ролевые игры и техники усиления определенных видов социального поведения.

Данный подход рассматривается  как относительно успешный, т.к. он предотвращает  или отодвигает начало употребления наркотиков. Исследования подтверждают его эффективность. Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличностного общения, – позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Основой этого подхода является теория социального изучения Бандуры и проблемного поведения Джессора (эта теория учитывает проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая использование ПАВ, ранее сексуальные поведения и т.д.). Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижения личных целей.

Цель программы формирования жизненных  навыков:

  • повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ;
  • повышение индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции);
  • информирование и повышение социальной компетентности;

Эта модель оценивается как имеющая  шансы быть успешной. В отличие  от второго этот подход в большей  степени ориентирован на обучение тому, как решить конкретную жизненную  проблему и эффективно разрешить  сложную жизненную ситуацию.

Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.

Сторонники данного подхода  предполагают, что значимая деятельность альтернативна алкогольной и  наркотической зависимости от ПАВ.

Основные позиции подхода:

  • психологическая зависимость от наркотиков является результатом ее заместительного эффекта;
  • многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия .являются результатом изменения настроения или сознания личности;
  • люди не прекращают использование ПАВ, улучшающих настроение и поведение, направленное на поиск удовольствия до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то другое;
  • альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению;

Сторонники этого подхода также подчеркивают огромную роль среды, и их программы ориентируются на развитие позитивной активности.

Выделяются 4 варианта программ:

  1. Предложения специфической позитивной активности (например, путешествие с приключениями), предполагающие и сильные эмоции, и преодоление сильного рода препятствий.
  2. Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью.
  3. Поощрение участия во всех видах деятельности.
  4. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах  или неудачах, эффективны для групп  повышенного риска, аддитивного  и других форм отклоняющего поведения.

Злоупотребление ПАВ понимается по-разному, в соответствии с политикой каждого конкретного государства по отношению к наркотикам. Например, конечной целью ПП в Голландии считается снижение риска употребления «тяжелых» наркотиков; а в Англии – умение ответственно употреблять ПАВ; в США, Австралии – полный отказ от немедицинского употребления ПАВ. Современная американская модель ПП направлена на формирование устойчивости детей к приобщению к любым ПАВ. Работа с «экспериментаторами», то есть с детьми и подростками, вовлечены в употребление ПАВ, но без формирования каких-либо форм зависимости, относится к области вторичной профилактики, а преодоление зависимости – к третичной. Ученые из НИИ наркологии МЗ РФ подробно описывают поведенческую ПП. Главная цель ПП – формирование определенного типа поведения молодежи в масштабах всего общества, хотя ее декларирование требует пояснений. Так, масштабы необходимых изменений выглядят неосуществимыми. Однако, как показал опыт информационной ПП, другие пути являются паллиативом. Вне системных изменений в той сфере жизни общества, которая касается ПАВ, эффективная ПП невозможна. Эти изменения предполагают утверждение разумных форм личного и коллективного поведения, а так же совершенствование условий жизнедеятельности, т.е. затрагивают обе части системы «подрастающее поколение – общество». Эффективная ПП требует сочетания трех необходимых элементов. Это: специальное воспитание и обучение детей; четкая деятельность правоохранительных органов; создание положительных жизненных альтернатив злоупотреблению наркотиками. Очевидно, что в этом случае цель ПП объединяет представителей всех слоев общества и различных организаций стремлением способствовать здоровому будущему собственных детей [28].

Информация о работе Опыт наркологии за рубежом