Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.

Содержание

Введение
Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта
Выводы по главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего дошкольного возраста
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте
§3. Результаты педагогического опыта
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опыт реализации декоративно-пркладного творчества в старшем дошкольном возрасте.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

26. Ростовцев Н.Н., Терентьев  А.Е. Развитие творческих способностей  на занятиях рисованием: Учебное  пособие для студентов художественно-графических  факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.: ил.

27. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1973. - 208 с.: ил.

28. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.: ил.

29. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - 213 с.: ил.

30. Современный словарь-справочник  по искусству/Науч. ред.А. А. Мелик-Патаев. - М.: Олимп: ООО "Издательство АСТ", 2000. - 816 с.

31. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство: Учебник для учащихся 5 - 8 классов. В 4 частях. Ч.3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1999. - 80 с.: ил.

32. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство: Учебник для учащихся 5 - 8 классов. В 4 частях. Ч.4. Краткий словарь  художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1999. - 80 с.: ил.

33. Соловьев С.А. Декоративное  оформление: Учебное пособие для  учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.: ил.

34. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.

35. Тихонова О. Декоративное  рисование в детском саду // Дошкольное  воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.

36. Усова А.П. Русское  народное творчество в детском  саду: Книга для воспитателей  детских садов. - М.: Государственное  учебно-педагогическое издательство  министерства просвещения РСФСР, 1961. - 79 с.

37. Урадовских Г. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.2-11.

38. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.: ил.

39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 144 с.: ил.

40. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 160 с.: ил.

41. Декоративно-прикладное  искусство-library.fentu.ru

42. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.: ил.

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Протокол № 1. Констатирующий эксперимент

Список детей

Выбор композиционной

схемы

Цветовая

гармония

Ритм и равновесия

Оригиналь-

ность

Количество

баллов

Уровень

баллов

Андриянова

Наташа

2

2

3

2

9

средний

Кузахметов

Руслан

2

3

2

1

8

средний

Платонова

катя

2

1

2

1

6

средний

Лисин

Вова

1

1

1

3

6

средний

Сайфуллина

Эльвира

2

2

3

3

10

высокий


 

Итог по уровням в %

 

С - 80%

Н - 20%

В - 20%

С - 40%

Н-40%

В - 40%

С - 40%

Н - 20%

В - 40%

С - 20%

Н - 40%

 

В-20%

С-

Н-80%

 
               



 

 

 

 

Протокол №2. Итоговый эксперимент

Список детей

Выбор композиционной

схемы

Цветовая

гармония

Ритм и равновесия

Оригиналь-

ность

Количество

баллов

Уровень

баллов

Андриянова

Наташа

2

2

3

3

10

высокий

Кузахметов

Руслан

3

3

2

2

10

высокий

Платонова

катя

2

2

3

2

9

средний

Лисин

Вова

2

2

3

3

10

высокий

Сайфуллина

Эльвира

3

3

3

3

12

высокий


 
               
               
               
               
               
               

Итог по уровням в %

В-40%

С - 60%

Н -

В - 20%

С - 80%

Н -

В - 80%

С - 20%

Н -

В - 80%

С - 20%

Н -

 

В-80%

С-20%

Н-

 
               



 

 

 

 

Условные обозначения:

В - высокий;

С - средний;

Н - низкий уровень.

Приложение 3

Занятие № 1.

"История возникновения  узора".

Задачи:

1. Познакомить детей  с историей возникновения узора, его эстетической и унитарной  функциями;

2. дать понятие предметной  стилизации;

3. сравнить узоры разных  народов, их зависимость о местоположения  страны, климатических условий и  быта людей;

4. закреплять понятия  орнамент, ритм, познакомить с разными  видами ритма;

5. закреплять понятия  симметрия, асимметрия, находить и  узнавать их на приметах;

6. продолжать воспитывать  чувство патриотизма, любовь к  природе своей страны;

7. развивать чувство  толерантности;

8. продолжать воспитывать  интерес к предметам декоративно-прикладного  искусства, вызывать желание заниматься  самим

созданием этих предметов.

Зрительный ряд: предметы декоративно - прикладного искусства - шкатулка, ложки, стаканы, доска разделочная, полотенце.

Ход занятия:

1. Рассматриваем декорированные  вещи.

Посмотрите, все эти вещи украшены определённым узором. Он называется орнамент. Подумайте, как эти цветы, листья, бабочки могли оказаться на этих предметах быта? Видите - вот живой мак, а это он на шкатулке. Значит, автор увидел красивый цветок и решил украсить им свою шкатулку, слегка изменив.

2. Значит, откуда всё  это появилось на предметах  быта?

Правильно, основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек можно увидеть чудесные узоры. Человек, любуясь этой красотой, перевоплощал это во всё новые и новые орнаменты, чтобы этими орнаментами украсить свои вещи и предметы быта.

Орнамент состоит из отдельных элементов. Элементы расположены в определённой последовательности, которая называется ритмом. Ритм может быть строгим (показ), и нестрогим (показ). Попробуйте разделить эти орнаменты на две группы. В одной орнамент со строгим ритмом, а в другой - с нестрогим. (Работа детей).

Молодцы. Знакомы ли в понятиями симметрия и асимметрия? Тогда напомните мне, что это такое. Хорошо, составьте мне орнамент, где элементы расположены симметрично. А теперь асимметрично. Молодцы.

Любой орнамент располагается только на каком - либо предмете. Без предметов он существовать не может, потому что человек придумал его для украшения своих предметов быта.

Посмотрите на этот орнамент. Что в нём необычного? Правильно, здесь необычные растения, птицы, потому что это японский орнамент. У них другие климатические условия, другое местоположение страны, а значит, другие растения, животные.

А вот орнамент народов Севера. Видите, его элементы тоже отличаются от привычных нам, потому что их климатические условия отличаются от наших. Угадайте, в каких условиях жили люди, создавшие этот орнамент? А этот?

3. Так для чего же  человек украшал предметы своего  быта?

А что же служило источником возникновения орнаментов?

Почему элементы орнаментов разных народов отличаются?

Занятие №2.

Тема: "Шапка фокусника".

Задачи:

1. закреплять умение  составлять бессюжетную декоративную  композицию из силуэтных форм  в соответствии со своей идеей;

2. дать представление  о способах уравновешивания асимметричной  композиции по цвету, количеству  и размеру элементов, их форме;

3. закрепить понятия  симметрия, асимметрия, ритм и его  виды;

4. продолжать воспитывать  интерес к декоративному искусству, стремление заниматься этим видом  искусства;

5. развивать коммуникативные  умения.

Зрительный ряд: фигуры из цветной бумаги разных цветов, размеров, форм.

Оборудование: вырезки, клей, ножницы, цветной картон.

Ход занятия:

1. Показываю фокус  с кубиком и платком.

Фокусники могут показать любой фокус. А как вы думаете, что им помогает выполнять эти фокусы? (Варианты детей)

Хорошо, а если всё - таки им помогает их волшебная шапка, какой формы она может быть?

Да, правильно, она может быть абсолютно любой формы, лишь бы была волшебной. А что же в ней необычного вы видели? (Варианты детей)

Конечно, они бывают необычной формы, необычного цвета.

Сегодня мы с вами превратимся в фокусников и изготовим для себя волшебные шапки. Эти шапки должны нам с вами помогать выполнять самые разные весёлые фокусы, чтобы зрителям, которые на нас будут смотреть, было приятно и весело.

Для этого мы с вами возьмём вырежем шапку и украсим её необычными весёлыми узорами, которые придумаем сами и вырежем из вот этих журналов.

Но и тут есть некоторые фокусы: для того, чтобы нас шапки хорошо смотрелись, мы должны украсить их правильно, в соответствии с правилами уравновешивания асимметричной композиции. (вспоминаем понятия асимметрия, симметрия, ритм).

Показываю 3 варианта выполненных шапок, 2 правильно, а один с ошибкой.

Выберите шапочки, которые вам больше нравятся?

А что в этой не нравится? Что хочется исправить?

Молодцы (показ следующей тройки).

Скажи мне, Таня, какие особенности мы должны будем учесть, когда буде украшать свою шапочку? (Подбирать по цвету, форме и размеру).

Правильно. В таком случае, приступаем к работе.

2. Работа детей. Индивидуальная  помощь, объяснения, вопросы, указания.

3. - Ну что ж, давайте  рассмотрим наши с вами работы.

Посмотрите, какой красивый колпачок получился у Тани - уравновешен и по цвету, и по форме и размеру элементов. У Максима цвет подвёл.

А что было трудно? Что понравилось?

Занятие № 3, 4.

Коллаж "Сюжетная аппликация".

Задачи:

1. Продолжать учить  строить сюжетную декоративную  композицию, уравновешивая её по  цвету, размеру, форме и количеству  элементов;

2. познакомить с понятием  сюжетно - композиционного центра  и некоторыми способами его  выделения;

3. закреплять знания  понятий симметрия, асимметрия, ритм;

4. придумать собственный  сюжет, подобрать материал для  выполнения работы в технике  коллажа;

5. продолжать развивать  замысел ребёнка;

6. продолжать воспитывать  интерес к предметам декоративно-прикладного  искусства, вызывать желание заниматься  самим созданием этих предметов.

Зрительный ряд: вариативные образцы коллажей, работ художников.

Оборудование: цветная бумага, журналы, клей, ножницы, альбомные листы.

Ход занятия:

1. - Ребята, вы знаете, что такое коллаж? Правильно, коллаж - это вклеивание деталей в общую композицию.

Напомните мне, что означают понятия симметрия, асимметрия, ритм, орнамент.

Молодцы, а помните ли вы варианты уравновешивания асимметричной композиции?? (напоминаю при необходимости).

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним понятиям в композиции - это сюжетно - композиционный центр.

Смотрите на эту картину. Как вы думаете, что здесь главное? Кто главный герой? А как вы догадались? (Он крупнее остальных по размеру).

Правильно, а здесь? Почему? (Нарисован ярко, а всё остальное бледно). Молодцы. Вот мы и нашли с вами сюжетно - композиционные центры этих картин. Так как вы думаете, что такое СКЦ?

Правильно, это главные герои или предметы на картине, а всё остальное подчиняется СКЦ. Его можно обозначит на картине, как вы уже сказали, цветом и размером.

А что вы нарисуете первым в картине? (Небо). А что вторым? (Землю, а затем главных героев).

Асимметрическая сюжетная композиция часто передают отношение к чему - либо, ваше настроение, вкусы, интересы. При составлении своей композиции подумайте, что вы хотели этим передать.

Хорошо. Сейчас ваша задача - придумать сюжет и подобрать к нему материал: это вырезки из журналов, цветная бумага. Подберите себе листочек любой формы, такой, какая вам больше нравится и приступайте к работе. Затем мы с вами посмотрим, что у вас получится и будем наклеивать. Не забывайте намазывать клеем всю часть, которую вы будете наклеивать.

2. Индивидуальная помощь, указания, показ, объяснение способа  действия.

3. - Давайте посмотрим  ваши работы. Что у тебя здесь  изображено, Таня?

Хорошо, а где у тебя здесь СКЦ? Молодец. А у тебя, Максим?

У вас очень интересные работы получились, очень глубокие.

Занятие №5,6.

Коллаж " Натюрморт с характером".

Задачи:

1. Создать свой собственный натюрморт из любых предметов в технике коллажа;

Информация о работе Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте