Организация дежурста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Задачи:
1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;
2. Изучить основные направления работы дежурного.
3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5
2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8
3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11
4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16
5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20
Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».
1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26
3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

орг.деж..docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

1. Значение  трудового воспитания в разностороннем  развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5

2. Дежурство  как форма организации детского  труда, его значение в воспитании  детей………………………………………………………………….8

3. Методика  организации труда дежурных в  старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11

4. Роль оценки  труда дежурных в воспитании  личности ребенка……………16

5. Осуществление  индивидуального подхода к детям  в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20

Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».

1. Изучение  проявления трудолюбия у детей  в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23

2. Описание  работы по формированию трудолюбия  у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26

3. Анализ  результатов, полученных в ходе  исследования……………………28

Заключение……………………………………………………………………...31

Литература

Приложение

 

Введение

 

Воспитание  подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного  учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная цель трудового воспитания детей  старшего дошкольного возраста –  это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание  полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

С дошкольного  возраста каждый ребенок обязательно  должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности  дежурного.

В процессе дежурства у детей воспитываются  уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение  к природе.

Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному  результату.

Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных  конкретных делах формировать у  детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение  к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать  у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Большой вклад в разработку теории трудового  воспитания, дежурства, как формы  организации детского труда в  воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, Р.И. Жуковская, А.В. Суровцева, Е.И. Радина, А.П. Усова, З.Н. Борисова.

Цель  данного исследования – выявить  сущность и содержание дежурства, как  формы организации детского труда  в воспитании старших дошкольников.

Задачи:

  1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;
  2. Изучить основные направления работы дежурного.
  3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
  4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.

Объект  – дети старшего дошкольного возраста.

Предмет – особенности формирования трудолюбия в процессе организации дежурства.

Гипотеза: уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей  недостаточно сформированы волевые  процессы, мал жизненный опыт, что  во многом определяет отношение к  труду в ходе дежурства.

Методы  исследования: анализ литературы, наблюдение за работой воспитателя, проведение исследования.

 

Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

1. Значение трудового воспитания  в разностороннем развитии личности  ребенка.

 

В энциклопедическом  словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение  приспособление предметов природы  для удовлетворения своих потребностей»  [2, С. 87].

Труду как  человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно  найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы («Если  хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».- А.П. Чехов; « Ничто  так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человека соблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).

Важное  значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих  работах определил теоретический  и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его  не может быть ни достойной, ни счастливой» [4, С. 123].

Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. В первые годы после Октябрьской революции, когда возник вопрос о создании школы  нового типа, проблема трудового воспитания подрастающего поколения, в том  числе и детей дошкольного  возраста, ставилась остро. Сегодня  нам важно хотя бы в общих чертах изучить тенденции в развитии трудового воспитания в те годы, так как они оказали определяющее влияние на содержание воспитания детей  в общественных дошкольных учреждениях.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919 г.) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Были определены две ведущие задачи т рудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно [4, С. 151].

В давние времена, когда детство было короче, и ребенок раньше включался в  деятельность взрослых, его труд также  был общественно значим. Однако, современный ребенок, особенно ребенок  дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий  характер – так на него смотрят  взрослые. Труд удовлетворяет потребность  ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку  становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Труд  ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик  ребенка, так как в труде развиваются  многие жизненно важные качества личности.

Особенностью  детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Для развития способности ставить цель в труде  важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной  стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед  детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

В труде  дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой  деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в  том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается  самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым  усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе труда дети практически познают  свойства окружающих вещей, наблюдают  за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь  с условиями их обитания. У них  развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством  умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется  умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при  поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто  выстиранные кукольные вещи.

Труд  закаливает детей физически, так  как многие его виды они выполняют  на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое  значение трудовая деятельность имеет  для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные  с сервировкой стола, помогая  готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для  других. Это формирует у них  готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять  посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

 

2. Дежурство как форма организации  детского труда, его значение  в воспитании детей.

 

Дежурство как форма организации труда  детей впервые была исследована  З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором  были разработаны содержание этой формы  труда и методика руководства  деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного  и заботливого отношения к  людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными  дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда  вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она  накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к  занятию или уходом за растениями, животными.

Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить  несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи. Вначале воспитатель «дежурит»  с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание  усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а  другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают  умение согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности  самостоятельно. Трудно «привязать»  каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту – все зависит от уровня развития детей, от того, как быстро переходит каждый ребенок с одной ступеньки на другую.

Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит  проявление творчества, стремление ребенка  доставить своим трудом радость  другим детям. Иногда воспитатель или  няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание  дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует  сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует  помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда  работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего  дня дети чувствовали ответственность  за живые объекты. Если они выполняют  все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам  и растениям. Поэтому лучше, чтобы  воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок  можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно  «говорить» и с попугаем, и с  рыбками, и с растениями. Ведь они  живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность  заботиться о природе, чувство ответственности  за ее сохранность.

Информация о работе Организация дежурста