Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:00, доклад
Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство способствующее решению комплекса воспитательных задач.
Детское самоуправление:
• обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем;
• формирует социальную активность детей;
• способствует развитию лидерства;
• предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.
МБОУ Жаровская основная общеобразовательная школа
2010-2011 учебный год
Организация детского самоуправления в школе
Выступление педагога –организатора
Пискаревой Марии Михайловны на
семинаре педагогов –
Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство способствующее решению комплекса воспитательных задач.
Детское самоуправление:
Детское самоуправление
– форма организации
Модель развития детского самоуправления включает в себя:
Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.
Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей.
Признаками детского самоуправления являются:
Дети включаются в самоуправленческую деятельность
в том случае, если:
Структура детского самоуправления -
это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления.
Высшим органом является сбор коллектива, а исполнительным – совет дела. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые.
Сбор – это высший орган самоуправления в детском коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений.
Организация работы совета дела позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей.
Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности.
Сначала надо увлечь детей каким - либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.
Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может осуществляться по – разному. В состав органов самоуправления педагоги и учащиеся входят «на равных» и действуют как единомышленники. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов.
Великий педагог А.С. Макаренко советовал:
Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.
Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела.
Нужно усвоить следующие Правила развития детского самоуправления:
Важно, чтобы все дела, проводимые в школе, были коллективными, творческими.
Коллективными творческими делами являются:
Какое, где и когда провести творческое дело решает орган самоуправления. Педагоги стремятся к тому, чтобы дело, которое организуют дети, было обязательно полезным и нужным людям. Затем создается совет дела из числа энтузиастов на добровольной основе.
Совет дела продумывает полностью содержание и организует учащихся на проведение дела, разрабатывает план действия, распределяет поручения, руководит выполнением задуманного. Проведенное дело обсуждается всем коллективом. При этом все участники высказывают свое мнение об удачах и недостатках и вносят предложения на будущее.
Коллективная творческая деятельность проходит такие стадии:
Этапами организации коллективного творческого дела являются:
Велика роль педагога – организатора в развитии детского самоуправления. Имея недостаточный опыт организаторской и самоуправленческой деятельности, ученики не могут сами, без помощи и поддержки взрослых, построить жизнь. Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых ученики проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность, активность.
Педагог – организатор выполняет следующие функции
по развитию детского самоуправления:
Но самая важная функция – выявление и подготовка лидеров.
Выводы. Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Оно способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности, самостоятельности, готовности участвовать в различных проектах. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности всех школьников.
Из опыта работы детской организации «Искатели»
Детская организация школы имеет следующую структуру самоуправления: во главе стоит президент, которому подчиняется Центр Инициативы и Творчества, а он, в свою очередь назначает Совет дела. Центр представлен следующими коллегиями: спорта и здоровья, милосердия, правопорядка, досуга, по связи с общественностью и организации работы с младшими классами. Координирует всю работу педагог-организатор.
Детская организация имеет герб, гимн, девиз. На общем сборе принимаются Законы, избирается президент сроком на один год, который фактически является главой школьного самоуправления. При вступлении в должность президент произносит клятву. Он представляет интересы учащихся на заседаниях педагогического совета, отчитывается о проделанной работе на совете ЦИТ - 1раз в полугодие и на общем сборе в конце года.