Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа
Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Задачи:
1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;
2. Изучить основные направления работы дежурного.
3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5
2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8
3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11
4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16
5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20
Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».
1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26
3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература
Приложение
Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.
Анализируя результаты этого исследования, можно сделать вывод, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности.
Для воспитания трудолюбия у детей мы провели разные виды работ с детьми, включающие различные занятия:
- «Мы
дежурим». Цель этого занятия
- закрепить знание детей о
значении дежурства, побуждать
к самостоятельному и
- «Сервировка
стола к обеду». Цель занятия
- формировать знания о процессе
сервировки стола. Развивать
- «Как
правильно ухаживать за
Кроме занятий были проведены и другие виды работы: беседы, разнообразные игры. Беседы проводились о значении дежурства, о том, как изменилась после уборки комната; как правильно нужно ухаживать за цветами и животными в уголке природы.
Учитывая
возросший опыт детей в старшей
группе, их знания и умения, мы реже
использовали показ, предоставляли
детям большую
Читали детям художественную литературу, которая способствовала формированию представлений ребенка о труде взрослых, воспитанию уважения к нему (М.Б. Улатова «Научись ремеслу», М. Волконский «Кто не работает, тот не ест», В.В. Маяковский «Кем быть», Е.А. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В.Т. Коржиков «Рассказы о таежном докторе», Джани Родари «Чем пахнут ремесла»).
Прежде чем распределить обязанности дежурных между детьми, мы напоминали, что необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.
При распределении между детьми заданий, мы использовали такую последовательность:
1) рассказали
детям о пользе труда, так
как они должны иметь
2) перечислили
детям весь объем предстоящей
деятельности и представили
Основное внимание во время работы детей нами обращалось на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
3) Мы
не только перечислили весь
объем предстоящей работы, но
и выделили задания, которые
стали содержанием труда
Обращали внимание детей на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражали свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
3. Анализ результатов,
После завершения формирующего эксперимента мы вновь сделали срез по определению уровня сформированности трудолюбия. Нами была проведена работа, аналогичная первому этапу.
Мы провели
наблюдения в процессе дежурства
в уголке природы, по столовой, в
игровом уголке. Цель этого исследования
заключалась в следующем –
определить насколько у детей
повысился уровень
Полученные данные мы зафиксировали в виде таблицы.
ИМЯ |
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Дежурство по столовой |
Дежурство в игровом уголке |
Дежурство в уголке природы | |
1. Сергей 2. Петя 3. Оля 4. Вика 5. Денис 6. Таня |
В Б В Г В Б |
Б Б В В В Б |
Б А В Г Б Б |
Из 6-ти детей,
принимавших участие в
Уровень отношения к дежурству |
Дежурство по столовой |
Дежурство в игровом уголке |
Дежурство в уголке природы |
Высокий |
0 |
0 |
0 |
Выше среднего |
1 |
0 |
1 |
средний |
3 |
3 |
1 |
Ниже среднего |
2 |
3 |
3 |
Низкий |
0 |
0 |
1 |
Данные
результаты свидетельствуют о том,
что большинство детей
Видно, что
трудолюбие у детей повысилось, но
незначительно. Опять особое место
занимают дети составляющие группу Б
– отношение неустойчивое, качество
работы зависело от настроения. К этой
группе относится 3 ребенка. Затем идут
дети относящиеся к группе В –
они выполняли обязанности
Для улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.
Необходимы
более доходчивые и убедительные
живые образцы, подлинный пример
труда дежурных. Жизненная наглядность
обеспечит наибольшую отчетливость
представлений. В процессе дальнейших
бесед, посредством рассказов
Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к дежурству, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы. Воспитатель должна сформировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.
Мы предлагаем воспитателю проводить занятия для повышения трудолюбия детей в игровой форме. Так как в игре дети охотно и лучше стараются выполнить свои обязанности.
У детей
должна быть сформированы прочные и
осознанные знания, во – первых, об
отдельных трудовых обязанностях дежурного,
во – вторых, о процессах, входящих
в тот или иной вид деятельности
дежурства.
то требует не только систематичности
и повторности наблюдения, но и последовательности
в усложнении содержания работы. Необходимо
развивать интеллектуальные способности
у детей.
Заключение
В ходе выполнения дипломной работы «Необходимость использования дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников», мы сделали следующие выводы: дежурство, как форма организации детского труда, имеет важное значение, в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
На шестом году жизни детей осваивается последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей шести лет формируются умение дежурить, накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты.
Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.
Основная форма дежурства, как форма организации детского труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
Все поставленные
нами задачи выполнены: выявлена значимость
дежурства как формы
Нами охарактеризованы основные направления работы педагога в старшей группе по использованию дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Сформулированная нами гипотеза подтвердилась. В данной возрастной группе уровень сформированности трудолюбия недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. Для достижения положительных результатов необходимо обучать детей навыкам дежурства, проводить с детьми специальные занятия. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, вытирания пыли, уборки игрушек. У детей старшего дошкольного возраста на занятиях можно сформировать на доступном для их понимания уровне представления об общественной значимости дежурства. После каждого занятия воспитатель обязательно должен проводить беседу, которая бы позволила узнать, на сколько дети овладели полученной информацией.
При выполнении данной дипломной трудностей не было никаких. Дипломная работа была очень увлекательной и интересной. Открылись новые знания о том, что воспитатель играет важную роль в использовании дежурства в воспитании старших дошкольников.
Особенно хорошо удалось нам выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе. Нами было проведено исследование, во время проведения которого мы узнали много интересного. Мы выявили знания детей о видах дежурства. Дети больше всего знали о таких видах дежурства, как дежурство по столовой; знали, как правильно накрывать стол, стирать салфетки, приводить в порядок столы.
На основе этого мы можем сделать следующие выводы:
Данное исследование может быть использовано студентами педагогических колледжей и воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений в процессе работы по формированию трудовых умений и навыков детей в разных видах дежурства, по привитию трудолюбия.
Литература