Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.
Введение
Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта
Выводы по главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего дошкольного возраста
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте
§3. Результаты педагогического опыта
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список используемой литературы
26. Ростовцев Н.Н., Терентьев
А.Е. Развитие творческих
27. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1973. - 208 с.: ил.
28. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.: ил.
29. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - 213 с.: ил.
30. Современный словарь-
31. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 - 8 классов. В 4 частях. Ч.3. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1999. - 80 с.: ил.
32. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 - 8 классов. В 4 частях. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1999. - 80 с.: ил.
33. Соловьев С.А. Декоративное
оформление: Учебное пособие для
учащихся педагогических
34. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.
35. Тихонова О. Декоративное рисование в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.
36. Усова А.П. Русское
народное творчество в детском
саду: Книга для воспитателей
детских садов. - М.: Государственное
учебно-педагогическое
37. Урадовских Г. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.2-11.
38. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.: ил.
39. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 144 с.: ил.
40. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 160 с.: ил.
41. Декоративно-прикладное искусство-library.fentu.ru
42. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 176 с.: ил.
Приложения
Приложение 1
Протокол № 1. Констатирующий эксперимент
Список детей |
Выбор композиционной схемы |
Цветовая гармония |
Ритм и равновесия |
Оригиналь- ность |
Количество баллов |
Уровень баллов |
Андриянова Наташа |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
Кузахметов Руслан |
2 |
3 |
2 |
1 |
8 |
средний |
Платонова катя |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний |
Лисин Вова |
1 |
1 |
1 |
3 |
6 |
средний |
Сайфуллина Эльвира |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
высокий |
Итог по уровням в % |
С - 80% Н - 20% |
В - 20% С - 40% Н-40% |
В - 40% С - 40% Н - 20% |
В - 40% С - 20% Н - 40% |
В-20% С- Н-80% |
||
Протокол №2. Итоговый эксперимент
Список детей |
Выбор композиционной схемы |
Цветовая гармония |
Ритм и равновесия |
Оригиналь- ность |
Количество баллов |
Уровень баллов |
Андриянова Наташа |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
высокий |
Кузахметов Руслан |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
высокий |
Платонова катя |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
средний |
Лисин Вова |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
высокий |
Сайфуллина Эльвира |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
высокий |
Итог по уровням в % |
В-40% С - 60% Н - |
В - 20% С - 80% Н - |
В - 80% С - 20% Н - |
В - 80% С - 20% Н - |
В-80% С-20% Н- |
||
Условные обозначения:
В - высокий;
С - средний;
Н - низкий уровень.
Приложение 3
Занятие № 1.
"История возникновения узора".
Задачи:
1. Познакомить детей
с историей возникновения
2. дать понятие предметной стилизации;
3. сравнить узоры разных
народов, их зависимость о
4. закреплять понятия орнамент, ритм, познакомить с разными видами ритма;
5. закреплять понятия симметрия, асимметрия, находить и узнавать их на приметах;
6. продолжать воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе своей страны;
7. развивать чувство толерантности;
8. продолжать воспитывать
интерес к предметам
созданием этих предметов.
Зрительный ряд: предметы декоративно - прикладного искусства - шкатулка, ложки, стаканы, доска разделочная, полотенце.
Ход занятия:
1. Рассматриваем декорированные вещи.
Посмотрите, все эти вещи украшены определённым узором. Он называется орнамент. Подумайте, как эти цветы, листья, бабочки могли оказаться на этих предметах быта? Видите - вот живой мак, а это он на шкатулке. Значит, автор увидел красивый цветок и решил украсить им свою шкатулку, слегка изменив.
2. Значит, откуда всё это появилось на предметах быта?
Правильно, основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек можно увидеть чудесные узоры. Человек, любуясь этой красотой, перевоплощал это во всё новые и новые орнаменты, чтобы этими орнаментами украсить свои вещи и предметы быта.
Орнамент состоит из отдельных элементов. Элементы расположены в определённой последовательности, которая называется ритмом. Ритм может быть строгим (показ), и нестрогим (показ). Попробуйте разделить эти орнаменты на две группы. В одной орнамент со строгим ритмом, а в другой - с нестрогим. (Работа детей).
Молодцы. Знакомы ли в понятиями симметрия и асимметрия? Тогда напомните мне, что это такое. Хорошо, составьте мне орнамент, где элементы расположены симметрично. А теперь асимметрично. Молодцы.
Любой орнамент располагается только на каком - либо предмете. Без предметов он существовать не может, потому что человек придумал его для украшения своих предметов быта.
Посмотрите на этот орнамент. Что в нём необычного? Правильно, здесь необычные растения, птицы, потому что это японский орнамент. У них другие климатические условия, другое местоположение страны, а значит, другие растения, животные.
А вот орнамент народов Севера. Видите, его элементы тоже отличаются от привычных нам, потому что их климатические условия отличаются от наших. Угадайте, в каких условиях жили люди, создавшие этот орнамент? А этот?
3. Так для чего же
человек украшал предметы
А что же служило источником возникновения орнаментов?
Почему элементы орнаментов разных народов отличаются?
Занятие №2.
Тема: "Шапка фокусника".
Задачи:
1. закреплять умение
составлять бессюжетную
2. дать представление
о способах уравновешивания
3. закрепить понятия симметрия, асимметрия, ритм и его виды;
4. продолжать воспитывать
интерес к декоративному
5. развивать коммуникативные умения.
Зрительный ряд: фигуры из цветной бумаги разных цветов, размеров, форм.
Оборудование: вырезки, клей, ножницы, цветной картон.
Ход занятия:
1. Показываю фокус с кубиком и платком.
Фокусники могут показать любой фокус. А как вы думаете, что им помогает выполнять эти фокусы? (Варианты детей)
Хорошо, а если всё - таки им помогает их волшебная шапка, какой формы она может быть?
Да, правильно, она может быть абсолютно любой формы, лишь бы была волшебной. А что же в ней необычного вы видели? (Варианты детей)
Конечно, они бывают необычной формы, необычного цвета.
Сегодня мы с вами превратимся в фокусников и изготовим для себя волшебные шапки. Эти шапки должны нам с вами помогать выполнять самые разные весёлые фокусы, чтобы зрителям, которые на нас будут смотреть, было приятно и весело.
Для этого мы с вами возьмём вырежем шапку и украсим её необычными весёлыми узорами, которые придумаем сами и вырежем из вот этих журналов.
Но и тут есть некоторые фокусы: для того, чтобы нас шапки хорошо смотрелись, мы должны украсить их правильно, в соответствии с правилами уравновешивания асимметричной композиции. (вспоминаем понятия асимметрия, симметрия, ритм).
Показываю 3 варианта выполненных шапок, 2 правильно, а один с ошибкой.
Выберите шапочки, которые вам больше нравятся?
А что в этой не нравится? Что хочется исправить?
Молодцы (показ следующей тройки).
Скажи мне, Таня, какие особенности мы должны будем учесть, когда буде украшать свою шапочку? (Подбирать по цвету, форме и размеру).
Правильно. В таком случае, приступаем к работе.
2. Работа детей. Индивидуальная помощь, объяснения, вопросы, указания.
3. - Ну что ж, давайте рассмотрим наши с вами работы.
Посмотрите, какой красивый колпачок получился у Тани - уравновешен и по цвету, и по форме и размеру элементов. У Максима цвет подвёл.
А что было трудно? Что понравилось?
Занятие № 3, 4.
Коллаж "Сюжетная аппликация".
Задачи:
1. Продолжать учить строить сюжетную декоративную композицию, уравновешивая её по цвету, размеру, форме и количеству элементов;
2. познакомить с понятием сюжетно - композиционного центра и некоторыми способами его выделения;
3. закреплять знания понятий симметрия, асимметрия, ритм;
4. придумать собственный сюжет, подобрать материал для выполнения работы в технике коллажа;
5. продолжать развивать замысел ребёнка;
6. продолжать воспитывать
интерес к предметам
Зрительный ряд: вариативные образцы коллажей, работ художников.
Оборудование: цветная бумага, журналы, клей, ножницы, альбомные листы.
Ход занятия:
1. - Ребята, вы знаете, что такое коллаж? Правильно, коллаж - это вклеивание деталей в общую композицию.
Напомните мне, что означают понятия симметрия, асимметрия, ритм, орнамент.
Молодцы, а помните ли вы варианты уравновешивания асимметричной композиции?? (напоминаю при необходимости).
Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним понятиям в композиции - это сюжетно - композиционный центр.
Смотрите на эту картину. Как вы думаете, что здесь главное? Кто главный герой? А как вы догадались? (Он крупнее остальных по размеру).
Правильно, а здесь? Почему? (Нарисован ярко, а всё остальное бледно). Молодцы. Вот мы и нашли с вами сюжетно - композиционные центры этих картин. Так как вы думаете, что такое СКЦ?
Правильно, это главные герои или предметы на картине, а всё остальное подчиняется СКЦ. Его можно обозначит на картине, как вы уже сказали, цветом и размером.
А что вы нарисуете первым в картине? (Небо). А что вторым? (Землю, а затем главных героев).
Асимметрическая сюжетная композиция часто передают отношение к чему - либо, ваше настроение, вкусы, интересы. При составлении своей композиции подумайте, что вы хотели этим передать.
Хорошо. Сейчас ваша задача - придумать сюжет и подобрать к нему материал: это вырезки из журналов, цветная бумага. Подберите себе листочек любой формы, такой, какая вам больше нравится и приступайте к работе. Затем мы с вами посмотрим, что у вас получится и будем наклеивать. Не забывайте намазывать клеем всю часть, которую вы будете наклеивать.
2. Индивидуальная помощь, указания, показ, объяснение способа действия.
3. - Давайте посмотрим ваши работы. Что у тебя здесь изображено, Таня?
Хорошо, а где у тебя здесь СКЦ? Молодец. А у тебя, Максим?
У вас очень интересные работы получились, очень глубокие.
Занятие №5,6.
Коллаж " Натюрморт с характером".
Задачи:
1. Создать свой собственный натюрморт из любых предметов в технике коллажа;
Информация о работе Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте