Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.

Содержание

Введение
Глава1. Теоретические основы опыта реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте и его педагогические цели
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте.
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта
Выводы по главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего дошкольного возраста
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте
§3. Результаты педагогического опыта
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опыт реализации декоративно-пркладного творчества в старшем дошкольном возрасте.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Комплексные программы «Детство», «Радуга», «Развитие», истоки. Проведем анализ и сравнительную характеристику программ получивших в разной степени распространение в практике дошкольных учреждений.

Нас интересует определенный аспект анализируемых программ, а именно художественно - творческая деятельность детей.

Программа «Радуга» разработана авторским коллективом сотрудников лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Работа по программе «Радуга» ведется с 1989 года по закону Минообразования России.[  ] Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прошли дошкольные годы, а с другой - необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности.

В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Отличительные особенности в программе «Радуга» в том, что как в никакой другой программе много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства. В программе «Радуга» подчеркивается значение бережного отношения к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование, лепка - это те формы проявления детской активности, в которой дети могут получит реальный результат и поставить перед собой цель.

В программе много интересных методических находок, фрагментов организации детской художественной деятельности. Есть методические рекомендации для педагогов и широко распространенные в практике методические пособия. В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации и это имеет большое значение для работы педагога по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Программа «Детство» во многом созвучна с программой «Радуга» в развитии творческих способностей у детей [   ]«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многократного развития и воспитания ребенка - дошкольника в разных видах деятельности. В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и составления, готовности его к школьному обучению.

Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков. Один из блоков называется «Созидание», он помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: игровые, художественные, двигательные умения, развивать детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Творческие проявления детей становятся высшим выражением их самостоятельности. То же решение мы наблюдаем и в программе «Радуга». Но такого более полного ознакомления детей с народным прикладным творчеством, как в программе «Радуга», в программе «Детство» нет. Количество занятий по народному декоративно - прикладному искусству недостаточно, хотя они распределены по разным видам художественной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, их мало для углубленного изучения элементов, традиций и особенностей творчества.

Но в то же время программа «Детство» очень выгодно отличается от других программ конкретизацией задач, содержанием знаний, умений, навыков и отношений по каждому виду искусства в определенном возрастном периоде, проводятся уровни освоения программы, даются методические советы, приводится перечень произведений изобразительного искусства. Некоторые блоки взаимосвязаны между собой одними темами, что способствует лучше усвоить программу. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий для воспитателей, составляющих библиотеку программы «Детство».

В программе подчеркивается, что деятельность воспитателя должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, на использование интеграционного подхода к содержанию и приемами организации педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Глоссарий рассматриваемого опыта

Ассиметрия- неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.[]

 

Декоративное искусство - область пластических искусств, произведения которой формируют окружающую человека среду, вносят в нее эстетически образное начало.

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, который посвящен созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Декоративно-прикладное искусство - искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенное не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений.

Декоративно-прикладное искусство - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Детское творчество - наиболее содержательная форма психической активности, которая рассматривается, как способность создавать выразительный образ, через который ребёнок сознательно отражает окружающую действительность, в процессе открывает для себя что-то новое, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью.

Детское творчество - наиболее содержательная форма психической активности, которая рассматривается, как способность создавать выразительный образ, через который ребёнок сознательно отражает окружающую действительность, в процессе открывает для себя что-то новое, отличающиеся неповторимостью и оригинальностью.

Искусство - вид духовной деятельности человека, цель которого формирование и развитие способностей человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Композиция - структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которых зависит весь смысл и строй.

Метод - система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых им детей, направленная на достижение поставленных задач.

Оригинальность есть неотъемлемое качество подлинно художественного произведения. При этом подразумевается не внешняя необычность, экстравагантность формы, а принципиальная новизна содержания — основа художественной образности

Орнамент (вспомогательное) - это преднамеренно избранный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм.

Ритм - сравнительное чередование каких-либо элементов.

Роспись - живопись на стенах, потолках, предметах быта.

Роспись декоративная - сюжетное и орнаментальное изображение наносимое на предмет кистью или заменяющим ее инструментом.

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. Уравновешивание частей по цвету, тону, форме или объему.

Стилизация - использование в творческой деятельности стилевых форм для достижения определённых эстетических целей.

Творческий процесс - это неравномерный, иногда длительный путь создания образа.

Творчество - это всегда выражении индивидуальности.

Творчество художника - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.

 Эксперимент — это проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.[]

 

 

Выводы по главе

  Установлено, что  развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.для этого необходимо несколько условий.

1.Широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы.. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, в играх и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

2. Проявление творчества в художественной деятельности - это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который и служит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Ему необходимо поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т.д.) Очень полезно присутствовать на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детского декаративного творчества детей старшего  дошкольного возраста

§1. . Содержание практического опыта

Дошкольное образовательное учреждение №32 г. Сызрани работает по программе «Детство». В группе были созданы все необходимые условия для развития детского изобразительного творчества: на занятии и в свободном пользовании находились листы разного формата, наборы графических сухих (цветные карандаши) и жидких (акварельные краски, фломастеры) материалов. Кроме того, в группе есть разнообразное оборудование для творческой работы - клей, цветная бумага, пластилин. В методическом кабинете есть репродукции работ таких художников, как Васнецов, Рылов, Шишкин и др., а также предметы ДПИ, например, стаканы, шкатулки, ложки, доски и др. Организовываются выставки работ детей, детей во взаимодействии со взрослыми ("Гора самоцветов").

Проанализировав умения детей, мы сделали вывод о том, что ребята знакомы с хохломской, дымковской росписями, названиями элементов этих видов росписей, построением симметричной композиции, с понятиями ритм, узор, симметрия. Дети не были знакомы с асимметричной композицией, но большинство детей чувствуют символичность цвета в декоративной композиции, используя фантастические цвета. Большинство детей испытывали трудности в выполнении оригинальных работ.

На начало эксперимента в кружке было 8 детей, но вследствие объективных причин (болезнь детей) в эксперименте принимало участие 5 детей, проявлявших особый интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Опытно - экспериментальную работу по развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции мы строили в три этапа:

1 - констатирующий эксперимент;

2 - формирующий эксперимент;

3 - итоговый эксперимент.

Для каждого из этапов были поставлены задачи и продумана методика работы.

Задача констатирующего эксперимента- подобрать и проанализировать диагностики для выявления уровня творческого развития детей в ДПИ;

.

Для выявления уровня развития детского декоративного творчества мы предложили детям сделать реальное дерево сказочным, используя любые элементы декора.

Работы оценивались по следующим критериям:

Выбор композиционной схемы.

1 балл - хаотичность узора, нет стремления передать стилевое единство;

2 балла - использует простые  закрытые композиционные схемы,

выделяет центр, края, углы в композиции, владеет только

симметричной композицией;

3 балла - владеет симметричной и асимметричной

композициями, использует сложные открытые и закрытые

композиционные схемы (2х фризовая композиция, орнамент

из центра); стремится передать стилевое единство, обладает умением уравновесить композицию, составить её из элементов, свободно располагающихся на всей плоскости листа, но допускает 1-2 ошибки.

Информация о работе Опыт реализации декоративно-прикладного творчества в старшем дошкольном возрасте