Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.

Содержание

Введение
Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта
Выводы по главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего дошкольного возраста
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте
§3. Результаты педагогического опыта
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опыт реализации декоративно-пркладного творчества в старшем дошкольном возрасте.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Цветовая гармония.

1балл - не задумывается  о цветовых сочетаниях, выбирая

произвольные локальные цвета, которые нравятся ребёнку

(практически полная  дисгармония);

2 балла - частично передаёт  цветовую согласованность, но использует

большое количество цветов, внося этим некоторую

дисгармонию;

3 балла - передаёт гармонию 3-4х цветов по контрасту или  аналогии,

использует оттенки цветов.

Ритм и равновесие:

1 балл - не задумывается  над повтором и чередованием  цветов и

элементов, располагая их произвольно, хаотически, отсутствует цветовая связь в разных частях композиции, приводящая к нарушению равновесия;

2 балла - а) допускает  существенные ошибки в чередовании  цветов и элементов в симметричной  композиции;

б) допускает существенные ошибки в уравновешивании композиции, свободно располагающейся на плоскости

по количеству цвета, элементов, форме, размеру, частично отсутствует связь цветов и элементов в композиции;

3 балла - а) строго повторяет  и чередует цвета и элементы, что

обеспечивает равновесие симметричной композиции;

б) уравновешивает асимметричную композицию во

всех её частях по количеству цвета, элементов, их форме и

размеру; допускает 1-2 ошибки при выполнении.

Оригинальность замысла.

1 балл - использует только  традиционные элементы и цвет  в

соответствии с усвоенными шаблонами

2 балла - экспериментирует  либо с цветами, либо с элементами,

использует в основном традиционные элементы, но

придумывает различные их сочетания и комбинации;

3 балла - экспериментирует  с цветами и элементами (придумывает

свои элементы и сочетает их с традиционными, оригинально

комбинирует известные, использует фантастический цвет,

не соответствующий цвету реального предмета)

Уровень развития декоративного творчества мы определяли следующим образом. Если ребёнок набрал:

10-12 баллов - высокий уровень;

6-9 баллов - средний уровень;

4-5 баллов - низкий уровень  развития.

Диагностика проводилась 16 ноября 2012 года. Данные диагностического исследования мы занесли в протокол (приложение 1.)

Анализируя работы детей, мы заметили, что дети использовали, в основном, простые закрытые композиционные схемы, пользуясь фактически только симметрией. В цветовом решении дети в основном предпочитали использовать их многообразие, некоторые использовали фантастические цвета в своих работах. Работы ритмичны, дети допускали ошибки в уравновешивании композиции. Оригинальность работ весьма разнообразна, здесь наблюдается большой разбор в уровнях. Низкий уровень развития умений в выборе композиционных схем и цветовом решении (20%).

Подведя итоги, можно сказать, что 20% детей находится уже на высоком уровне, 80% на среднем. Низкого уровня у детей не обнаружено.

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Технологии и методики, используемые в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.

 

Формирующий эксперимент проводился с 20 ноября по 21 декабря 2012года. В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.

Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели.

Мы остановили свой выбор на организации кружкой работы, где дети создавали оригинальные работы. Мы старались в каждом занятии использовать игровую мотивацию для поддержания интереса и высокого уровня работоспособности у детей. Работа строилась на основе создания, в основном, асимметричных композиций, поэтому мы в работе с симметричной композицией ограничились занятием по истории создания орнамента: его источниках, функциях, практической значимости и процессе стилизации.

Вторым условием выступило создание блока творческих заданий.

Блок включает в себя восемь занятий:

"История возникновения  орнамента".

"Колпак фокусника".

3 - 4. "Коллаж "Сюжетная  композиция".

5 - 6. "Коллаж "Натюрморт".

7. "Передай настроение  героя".

8. "Буквицы".

На выполнение работ в технике коллажа нам потребовалось по два занятия на тему, потому что у детей был слабо сформирован навык вырезания, поэтому много времени они расходовали на подготовку материала к своей композиции.

В процессе составления блока заданий мы использовали задания обучающего и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий. Но обучающие задания тоже несли в себе творческий характер, следовательно, не было заданий, направленных только на обучение. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа.

Занятия образовательного уровня мы использовали с целью ознакомления с орнаментом, обучения способам построения асимметричной декоративной композиции, потому что в творческих заданиях требовались знания основных понятий и определённых способов построения композиции, свободно располагающейся на плоскости. Творческий уровень проявлялся с самого начала наших занятий: сначала мы работали с готовым материалом, выполняя коллаж, выбирая самостоятельно элементы композиции, подбирая форму, компонуя элементы на форме и подбирая, по возможности, цветовую гармонию. На последующих занятиях дети уже работали, придумывая собственный сюжет и закрепляя полученные навыки работы, то есть дети создавали свою собственную композицию с учётом формы, размера и цвета элементов, правил уравновешивания композиции и учётом формы листа. И, наконец, детям было предложено работать в цвете, передавая сначала настроение, характер героев сказки, а затем оживляя знакомые им буквы. Дети старались соблюдать цветовую гармонию, размер и форму цветового пятна, правильно и красиво располагать элементы на свободной плоскости листа. В процессе освоения детьми асимметричной композиции у них возникали некоторые трудности, связанные с её уравновешиванием. Проблемы, связанные с цветовой гармонией, возникали чаще, поскольку не все дети чувствовали цвет, не имели представлений о цветовых сочетаниях. Кроме того, детям трудно было придерживаться стилевого единства, поскольку знания об этой стороне декоративно - прикладного искусства у них не имелись.

Обучающий уровень тоже носил творческий характер, поскольку во время обучения дети выполняли различные творческие задания, направленные на развитие композиционных навыков: они составляли узор из предложенных форм, распределяли симметричную и асимметричную композицию, соблюдая определённый вид ритма.

Третье условие заключается в игровом характере выполняемых творческих заданий. Составляя задания, мы старались придать им игровой характер разными средствами - чтение сказок для передачи настроения героя в цвете, шутливые занятия по оживлению буквиц, игры на составление узора, фокусы для задания по изготовлению колпаков фокусников. Минусом этого задания было то, что колпаки были плоскостными, а не объёмными, которые можно было бы надеть на голову. Данные приёмы поддерживали интерес к работе, прекрасно мотивировали предстоящую деятельность, благодаря им нам удалось развить у детей чувство стилевого единства (приложение 3, "Натюрморт с характером"), цветовую гармонию (приложение 3, "Сюжетная композиция"), умение уравновесить асимметричную композицию (приложение 3, "Буквицы").

На основании всех вышеперечисленных условий мы делаем вывод: условия для развития творчества детей создавались нами при выполнении каждого задания и обеспечивались за счёт предоставления детям права выбора формата, цвета, формы, размера элементов, способов уравновешивания композиции, осуществляя данную деятельность в игровой форме, что обеспечивало устойчивый интерес и стремление к деятельности.

 

 

 

§3.Результаты педагогического опыта.

Задача: определить итоговый уровень развития детского декоративного творчества.

В эксперименте принимали участие те же дети экспериментальной группы. Диагностика была проведена 18декабря 2012 года. Данные диагностики занесены в протокол (приложение 2).

Из протокола видно, что в экспериментальной группе после проведения цикла занятий у детей преобладает высокий и средний уровень развития декоративного творчества. На высоком уровне у нас находится 80% детей, на среднем 20%.

После поведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе 80% детей стали умело пользоваться как симметричной, так и асимметричной композициями, стремились передать стилевое единство, старались уравновешивать асимметричную композицию по цвету, форме и размеру цветовых пятен, старались передавать цветовую гармонию, строго повторять и чередовать элементы, экспериментировать с цветами и элементами. Развивалось творческое мышление детей, потому что на занятиях по рисованию дети стремились использовать полученные знания и умения.

Заключение

Данные констатирующего и итогового эксперимента занесены нами в протоколы, что способствует более наглядной демонстрации развития детей в области декоративной композиции. Анализ данных демонстрирует нам положительную динамику развития. Таким образом, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития возросло с 20% до 80%, причём в выборе композиционной схемы высокого уровня не было, а возрос до 40%, в цветовой гармонии остались на изначальном уровне, ритм и цветовое равновесие на 40%, оригинальность с 40% до 80%. Кроме того, большой плюс ещё и в том, что низкого уровня в умении использовать разные свойства декоративной композиции в итоговом эксперименте не наблюдалось не у кого из детей экспериментальной группы.

Следовательно, наша гипотеза о том, что при соблюдении определённых условий, а именно сочетание традиционных видов росписей и построений симметричной и асимметричной композиций на разных формах, планировании серии творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа и придании творческим заданиям игровой характер, подтвердилась на практике.

В результате нашей работы дети свободно располагали на любой форме и уравновешивали орнамент, используя как симметричную, так и асимметричную виды композиций, используя соответствующий вид ритма (приложение 3, "Сюжетная композиция", "Буквицы").

Таким образом, подводя итоги проведённой нами работы, мы можем сказать о том, что цель, поставленная нами в начале исследования, была достигнута: мы выделили ряд условий, способствующих развитию детского творчества средствами декоративной композиции. Были успешно решены задачи: мы изучили методическую литературу к теме, проанализировали и адаптировали имеющиеся диагностики, разработали свою и создали серию творческих заданий по развитию композиционных умений.

Пользуясь выбранными методами исследования, мы создали диагностику уровня развития детского декоративного творчества, что является практической значимостью работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2006. - 208 с.: ил.

2.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.: ил.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.: ил.

Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 томах. Т.2. - СПб.: ЛИТА, 2000. - 848 с.: ил.

Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 томах. Т.3. - СПб.: ЛИТА, 2000. - 848 с.: ил.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1997. - 272 с.

Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.: ил.

 

. Декоративно-прикладное  искусство-library.fentu.ru

Детство: Програма развития и воспитания детей в детском саду. / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Издательство "Акцидент", 1995. - 288 с.

9. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006. - 192с.: ил.

10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 - 6 лет по программе "Радуга". - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.: ил.

11. Казакова Т.Г. Занятия  с дошкольниками по изобразительной  деятельности: Книга для воспитателей  детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1996. - 159 с.: ил.

12. Казакова Т.Г. Развивайте  у дошкольников творчество: Пособие  для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.: ил.

13. Казакова Т.Г. Теория  и методика развития детского  изобразительного творчества: Учебное  пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям "Дошкольная  педагогика и психология", "Педагогика  и методика дошкольного образования"/Т.Г. Казакова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.: ил.

14. Комарова Т.С. Детское  изобразительное творчество: что  под этим следует понимать? // Дошкольное  воспитание. - 2005. - № 2. - С.80-86.

15. Комарова Т.С. Дошкольный  возраст: проблемы развития художественно-творческих  способностей // дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С.65-67.

16. Комарова Т.С. Занятия  по изобразительной деятельности  в детском саду: Пособие для  воспитателей. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.: ил.

17. Косминская В.Б., Васильева  Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.: ил.

18. Костерин Н.П. Учебное  рисование: Учебное пособие для  учащихся педагогических училищ  по специальности "Дошкольное  воспитание". - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.: ил.

19. Кошелев В.М. Художественный  и ручной труд в детском  саду: Книга для воспитателей  детского сада и родителей / В.М. Кошелев. - М.: Просвещение, 2002. - 48 с.: ил.

20. Методические советы  к программе "Детство". - СПб.: "Детство - Пресс", 2004. - 304 с.: ил.

21. Методика обучения  изобразительной деятельности и  конструированию: Учебное пособие  для учащихся педагогических  училищ по специальности "Дошкольное  воспитание"/Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др.; Под ред.Т. С Комаровой. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.: ил.

22. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. - М.: Вече, 2000. - 624 с.

23. Пантелеева Л.В., Каменов  Е., Станоевич-Кастори М. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.: ил.

24. Популярная художественная  энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное  искусство. /Гл. ред.В.М. Полевой. - М.: Большая  российская энциклопедия.

25. Популярный энциклопедический  словарь. - М.: Большая российская  энциклопедия, 2001. - 1583 с.: ил.

Информация о работе Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте