Организация дежурста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – выявить сущность и содержание дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Задачи:
1. Показать значимость дежурства, как формы организации детского труда;
2. Изучить основные направления работы дежурного.
3. Изучить методику организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.
4. Выявить уровень сформированности трудолюбия в старшей группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы организации дежурства в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
1. Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка……………………………………………………………………………..5
2. Дежурство как форма организации детского труда, его значение в воспитании детей………………………………………………………………….8
3. Методика организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………...11
4. Роль оценки труда дежурных в воспитании личности ребенка……………16
5. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации дежурства………………………………………………………………………...20
Глава II. Исследования уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».
1. Изучение проявления трудолюбия у детей в разных видах дежурств………………………………………………………………………….23
2. Описание работы по формированию трудолюбия у детей в разных видах деятельности…………………………………………………………..…………26
3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования……………………28
Заключение……………………………………………………………………...31
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

орг.деж..docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Содержание  оценки может зависеть от особенностей организации труда. Так, в работе дежурных значимость каждого результата и его связь с другими выступает  только после достижения конечной общей  цели. Поэтому очень важно объединить всю проделанную работу в общий  итог, так как в процессе дежурства  каждый ребенок выполняет только одну операцию, нередко он принимает  свое задание как отдельное и  не улавливает его зависимость от заданий другим детям. Поэтому при  распределении работы воспитатель  представляет задание каждого из дежурных как часть общего дела. Оценивая совместный труд дежурного  особенно на первых порах, воспитатель  уточняет, кто что делал, а затем  обобщает работу и подводит итог. Важно подчеркнуть, что от качества работы каждого зависит качество конечного результата[11, С. 74].

С накоплением  трудового опыта дежурного, в  оценке деятельности, все в большей  степени подключаются непосредственные участники, те, кто оказался свидетелем выполняемого процесса. Воспитатель  систематически задает детям вопросы, нацеливающие на анализ успеха и ошибок.

В оценке деятельности дежурного может участвовать  и весь коллектив группы.

Воспитатель должен помнить, что для оценки труда  дежурного следует выбирать подходящий момент: нельзя ради этого отвлекать  детей от их занятий. У дошкольников может возникнуть недовольство, да и воспитательный эффект не будет  достигнут.

К оценке детской деятельности могут привлекаться все сотрудники детского сада. Очень  важно, чтобы дети увидели реакцию  тех, для кого выполнялась работа: радостные лица малышей, удовлетворение воспитателей нянь. Это является хорошим  стимулом для последующего участия  в дежурстве.

Оценка  может исходить и от родителей. Сам  факт, что они проявляют заинтересованность к работе детей, важен. А если еще  это сопровождается и поощрением  и советами, то можно добиться глубокого  эмоционального воздействия, стимулирующего потребность ребенка приносить  пользу.

Оценивая  детский труд, воспитатель формирует  у ребят определенные навыки критического отношения к выполненной работе.

Вначале дети довольствуются лишь достижением  любого результата. Они не видят  допущенных ошибок, так как критерий оценки у них еще не сформирован. Затем начинают замечать допущенные ошибки, но не связывают их со своими неправильными действиями. Дошкольники  пытаются найти причину ошибок или  вне себя, или вообще не ищут их, а  потому и не знают, как можно исправить  ошибки. На третьем этапе дети сразу  обнаруживают допущенную ошибку, но ее причину находят лишь с помощью наводящих вопросов воспитателя. На четвертом этапе - они не только сами замечают ошибку, но и находят ее причину, которую устраняют.

Одновременно  у детей сформируется умение оценивать  работу своих товарищей. Этот процесс  можно разделить на четыре этапа:

  1. Дети, например, оценивая работу дежурного, просто перечисляют те дела, которые он выполнял, своего мнения не имеют, присоединяются к оценке воспитателя;
  2. Выражают свое одобрение, действиям дежурного, не раскрывая причин подобного отношения;
  3. По аналогичному поводу высказывают свое мнение, но уже аргументируют его;
  4. Критически относятся к своему поведению, например перед дежурным [13, С. 142].

Итак, оценивая детский труд, педагог исходит  из воспитательных задач. Заинтересованная, содержательная оценка способствует нравственному  развитию детей и совершенствованию  их трудовой деятельности.

 

5. Осуществление индивидуального  подхода к детям в процессе  дежурств.

 

Во время  обучения детей обязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Во время  дежурства труд детей направлен  на нужды коллектива. Результаты труда  дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию и них чувства ответственности  за порученное дело. В процессе дежурства  ярко проявляются индивидуальные особенности  детей и создаются благоприятные  условия для осуществления индивидуального  подхода к ним. Но эффективность  воспитательного воздействия дежурства  во многом зависит от правильной организации  этой работы.

Чтобы дети знали, кто должен дежурить, какое  звено, воспитатель может вывешивать на специальной доске соответствующие  рисунки, и ребята в конце концов запоминают сами, кто с ним и  за ним дежурит.

При организации  всех видов дежурств – по столовой, по уголку природы, на занятиях – необходимо определить четко круг обязанностей дежурных.

Дежурные  по столовой договариваются, кто за какими столами будет дежурить: вымыв  руки  и надев передники, они  стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает  ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к  столу детей. Во время еды дежурные помогают воспитателю подавать второе и третье блюда. После еды относят  на раздаточный стол посуду, тарелки  ставят стопкой, чашки осторожно  складывают в таз, ножи и вилки  – на поднос, сметают щеткой на совок  крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место.

Дежурные  по уголку природы должны полить комнатные  растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.

Дежурные  на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить  их на столах; после занятия они  аккуратно все убирают.

Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое – делать все быстро и  аккуратно и второе – если товарищ  от тебя отстал – помоги [11, С. 162].

Распределение и учет работы дежурных рекомендуем  вести в специальной тетради  по форме, предлагаемой в приложении.

Хорошо, если дежурят по два человека, по каждому виду дежурств, тогда  дежурит  все звено, все сидящие за столом. В следующие два дня обязанности  дежурных меняются. Затем нужно обсудить работу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство другое звено, напомнив детям их обязанности  и правила дежурства – правила  совместной работы.

При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого.

В результате такой организации дежурств и  учета работы дежурных, воспитатель  получает обширный материал о каждом ребенке в отдельности и звена  в целом, что помогает осуществлению  индивидуального подхода.

При учете, анализа работы детей очень важно  отметить, как в результате такого повседневного учета, помогает ему  найти наиболее эффективные приемы индивидуального подхода к детям.

Индивидуальный  подход в трудовой деятельности является процессом и не только связан с  задачами трудового воспитания. В  свою очередь трудовое воспитание детей  невозможно без продуманной системы  индивидуального подхода, которая  включает четкую постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию  и проведение необходимой работы, обязательной подведение итогов сделанного – анализ результативности данного  приема в данном случае.

В организации  индивидуального подхода к детям  большое значение имеет воздействие  коллектива, общественный контроль, общественное мнение и общественная оценка работы.

В индивидуальном подходе, в трудовом воспитании нуждаются  все дети, включая и тех, которые  умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних  трудовым навыкам, их положительные  качества совершенствуются в коллективном труде.

Большое значение для индивидуального подхода  к детям в процессе трудового  воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к ребенку в  детском саду и дома являются положительным  фактором, способствующим профилактике нежелательных проявлений у них  по отношению к труду.

Индивидуальные  проявления в трудовой деятельности – очень характерные качества, которые показывают не только отношения  ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других[11, С. 168].

В процессе воспитания детей дошкольного возраста необходимо постоянно помнить о  задачах их подготовки к обучению в школе, особенно в условиях перевода на обучение с шести лет. Ведь систематическая  учебная деятельность – это  сложный, напряженный труд, требующий определенных умственных нравственно – волевых, физических качеств. В процессе формирования умений и навыков трудовой и учебной  деятельности необходимо воспитать  у ребенка волю, терпение, аккуратность, стремление выполнить все как  можно лучше. Важно выявить интерес  ребенка, склонность к определенным видам деятельности, содействовать  его участию в любимом занятии, но необходимо при этом настойчиво формировать у каждого ребенка  осознанное отношение к любому виду труда, ибо это является обязательным условием успешного обучения в школе.

 

Глава II. Исследование уровня сформированности трудолюбия в старшей группе ДОУ № 17 «Родничок».

 

1. Изучение проявления  трудолюбия  у детей в разных видах дежурств.

 

Исследования  по использованию дежурства как  формы организации детского труда  в старшей группе проводилось  нами в ДОУ №7 «Родничок» комбинированного вида в поселке Иноземцево.

Цель  нашего исследования заключалась в  следующем – определить, насколько  сформировано трудолюбие у ребенка.

Данное  исследование проводилось вместе с  детьми. За ними было проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому  уголку, уголку природы. Для  этого на каждый вид дежурства  мы назначили по два человека. Нами проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т. е. формировали  самооценку.

В ходе этого  исследования мы определили: хотят  ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы, каковы их мотивы, характер поведения  в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства; хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей; работают ли хорошо во время  дежурств по назначению воспитателя; хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне  дежурства, помогают ли другим.

Полученные  данные мы зафиксировали в виде таблицы:

 

Имя

Вид деятельности

Дежурство по

столовой

Дежурство в игровом  уголке

Дежурство в уголке природы

1. Сергей

2. Петя

3. Оля

4. Вика

5. Денис

6. Таня

Б

А

В

В

Б

Б

Б

Б

Б

В

Б

А

А

А

Б

В

Б

А


 

Анализируя  отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится  ребенок:

Группа  А (низкий уровень) – дети дежурят  небрежно, охотно передают свои обязанности  другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника  воспитателя, других детей.

Группа  Б (ниже среднего) – отношение к  дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа  В (средний уровень) – выполняют  свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа  Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют  его, просят назначить их дежурными.

Группа  Д (высокий уровень) – дети постоянно  стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Из 6-ти детей, принимавших участие в исследовании, проявляют трудолюбие и желание  дежурить, в зависимости от вида дежурства:

 

Уровень отношения к  дежурству

Дежурство

по столовой

Дежурство

в игровом уголке

Дежурство

в уголке природы

Высокий

0

0

0

Выше среднего

0

0

0

средний

2

1

1

Ниже среднего

3

4

2

Низкий

1

1

3


 

Данные  результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без  контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится  к группе Б – 3 ребенка, но также  есть дети которые относятся к  группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его  до конца, им необходим систематический  внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

Информация о работе Организация дежурста