Опыт наркологии за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты являются одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания – таковы основные характерные признаки постсоветского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, «стратегия успешности» значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколени

Содержание

Введение 3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема 7
1.1. Исторический аспект проблемы наркотиков и наркомании 7
1.2. Наркотическая ситуация за рубежом 16
Глава. 2 Зарубежный опыт социальной работы в наркологии 23
2.2. Система организации социальной работы в сфере наркологии за рубежом 23
2.3. Международный опыт действующих профилактических программ 28
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курс ХГУ СПиП Опыт наркологии за рубежом.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)
Продолжение приложения Б

Компонент по умению сопротивляться предложениям употреблять наркотики и рекламе наркотиков предоставляет информацию о провоцирующих употребление наркотиков социальных факторах. Он содержит материалы, разработанные для:

  • улучшения распознавания побуждающего к употреблению наркотиков давления со стороны социального окружения;
  • исправления неверного представления о “поголовном” употреблении психоактивных веществ в обществе;
  • популяризации общественных антинаркотических норм;
  • обучения знаниям о профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
  • обучения навыкам сопротивления наркотикам.

Компонент по умению организовывать свою жизнь обеспечивает обучение умению быть независимым и управлять своим состоянием и развивает чувство самоконтроля. Он включает в себя обучение навыкам преодоления трудностей и выработки решений, критическому мышлению для сопротивления влиянию сверстников и средств массовой информации, самоконтролю и самоуважению (что включает правильную самооценку, определение целей, навыки саморефлексии и самоподдержки), и адаптированные копинг-стратегии по умению справляться с гневом и стрессами.

Компонент по общим социальным навыкам увеличивает социальную компетентность учащихся наряду с общими социальными умениями (эффективно взаимодействовать, преодолевать стеснительность, знакомиться с новыми людьми и развивать здоровую дружбу). Обучение этим способностям проходит путем сочетания различных наставлений, наглядных примеров, обсуждения успехов и ошибок обучаемых, закрепления материала, ролевых игр и использования разнообразных домашних заданий.

Программа тренинга жизненных навыков широко изучается последние 16 лет. Результаты показывают, что этот подход в области профилактических мер может привести к 59-75% снижению уровня употребления табака, алкоголя и марихуаны относительно контрольных групп. Повторные закрепляющие курсы могут помочь эффекту внедрения программы. Данные долговременного наблюдения за выпускниками программы, собранные по различным источникам и охватывающие около 6.000 учащихся 56 школ, показали значительное снижение уровня курения, употребления алкоголя и марихуаны через 6 лет после ее внедрения. Курение табака, марихуаны и употребление алкоголя участвовавшими в программе учащимися было на 44% ниже, чем в контрольной группе, а регулярное (еженедельное) употребление различных психоактивных веществ было на 66% ниже.

Хотя ранние исследования по программе тренинга жизненных  навыков проводились среди белого населения, несколько недавних работ  показали, что она также эффективна для молодежи национальных меньшинств в городах. Данная программа также эффективна, если применяются различные учебные расписания и персонал проекта работает с разной интенсивностью. Наконец, результаты оценок показывают, что данная профилактическая программа работает независимо от того, внедряют ли программу взрослые или ее ведут подростки среди ровесников.

 

Продолжение приложения Б

Эксперимент по противоалкогольным профилактическим мерам среди подростков (Adolescent Alcohol Prevention Trial, ААРТ)

Это универсальная школьная программа для 5 класса, с закрепляющим курсом в 7 классе. Она включает две основные стратегии. Обучение навыкам сопротивления рассчитано таким образом, чтобы привить детям социальные и поведенческие навыки, которые помогут им отказывать в случаях явного предложения наркотиков и алкоголя. Нормативный курс специально разработан для борьбы с влиянием пассивного социального давления и эффекта социального моделирования. Он сфокусирован на исправление ошибочных представлений о преобладании злоупотребляющих алкоголем и наркотиками в обществе и “естественности” злоупотребления психоактивными веществами и на введение консервативных групповых норм.

В процессе исследования учащиеся получали либо только информацию о последствиях употребления наркотиков, либо только нормативное образование, либо тренинг сопротивления употреблению наркотиков в сочетании с нормативным образованием. Результаты показали, что сочетание тренинга сопротивления употреблению наркотиков и нормативного образования предотвращали употребление наркотиков; один тренинг сопротивления употреблению наркотиков был не вполне успешным.

Сиэттлский  проект социального развития

Это универсальная школьная воспитательная программа для первых-шестых классов. Направлена на уменьшение риска  совершения проступков и употребления наркотиков для детей через усиление защитных факторов. Многокомпонентный процесс обучает педагогов начальной школы использовать активное управление классом, интерактивные обучающие стратегии и совместное обучение в своих классах.

В то время как дети переходят из класса в класс, родителям предлагается тренинговый курс “Как помочь вашему ребенку успевать в школе”, программа тренинга навыков ведения семейных дел “Общайтесь с ними, когда они в хорошем расположения духа” и программа “Подготовимся к годам без наркотиков”. Программы направлены на улучшение умений, возможностей и поощрений в процессе социально-полезного вовлечения детей в школьные и семейные мероприятия и укрепление связей со школой и семьей и приобщение к нормам, предполагающим отказ от наркотиков.

Длительное изучение результатов показало, что обучавшиеся  в программе показывают положительные  результаты: снижение антисоциального  поведения; улучшение академической  успеваемости; большую степень приверженности школе; снижение уровня отчужденности; более крепкие связи с теми, кто ведет просоциальный образ жизни; улучшение поведения в школе и уменьшение количества случаев употребления наркотиков.

Проект “Семья”

Проект “Семья” представляет собой серию взаимосвязанных  экспериментов, имеющих следующие цели: (1) увеличение общей осведомленности семьи и молодежи, для чего производится обучение с последующей проверкой положительных изменений в семьях; (2) изучение факторов, влияющих на участие родителей в семейных программах; и (3) проведение широких исследований по определению потребностей семей и общин в штате Айова. Профилактической частью проекта “Семья” являются “Подготовка к годам без наркотиков” (PDFY), разработанная в университете штата Вашингтон, и “Программа укрепления семей штата Айова” (ISFP) – модернизированная программа укрепления семей

Продолжение приложения Б

университета штата  Юта, которая будет рассмотрена  ниже. Программа PDFY имеет пять учебных  курсов для родителей; один из этих курсов родители и подростки посещают вместе. Программа ISFP состоит из семи курсов, все они предназначены для совместного изучения детьми и их родителями. Служба расширения совместной деятельности университета штата Айова оказывала помощь в применении и последующей оценке обеих программ; она также адаптировала для коренного населения Америки методы, используемые в проектах.

Сравнение обеих программ с контрольной группой семей  показало их положительное влияние  на родительские навыки воспитания детей (например, по воспитанию в повседневных условиях, по умению наблюдать за поведением ребенка, по привитию дисциплины) и на улучшение помощи родителей и детей друг другу. В дополнение к вышесказанному, недавняя оценка результатов программы ISFP через год после применения показывает усиление сопротивления молодежи побуждающему к употреблению алкоголя давлению сверстников, снижение контакта с асоциально ведущими себя сверстниками, и уменьшение проблемного поведения. Важно, что оценка результатов эксперимента демонстрирует непосредственную связь позитивных “родительских” результатов со снижением проблемного поведения детей. Результаты исследований помогают понять, что использование семейных программ в сочетании со школьными является более успешным, чем применение только школьных программ.

Вторая часть экспериментального проекта была посвящена изучению наиболее эффективных путей вовлечения семей в участие в программе. Результаты подчеркивают важность нескольких практических способов привлечения и удержания в программе, таких как гибкость расписания, максимально малое время занятий в начале программы, взаимодействие с родителями подростков и различные поощрения (например, развлечения, бесплатное питание и уход за маленькими детьми тех родителей, которые не могут оставить их на время занятий в программе).

Исследования в масштабах штата определили выраженность в тех или иных случаях факторов риска, защитных факторов и проблем, связанных с употреблением различных препаратов. Результаты были учтены для целей планирования здравоохранения.

Программа “Семья – в центре внимания”

Являясь выборочной программой для находящихся на лечении метадоном родителей и их детей, она имеет основной целью снижение использования запрещенных законом препаратов путем обучения предупреждению и предотвращению рецидива употребления наркотиков. Также родителей обучают, как лучше вести семейные дела. Обучение родителей состоит из 5-часового занятия отдельно от семей и из 35 полуторачасовых совместных тренингов для родителей. Дети посещают 12 занятий в рамках курса развития соответствующих навыков вместе со своими родителями.

Темы курса включают укрепление семьи, профилактику рецидива употребления наркотиков, общение в  семье, управление семейными делами, формирование четких семейных принципов  относительно употребления алкоголя и  других психоактивных веществ, обучение детей различным навыкам (как, например, преодоление трудностей и сопротивление предложениям употреблять наркотики), а также помощь детям в улучшении успеваемости.

Продолжение приложения Б

Недавно полученные результаты показывают, что наблюдается значительное снижение употребления наркотиков родителями и улучшение родительских умений по сравнению с контрольными группами; воздействие программы на детей, однако, еще не было изучено.


Информация о работе Опыт наркологии за рубежом