Опыт наркологии за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты являются одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания – таковы основные характерные признаки постсоветского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, «стратегия успешности» значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколени

Содержание

Введение 3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема 7
1.1. Исторический аспект проблемы наркотиков и наркомании 7
1.2. Наркотическая ситуация за рубежом 16
Глава. 2 Зарубежный опыт социальной работы в наркологии 23
2.2. Система организации социальной работы в сфере наркологии за рубежом 23
2.3. Международный опыт действующих профилактических программ 28
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ХГУ СПиП Опыт наркологии за рубежом.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время наибольшее распространение  получили две модели обучающих программ ПП для детей: программы достижения социальнопсихологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам [49, с. 104]. Приоритетная цель первых (больше распространенных в Европе) – выработать у детей навыки эффективного общения; второй (США) – обучить навыкам ответственного принятия решений. Несовпадение доминирующих целей обучающих программ в разных странах отражает культурологические различия. Проблемы свободы, ответственности и связь с социальной жизнью людей, а конкретно – с принятием решений или эффективностью общения акцентируется в США иначе, чем в Европе. Тем не менее, вне зависимости от приоритета той или иной цели любые программы включают три типовые задачи. Обязательная направленность всех программ:

  • развитие социальной и личностной компетентности;
  • выработка навыков самозащиты;
  • предупреждения возникновения проблем.

Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятие ответственных  решений, выработка адекватной самооценки. Вторая задача реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор. Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избежание стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.

Любая программа предполагает овладение  набором из 12-15 необходимых и достаточных  для реализации здорового стиля  жизни психосоциальных навыков. Признание необходимости обучения этим навыкам основано на данных интенсивного научного анализа факторов риска приобщения к ПАВ и противостоящих им факторам антириска.

Комплекс психосоциальных задач, на решение которых направлены поведенческие  программы ПП, служит профилактике любых форм девиантного поведения  у всех без исключения здоровых детей. В ходе обучающих психосоциальным навыкам занятий устраняется или минимизируется действие факторов риска. Поэтому ПП должна проводится со всеми здоровыми детьми без исключения. Так же, как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения аддитивного поведения необходимо специальное обучение.

В США экспериментирование детей  с ПАВ начинается в 3-4 классах  школы, в возрасте около 10 лет. Поэтому  начало реализации программы предваряет указанный возраст. Объектом превентивной работы являются все дети дошкольного и младшего школьного возраста. В работу по ПП включаются педагоги и воспитатели детских садов, школ, молодежных клубов и др. К ней привлекаются родители, церковь, местные общественные организации, представители всех уровней государственной администрации, а также врачи и представители правоохранительных органов [49, с. 105].

Наиболее удобным местом для  превентивной работы является школа, где  осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы, профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотической работы.

Поведенческие обучающие программы  постоянно развиваются. Существуют разнообразные программы, адресованные различным детским контингентам (в том числе трудным в поведении), группам взрослых (выполняющим эту  работу с разной степенью профессиональной подготовки), ставящие те или иные приоритетные задачи. В настоящее время самыми популярными являются программы ПП в масштабах страны.

Об оценке эффективности поведенческих  программ следует говорить очень  конкретно. Существует три уровня. Во-первых каждый возрастной курс любой программы включает тесты, проводимые до начала и после проведения всего цикла занятий. Обычно содержание тестов сводится к оценке изменения знания детей. Во-вторых, если программой охватываются все возрастные группы школы и ведется длительное обучение, например в течения года, то возможна оценка более масштабных результатов ПП. Она состоит в анализе динамики факторов риска и антириска у детей. Как правило, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливать занятия, чаще делиться своими проблемами со взрослыми. Психологический климат в школе заметно улучшается: дети меньше обижают друг друга, дерутся. Параметрами оценки могут быть различные социометрические показатели, поведенческие характеристики: агрессивность, конфликтность, девиации поведения и др. И, наконец, при осуществлении программ в городе, регионе, стране, возможен традиционно эпидемиологический контроль наркологической ситуации.

В настоящее время темпы и  масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима, как уже было сказано, целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективной в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер. И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактики наркомании (ПП) – зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя последнее тоже важно. Примеры программ приведены в Приложении Б.

Итак, проблема подростковой наркотизации достигла глобальных масштабов, она имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Одним из факторов приобщения детей и подростков является так среда (в первую очередь семья и школа), в которой существует ребенок. Средой пребывания ребенка является семья и школа. Именно поэтому этим социальным институтам принадлежит ведущая роль в профилактике наркомании.

Заключение

Злоупотребление алкоголем, наркотиками  и другими психоактивными веществами (ПАВ) к настоящему времени охватило весь мир и приняло характер пандемии. Алкоголизм, наркомании, токсикомании поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины и пожилые люди). Тревогу вызывает и устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий приема алкоголя и наркотиков.

При отдельных видах наркоманий смертность на 700-1100 % превышает таковую  в сопоставимых возрастных группах. В целом заболевания, связанные  с зависимостью от психоактивных  веществ, ежегодно дают около 10 % всех смертей и около 20 % всех госпитализаций, а частота совершения самоубийств больными алкоголизмом превышает таковую в общей популяции в 75 раз. С ростом числа лиц, потребляющих наркотики резко возросла и поражаемость людей ВИЧ-инфекцией.

В основе распространенности носителей ВИЧ-инфекции лежит внутривенное введение наркотиков общими для групп шприцами и иглами. Установлено, что в более чем 90 % всех выявляемых случаев заражение ВИЧ среди наркоманов происходит именно по этой причине.

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация диктует необходимость изменения приоритетов как в научных исследованиях, так и в области практической наркологии. К сожалению, на сегодняшний день комплексная наркологическая помощь лицам, имеющим проблемы наркологического характера, в нашей стране находится на этапе своего становления, а научные и организационно-методические разработки несколько отстают от реальных потребностей практики. В этом аспекте актуальным оказывается весьма актуальным обращение к зарубежному опыту.

Анализ зарубежного опыта социальной работы показывает, что лечение на стадии сформировавшейся зависимости нельзя рассматривать как единственное средство борьбы с распространением злоупотребления ПАВ. Такой подход не дает и не может дать положительного результата.

Основной акцент необходимо направить на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения, т.е. социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными уровнями его социального окружения.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, п.2) [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс»
  2. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразовангия РФ №619 от 28.02.2000г [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
  3. Альтрушев, В.Б. Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну. – М.: Просвещение, 2000. – 227 с.
  4. Аменд, А.Ф. Проблемы профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. – 2004. – №4. – С. 21-29.
  5. Аслаханов, А. Мафия в России без сенсаций // Мир без наркотиков. – 1996. – №12. – С. 32-36.
  6. Бабаян, Э.А. Медико-социальные и медико-правовые аспекты проблемы, связанной с потреблением препаратами из разных сортов конопли // Некоторые проблемы наркоманий и токсикоманий. – М.: Знание, 1989. – С.10-63.
  7. Батлер, У.Э. Наркотики и ВИЧ/СПИД в России: правовое положение программ снижения вреда в России: по сост. на 15 декабря 2004 г. / У.Э. Батлер – М.: ЮрИнфоР, 2006. – 603 с.
  8. Белогуров, С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Невский диалект«, 2001. – 213 с.
  9. Бондырева, С.К. Наркотизм (природа и преодоление): учеб. пособие . – М.: МОДЭК, 2006. – 432 с.
  10. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества / Под ред. В.И. Стародубова, А.И. Татаркина. – М.: Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2006. – 381 с.
  11. Война с дурью: подборка материалов о наркомании в России // Политический журнал. – 2005. – №5. – С. 50-63.
  12. Вторушина, Ю.А. и др., Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании среди подростков и молодежи. – Томск: Изд-во «Велес-Пресс», 2004. – 116 с.
  13. Габиани, А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. – М.: Мысль, 1990. – 197 с.
  14. Габиани, А.Л. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социс. – 1990. – № 9. – С.90-91
  15. Грачев, Ю. Законодательство: практика вносит коррективы [российское антинаркотическое законодательство] // Наркомат. – 2007. – №2. – С. 10-11.
  16. Гуревич, Ю.М. Особенности потребностной сферы подростков и юношей, страдающих наркоманиями и токсикоманиями // Проблемы наркологии.-90. Сб.научных трудов. – М.: Изд. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1990. – 278 с.
  17. Гурский, С.А. Внимание, родители – наркомания! – М.: Профиздат., 1989. – 164.
  18. Дейвенпорт-Хайнс, Р. В поисках забвения; Всемирная история наркотиков. – 1500-2000 / Пер. с англ. А.В. Савинова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 622 с.
  19. Еременко, В.В. Наркомания в образовательной среде // Социс. – 2006. – №7. – С. 53-60.
  20. Еременко, В.В. Наркомания в России: состояние и тенденции // Социально-гуманитарные знания.2006. – №3. – С. 167-179.
  21. Залетаев, И.П. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта // Физическая культура в школе. – 2006. – №8. – С. 64-69.
  22. Западнова, Н. От деклараций – к действиям // Наркомат. – 2007. – №1. – С. 6-9.
  23. Иванова, Д. Защита от зависимости // Студенческий меридиан. – 208. – №6. – С. 8-9.
  24. Исмуков, Н.Н. Без наркотиков. Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 384 с.
  25. Колесниченко, Г. Профилактика наркотизма в молодежной среде // Наркомат. – 2008. – №5. – С. 62-63.
  26. Колесов, Д.В. Наркомания: Сущность и социальные последствия // Политическое образование. – 1998. – №4. – С. 42-45.
  27. Комлев, Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик // Социс. – 2005. – 6. – С. 95-101.
  28. Коробкина, З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-192 с.
  29. Курек, Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 248 с.
  30. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов. – М.: Мир книги, 2001. – 384 с.
  31. Межведомственное обеспечение социального партнерства – основа успешной профилактики злоупотреблений ПАВ среди детей и молодежи Республики Хакасия: материалы респ. науч.-практ. Конференции / Министерство образования и науки РХ. – Абакан, 2007. – 52 с.
  32. Миронов, Р.Г. Наркомания – реальная угроза национальной безопасности / Р.Г. Миронов// Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №3. – С. 176-185.
  33. Наркомания – дело не личное: метод. пособие / Авт.-сост.: Л.В. Еремеева, Р.И. Журавель, Л.Ф. Шандакова. – Абакан: Центр мед. профилактики, 2004. – 75 с.
  34. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 254 с.
  35. Наркомания: Тонкости, хитрости и секреты. – М.: ЗАО «Новый издательский дом», 2004. – 352 с.
  36. Наркомания в России: угроза нации. Совет по внешней и оборонной политике РФ [Электронный ресурс] – URL: http://www/narkotiki.ru/mission.htm (дата обращения 10.09.12)
  37. Носова, Е. Предупреждение подростковой наркотизации // Воспитание школьников. – 2008. – №7. – С. 61-67.
  38. Подобед, С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей // Воспитание школьников – 2007. – №1. – С. 91-94.
  39. Попов, В.А. Правовые и педагогические вопросы профилактики наркомании и токсикомании учащейся молодежи. – М.: Знание, 1987. – 133 с.
  40. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 264 с.
  41. Проблемы теории и практики противодействия наркотизации молодежи: материалы вторых антинаркотических чтений профессорско-преподават. состава вузов Самарской области. – Самара: [Издательство СГУ], 2006. – 208 с.
  42. Проценко, Е.Н. Наркотики и наркомания. – М.: Издательство «Информ-12«, 1999. – 112 с.
  43. Прусс, М.С.,и др.. Как избавится от наркотической зависимости / М.С. Прусс, Л.Л. Кельин, Ю.Л Мучник, В.М. Володин. – СПб.: Нева, 2002. – 186 с.
  44. Пряткина, А. Андрей Ведерников: «Наркомания – это айсберг!» // Хакасия. – 2005. – 26 января. – С. 3.
  45. Пузыревская, Н.П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. – 2001. – №7. – С. 23-24
  46. Реутов, Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социс. – 2004. – №1. – С. 86-91.
  47. Романова, Л. Приоритетные направления в профилактике распространения наркотиков // Уголовное право. – 2005. – №2. – С. 104-106.
  48. Савина, М.С. Наркомания и пути ее профилактики // Профессиональное образование. – 2008. – №4. – С. 16-17.
  49. Сергеев А.Н., Современная наркоситуация в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотребления ими [Электронный ресурс] – URL: http://www.narcom.ru (дата обращения 08.09.12)
  50. Сирота, Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А Сирота, В.М Ялтонский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
  51. Татура, Ю. Наркомания среди подростков / Ю. Татура // http://www.narcom.ru/
  52. Удар по «кайфу»: сборник сценариев и методических материалов, посвященных профилактике наркомании, курения и СПИДа / сост. М.В. Бродская. – М.: ИМХО, 2005. – 116 с.
  53. Ураков, Г.А. Наркомания: мифы и действительность. – М.: Медицина, 1990. – 198 с.
  54. Шабалин, В.В. Зависимое поведение школьников: психологическое консультирование школьников и их родителей по проблеме зависимого поведения. – М.: МедПресса, 2001. – 176 с.
  55. Шипицына, Л.М., Казакова Е.И. Школа без наркотиков. – СПб.: Образование – культура, 2002. – 212 с.
  56. Шпаков, А.Н. Справочник для родителей и детей. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. Происхождение, распознавание, лечение, профилактика. – М.: Зенит, 2000. – 368 с.
  57. Щербакова, Е.М. Нарконашествие в России. О чем говорит статистика // Социс. – 2004. – №1. – С. 70-75.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение А

Страна

Употребление

Приобретение  и хранение без цели сбыта (для личного пользования)

Иные формы  хранения

Сбыт наркотиков для личного потребления

Иные формы сбыта

Германия

По закону не преследуется

От 1 года до 4 лет лишения  свободы

От 1 года до до 15 лет лишения  свободы (при большом количестве наркотиков)

От 1 года до 4 лет; от 1 года до 15 лет лишения свободы при  отягчающих обстоятельствах

От 1 года до 4 лет; от 1 года до 15 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах

Бельгия

Коллективное употребление: от 3 месяцев до 5 лет лишения свободы

Приравнивается к сбыту  наркотиков

От 3 месяцев до 5 лет  лишения свободы

От 3 до 5 лет; от 10 лет до 20 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах

От 3 месяцев до 5 лет  лишения свободы

Дания

По закону не преследуется

Приравнивается к сбыту  наркотиков

До 2 лет лишения свободы

До 2 лет лишения свободы; до 10 лет при отягчающих обстоятельствах

До 2 лет лишения свободы; до 10 лет при отягчающих обстоятельствах

Франция

От 2 месяцев до 1 года лишения свободы

Приравнивается к сбыту  наркотиков

От 2 до 10 лет лишения  свободы

От 1 года до 5 лет лишения  свободы

От 10 до 20 лет лишения  свободы; при отягчающих обстоятельствах – 30 лет

Греция

По закону не преследуется

По отношению к лицам, не страдающим наркоманией – лишение  свободы на срок от 2 до 5 лет; по отношению  к наркоманам – принудительное лечение

От 5 до 20 лет лишения  свободы

От 5 до 20 лет; при отягчающих обстоятельствах – пожизненное заключение

От 5 до 20 лет; при отягчающих обстоятельствах – пожизненное  заключение

Люксем-бург

Единоличное: от 3 месяцев  до 1 года; коллективное: от 1 года до 5 лет  лишении свободы

До 5 лет лишения свободы

От 1 года до 5 лет лишения свободы

От 6 до 12 лет лишения  свободы

От 12 до 18 лет лишения  свободы

Португа-лия

До 3 месяцев лишения  свободы

До 3 месяцев лишения  свободы

От 1 года до 4 лет лишения  свободы

   

 

 

Приложение Б
Примеры профилактических программ

Проект “STAR”

Это универсальная антинаркотическая профилактическая программа, которая направлена на все слои населения общины и содержит обширную школьную программу, программу для родителей, вовлекает средства массовой информации и органы самоуправления, предполагает изменения в политике здравоохранения:

  • Входящий в STAR курс для средних классов школы представляет собой программу общественного влияния (social influence), состоящую из проводимых на протяжении 2-х лет занятий в классах, осуществляемых специально подготовленными учителями.
  • Средства массовой информации используются для освещения, усиления и помощи развитию проекта.
  • В рамках компонента программы для родителей последние выполняют со своими детьми специальные домашние задания, обучаются навыкам общения в семье и участвуют в мероприятиях проекта, проводимых в масштабе общины.
  • Органы самоуправления общины являются основным формальным центром, организующим и контролирующим все мероприятия проекта.
  • Изменения в политике здравоохранения являются задачей органов самоуправления; их цель – разрабатывать и применять политику и законы по отношению к алкоголю, табаку и другим наркотикам. Также они могут касаться других местных законов, например, учреждения зон (или мест), где запрещено употреблять психоактивные вещества (включая алкоголь и табак), и контроля за этими зонами.

Результаты исследований по этому проекту показали положительный долгосрочный эффект: участвовавшие в программе учащиеся старших классов, результаты по которым оценивались в выпускном классе, значительно меньше употребляли марихуану (примерно на 30% меньше), алкоголь (на 20% меньше) и курили (на 25% меньше), чем учащиеся в школах, которые не использовали программу. В результате исследований было установлено, что наиболее важным повлиявшим на результаты фактором было растущее среди их друзей неприятие употребления наркотиков.

Программа по тренингу жизненных навыков

Универсальная школьная программа по тренингу жизненных навыков нацелена на широкий спектр факторов риска и защитных факторов и реализуется путем обучения комбинации общих личностных и социальных умений, способности сопротивляться употреблению наркотиков и общеобразовательной программы обучения. Программа состоит из трехлетнего профилактического курса, направленного на учащихся средних и старших классов. Она предполагает 15 учебных сессий в течение первого года, 10 закрепляющих в течение второго года, и 5 – в течение третьего. Программа по тренингу жизненных навыков состоит из трех главных областей: умению сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества, умению организовывать свою жизнь и общим социальным умениям.

Информация о работе Опыт наркологии за рубежом