Организация дежурста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Задачи:
1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;
2. Изучить основные направления работы дежурного.
3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5
2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8
3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11
4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16
5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20
Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».
1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26
3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

орг.деж..docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Дежурство способствует систематичности включения  детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В  группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости  от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство, дневное, то есть в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-х, 3-х- дневное. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

Иногда  воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно  расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного  рода превращается в контроль одних  детей за поведением других. Наносится  вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств – забота о других.

Таким образом, дежурство как форма организации  детского труда имеет большое  значение в воспитании детей дошкольного  возраста. Дежурство воспитывает  у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих  действиях.

 

3. Методика организации труда  дежурных в старшем дошкольном  возрасте.

 

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется  как по содержанию труда, так и  по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации  в работе.

Важной  задачей организации дежурств является формирование у детей ответственности  за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дети  регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно  назначается по два ребенка.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, в тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным, необходимым  для коллектива. Он обращается к  дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Так, перед  занятием воспитатель, обращаясь к  детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что  можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну, как, можно начинать занятие?». И после утвердительного  ответа предложить: «Приглашайте ребят  на занятие». Все это повышает интерес  детей к делу. Они чувствуют, что  их работа нужна, а поощрение педагогом  их действий укрепляет уверенность  в своих силах. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с  уважением к их труду, например: «Пропустите  дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть  на стол, пока все будут готовиться к обеду». Или: «Кто расставит сегодня  раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов, чтобы они  не задержались и могли лечь спать  вместе со всеми, им надо помочь» и  т.д. Если воспитатель умеет опираться  на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность  за выполнение порученного дела. Этому  же способствуют и занятия, на которых  воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим». Помимо разных познавательных задач, формирования речи педагог здесь решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать  поступки товарищей, доброжелательно относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.

В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после  еды. Увеличиваются требования к  темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

При организации  дежурств воспитателю приходится уделять  внимание еще одному вопросу –  сочетанию работы дежурных с самообслуживанием  детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить  дежурные, а что должен приготовить  каждый ребенок сам? После еды  все ли должны убирать дежурные или  что-то каждый убирает за собой? Решая  эти вопросы, воспитатель исходит  из целесообразности работы тех и  других. Наиболее целесообразной будет  такая организация уборки, при  которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды  отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а  чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно  понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.

Точно так  же следует продумать и работу по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место  за двухместным столом, в ящике  которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а  дежурные – ту часть необходимого материала, который не хранят постоянно  в ящике. Это тем более важно, потому что приучает детей к будущей  работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое  удобно, аккуратно, в определенной последовательности). Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать  раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетку  тушь, клей, приносить в группу пособия  для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место). Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для занятий (флажки, ленты и т.п.). Иногда работа дежурных начинается накануне занятия, например, нарезать геометрические формы для занятия, принести из методического кабинета картины, наглядный материал.

В старшей  группе вводится еще один вид дежурства  – дежурство по уголку природы.

Разъяснить  значение этого вида дежурства можно  на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода сложны, и  детям предстоит знакомство с  новым животным, то это не следует  соединять на одном занятии. С  новым животным или растением  лучше познакомить несколько  позже). Он особо подчеркивает важность тщательного постоянного ухода  за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель  может показать и некоторые новые  приемы работы дежурных: как опрыскивать  растения из пульверизатора (какие  нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т.д.

Следует отметить, что работа дежурных будет  успешнее в том случае, если педагог  постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений, дети отмечают малейшие изменения в их жизни, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных.

В подготовительной к школе группе объем работы дежурных может быть увеличен: дети заботятся  о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу, с помощью воспитателя пересаживают цветущие растения с газонов (астры, бархатцы) и переносят их в группу.

Организуя работу дежурных, воспитатель в начале года определяет, насколько дети овладели приемами работы, как используют необходимое  оборудование, знают ли последовательность действий, ответственно ли выполняют  порученное дело. Такие наблюдения позволяют воспитателю в старшей  и подготовительной к школе группах  определить каждому дежурному отдельное  задание, например: «Вова накроет  на эти два стола, Галя – на другие». Или: «Сережа будет раздавать  подставки и кисточки, а Лена разольет по розеткам клей, расставит подносы  на столы и разнесет розетки». Спустя некоторое время (через два –  три месяца, а при необходимости  во втором полугодии) воспитатель может  объединить работу дежурных, поручая  им общее задание. Так дети оказываются  в условиях, при которых они  должны самостоятельно решать, кто  какую часть работы возьмет на себя, но так, чтобы весь объем ее был выполнен. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать  за работой товарища, приходить к  нему на помощь. В таких условиях воспитатель получает возможность  формировать положительные взаимоотношения  между детьми: он разъясняет, как  надо оказывать помощь, и в каких  случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует  относиться к товарищу по общему заданию: «Вы договорились, что ты будешь поливать растения, а Катя уберет клетку морской свинки. А сейчас, когда  ты уже полил растения, тебе нужно  помочь ей: видишь, она и клетку вычистила, и свежей соломки постелила, а  морковку еще не успела порезать. Сделай это вместе с ней, и тогда пойдете  играть»[3, С. 69].

Воспитатель помогает детям разделить работу поровну, учитывать желания друг друга, а когда дети сами осуществляют эту деятельность, контролирует ее, иногда обращаясь с вопросами: «Дружно  ли вы работали? А как договаривались? Кто из вас какие дела сегодня  выполнял, а кА будете работать в  следующий раз?». Так воспитатель  помогает детям овладеть всей суммой представлений о том, что такое  работать вместе, что для этого  нужно, как следует договариваться по окончании работы воспитатель  особенно подчеркивает умение детей работать дружно, слаженно помогая друг другу.

Когда воспитатель  переходит к организации общего труда дежурных, ему надо иметь  в виду соединение детей в пары для коллективной работы. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю  группу. При такой организации  они ставятся в новые условия, к ним предъявляются более  сложные требования: согласовать  свою работу с работой товарища, отвечать вместе по результатам, справедливо  распределять работу между собой.

В старших  группах нередко проявляются  и избирательные дружеские взаимоотношения  детей. Это следует учитывать, поручать им дежурить вместе.

Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с  ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения  к сверстникам, желание помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно  в воспитательном отношении, чтобы  и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к  их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может  оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым  умениям.

 

4. Роль оценки в формировании  трудовых навыков детей при  организации дежурств.

 

По окончании  работы дежурного, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующие факторы:

  • отношение детей к работе;
  • взаимоотношения с товарищами в процессе труда;
  • отношение к материалам и инструментам;
  • степень самостоятельности в организации  и осуществлении трудового процесса;
  • полученный результат, его качество. Результат качества работы дежурного чаще всего зависит от операционных навыков, поэтому оценка только качества будет влиять на их совершенствование.

Установлено, что существует зависимость между  содержанием оценки педагога и нравственным развитием детей, в частности  их взаимоотношениями [19, С. 153].

Положительная оценка как нравственных, так и  деловых качеств, способствует  формированию тех и других. В результате дети занимают благополучное положение  в обществе сверстников, так как  оцениваются ими с тех же позиций.

Положительная оценка только деловых качеств дежурных и редкая оценка нравственных приводит к недостаточно высокому уровню последних: однако дети занимают благополучное  положение в группе.

Таким образом, через оценку дети получают информацию о правильности своих действий, поступков, что способствует их формированию и  закреплению. Педагогическая оценка помогает детям вычленять нравственную сторону  действий, демонстрирует соответствие или не соответствие их нравственным нормам, раскрывает дошкольникам критерии самооценки и взаимооценки.

В определении  содержания оценки труда дежурного  воспитатель исходит из поставленной задачи. Нужно добиваться при этом, чтобы в педагогической оценке не только констатировались успех или  неудача, но и вскрывались их причины, ставились перед дошкольниками  перспективные задачи.

Только  правильная, соответствующая результату самооценка характеризует уровень  самосознания и поэтому является стимулом развития личности. Одним  из решающих факторов формирования самооценки дежурного является отношение педагога к детям и оценка им результатов  их деятельности [2, С. 81]:

  1. Истинная педагогическая заинтересованность. Таких педагогов характеризует инициативность, последовательность в требованиях, эмоционально-положительное отношение к детям, деловая реакция на их ошибки и проступки.
  2. Подавление детской инициативы. Воспитатель раздражен, выполняет задания за дежурного, не учитывает мнение детей, указывает только на недостатки.
  3. Завышенные требования. Воспитатель никогда не хвалит дежурного, даже если он этого заслуживает. О результатах деятельности высказывается категорично или неопределенно.
  4. Заниженные требования, незаслуженно высокая оценка результатов дежурных.
  5. Формальное отношение, отсутствие интереса к то?
  6. Неустойчивое отношение: при анализе результаты работы дежурного и поступков воспитатели находятся во власти своих настроений.

Из перечисленных  типов отношений воспитателя  к деятельности дежурного, лишь первый способствует формированию у дошкольников адекватной самооценки, а сам педагог  имеет авторитет в глазах воспитанников. Вот почему так важно в оценке труда дежурных высказать свое искреннее, заинтересованное отношение к их поступкам.

Информация о работе Организация дежурста