Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.

Содержание

Введение
Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта
Выводы по главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего дошкольного возраста
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте
§3. Результаты педагогического опыта
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опыт реализации декоративно-пркладного творчества в старшем дошкольном возрасте.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества  в старшем дошкольном возрасте.

§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества  в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели

§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества  в старшем дошкольном возрасте.

§3. Глоссарий рассматриваемого опыта

Выводы по главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего дошкольного возраста

§1. Содержание практического опыта

§2. Технологии и методики, используемые в опыте

§3. Результаты педагогического опыта

Выводы по главе

Заключение

§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта

§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

Введение

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души. Интерьер жилых помещений постоянно изменяется, приобретая строгость линий и прямоугольных форм. Поэтому, украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным.

До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей. Увлекаясь народными росписями, воспитатели исключают большой раздел работы по декоративному искусству, связанный с созданием композиции, свободно заполняющей плоскость листа.

Именно поэтому выбрана тема " Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в младшем дошкольном возрасте ".

Объектом исследования является декоративное детское творчество в целом, а предметом выступает сам процесс его развития.

Целью работы является выявление педагогических условий развития детского декоративного творчества.

Гипотеза исследования - это предположение о том, что для успешного развития детского декоративного творчества необходимо создать следующие условия:

- сочетать знакомство  с традиционными народными росписями  с выполнением симметричных и  асимметричных композиций на  разных формах;

- спланировать серию  творческих заданий, направленных  на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на  плоскости листа;

- придать творческим  заданиям игровой характер.

Задачи исследования:

1. Изучить имеющуюся  литературу по проблеме развития  детского декоративного творчества;

2. Проанализировать имеющиеся  диагностики адаптировать их  в соответствии с целями своего  исследования.

3. Разработать диагностику  по определению уровня развития  детского декоративного творчества  и апробировать её;

4. Разработать серию  творческих заданий и апробировать  их в соответствии с целями  своего исследования.

Методами исследования  выбраны анализ искусствоведческой, педагогической и художественной литературы; наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической обработки результатов исследования, анализ детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества  в старшем дошкольном возрасте.

§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества  в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели.

Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство знакомит детей с культурой своего народа и народов мира, воспитывает патриотические чувства, уважение к труду людей, создавших эти произведения: способствует развитию чувства прекрасного, композиции, цвета, формирует технические навыки.

Декоративно-прикладное искусство - это вид декоративного искусства, призванный украшать повседневную жизнь, быт в соответствии с требованиями человека. Классифицируется по используемому материалу (металл, керамика, дерево и т.д.) и по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка и т.д.). По своему происхождению оно - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие. По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Формообразование каждой вещи определяется ее прикладным, то есть чисто практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в "работе" нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывают у человека положительные эмоции, чувство признательности вещи и ее творцу. Создатель полезной вещи стремится наделить ее эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, то есть украшением формы и ее поверхностей с помощью специальной художественной обработки. Эстетические качества материала, цвето-пластические свойства формы и другие внешние признаки вызывают в памяти чувственные образы пережитых явлений действительности, вовлекают вещь в окружающую ее природную и общественную среду, связывая ее с предметным миром, возбуждая этими связями у человека гамму разнообразных чувств. Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой.

Вещь становится "чувственно представшей перед нами человеческой психологией". Созданная руками умельца, она несет на себе отпечаток многогранной человеческой личности, ее материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека - с созданием художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время эту область все чаще относят к дизайну. Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном и архитектурой, эстетически ее обогащает, является источником эстетического воспитания.

Декоративная работа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т.п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала - освоением его декоративно-пластических возможностей.

К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.

Сюжетное изображение - это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое-то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь.

Символическое изображение - это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например пятиконечной звезды, или в виде монограммы - сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория - иносказание.

Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы - листочки, цветы, насекомых птиц (зооморфный и растительный) - с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры (геометрические).

Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа "нарисовала" чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность и строгую соподчиненность всех элементов. Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился использовать закономерности, лежащие в ее основе, и создавал новые орнаментальные формы, чтобы ими украсить вещи и свой быт.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Такую компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим поворотом создает орнамент, называют декоративным звеном.

По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Каждый из этих видов используется в соответствии с назначением украшаемой вещи. Например, коробку для конфет украшают растительным цветочным орнаментом, но шкатулку для хранения боевых орденов - символическим орнаментом, который может быть составлен из элементов, изображающих знамена, звезды, лавровые и дубовые ветки - символы славы и твердости. Чаще всего украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутой, ленточной и сетчатой.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение.

Замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или ее покой.

По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения - эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных симметричных орнаментов. Наиболее распространенные из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса.

Асимметричный ленточный орнамент строится путем свободного ритмического повтора.

Данные композиционные схемы позволяют получить орнаменты с разными статикодинамическими качествами, что помогает выразить различные состояния и отношения. Он выделяет край предмета или его конструктивно важные части, расчленяет предмет на составные части, располагаясь на границах этих частей, утяжеляет предмет, располагаясь снизу, что придает предмету завершенность и устойчивость.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое.

В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограммическая система узлов, определяющая расположен е декоративных элементов.

Совершенство формы часто настолько полно выражает красоту предмета, что он не нуждается в декоре. Если же возникает необходимость в усилении эстетического воздействия предмета, то решают, что декорировать (всю форму или какой-то ее элемент) и как декорировать.

Таким образом, декоративно - прикладное искусство это искусство народное, оно берет свое начало в природе, несет в себе функцию украшения окружающего мира. Главным средством декоративно - прикладного искусства является узор, орнамент. Орнамент бывает сетчатый, ленточный, замкнутый, может нести в себе какой - то сюжет или символ.

Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности и в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения, но дизайн несет в себе современный орнамент на базе народного.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества  в старшем дошкольном возрасте.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящего за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания». Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление, - но в это же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Позднее в 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ рекомендованных государственными органами управления образованием В настоящее время опубликованы всевозможные программы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно - педагогических комплексов. Все эти программы показываю разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.При изучении различных образовательных программ для дошкольного учреждения выделены два вида программ: комплексные и парциальные. Для анализа и сравнения выбраны

Информация о работе Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте