Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье.
Задачи:
1. Проанализировать научные подходы к определению понятий «родительское отношение к ребёнку», «гиперопека», «родительский стиль», «стиль воспитания» и создать рабочую модель организации оптимального родительского отношения к детям;
2. Рассмотреть стили семейного воспитания;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Научно-теоретическое обоснование проблемы родительского отношения к ребёнку в семье.
1.1 Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие……………………………………………………………..9
1.2 Стили семейного воспитания и воспитательная позиция родителей…………………………………………………………………………17
1.3 Модель организации оптимального родительского отношения к детям..33
Выводы…………………………………………………………………………..40
2 Глава. Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы.
2.1Анализ деятельности школы направленный на организацию оптимального отношения родителей к ребенку ………………………………………………41
2.2 Реализация модели по организации оптимального родительского отношения к детям………………………………………………………………46
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам по обязательствам детско-родительских отношений……………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованных источников…………………………………………..62

Вложенные файлы: 1 файл

сафонова курсовая.docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

   Экспериментальное исследование было проведено в школе № 10 расположенной по адресу: г. Муром, в 3 классе.В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет - 17 девочек и 15 мальчиков, из них 11 детей являются единственными в своей семье. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. - М.: "ВАКО", 2003. - 320 с.

Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в чатности младшего школьного возраста были использованы следующие методики.[13]

 

Методика 1. Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям", который предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Результаты методики Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям" диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимена. 

 

 

 

 

№ п/п

Кумир семьи

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная ответственность

Культ болезни

Кронпринц

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

 

1

     

+

               

2

           

+

         

3

     

+

               

4

           

+

         

5

           

+

         

6

               

+

     

7

                 

+

   

8

                 

+

   

9

+

                     

10

+

                     

11

               

+

     

12

           

+

         

13

 

+

                   

14

         

+

           

15

   

+

                 

16

                 

+

   

17

                   

+

 

18

         

+

           

19

+

                     

20

           

+

         

21

                 

+

   

22

   

+

                 

23

     

+

               

24

                   

+

 

25

 

+

                   

26

   

+

                 

27

+

                     

28

 

+

                   

29

           

+

         

№ п/п

Кумир семьи

Гиперопека

Гипоопека

Безнадзорность

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная ответственность

Культ болезни

Кронпринц

Противоречивое воспитание

Смена образцов воспитания

 

30

           

+

         

31

         

+

           

32

 

+

                   

Всего

4

4

3

3

0

3

7

0

3

3

2

 

В %

12,4

12,4

9,3

9,3

0

9,3

21,7

0

9,3

9,3

6,2

 
                         


повышенная моральная ответственность - 7 чел. (21,7%)

кумир семьи - 4 чел. (12,4%)

гиперопека - 4 чел. (12,4%)

гипоопека - 3 чел. (9,3%)

безнадзорность - 3 чел. (9,3%)

"ежовые  рукавицы" - 3 чел. (9,3%)

кронпринц - 3 чел. (9,3%)

противоречивое воспитание - 3 чел. (9,3%)

смена образцов воспитания - 2 чел. (6,2%)

   Согласно данным таблицы и графических данных, можно сделать вывод о том, что в классе преобладают повышенная моральная ответственность родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, "ежовые рукавицы" - 9,3%). Для семей с единственным ребенком, а их 11, характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%).

 

Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке"

Данный тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку.

Таблица 2

Результаты методики "Тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку" на констатирующем этапе эксперимента.

 

№ п/п

Баллы

 
 

Меньше 25

25-40

40 и выше

 

1

+

     

2

 

+

   

3

+

     

4

 

+

   

5

 

+

   

6

   

+

 

7

 

+

   

8

 

+

   

9

   

+

 

10

   

+

 

11

   

+

 

12

 

+

   

13

   

+

 

14

   

+

 

15

+

     

16

 

+

   

17

+

     

18

   

+

 

19

   

+

 

20

 

+

   

21

   

+

 

22

+

     

23

+

     

24

 

+

   

25

   

+

 

26

+

     

27

   

+

 

28

   

+

 

29

 

+

   

30

 

+

   

31

   

+

 

32

   

+

 

Всего

7

12

13

 

В %

21,7

37,2

40,3

 
         


 

Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно:

меньше 25 баллов - 7 чел. (21,7%)

25-40 баллов - 12 чел. (37,2%)

40 баллов и выше - 13 чел. (40,3%)

Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе одиннадцать семей с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Реализация модели по организации  оптимального родительского отношения  к детям.

 

   Воспитание детей - обязанность родителей. Но обязанность самая счастливая, так как приносит человеку чувство радости и удовлетворения.    Ребенка воспитывает все то, что его окружает: люди, вещи, природа, искусство, книги. Но особое место в его воспитании принадлежит родителям.    Семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая воздействие на весь его внутренний мир. А если родители не осознают значимость семейного воспитания, если сильно опекают ребенка или, наоборот, не придают внимания воспитанию ребенка, у детей формируется неадекватное поведение, проблемы в общении с людьми, в формировании целей и взглядов, которые приведут к нежелательным последствиям. Поэтому очевидна значимость коррекции такого поведения. И чем раньше это произойдет, тем лучше будет самому ребенку.

Для выявления организации оптимального родительского отношения к детям мною применялись различные методики: анкетирование, диагностика, наблюдение. В исследованиях я опиралась на работы В.К. Лосевой (тест "Моя семья"), Т.А. Репина (методика "Секрет"), Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (Методика изучения самооценки), И.М. Панфилова (проекционный рисуночный тест "Кактус"), Р.В. Овчаровой (тест "Ваш стиль отношений с ребенком).

По результатам анкетирования родителей (тест по Овчаровой) 22% опрошенных - имеют высокий уровень взаимопонимания с детьми, 52% недостаточный и у 26 % родителей отмечается отсутствие взаимопонимания с детьми.

Проведенная диагностическая работа выявила следующие результаты:

Одиннадцать детей, которые являются единственными в семье, имеют отклонения в поведении. А именно 4 ребенка гиперопекаемы, результаты совпадают с тестом опросником "Выявление родительского отношения к детям". На основании этого я определила методы и приемы коррекции девиантного поведения детей этой категории.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы.

С детьми проводилась:

сказкотерапия;

музыкотерапия;

психогимнастики;

совместные мероприятия родителей с детьми;

телесная терапия;

драмотерапия;

игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.

С родителями:

консультации;

индивидуальные беседы по конкретным ситуациям;

совместные мероприятия родителей с детьми;

круглые столы.

В коррекции девиантного поведения помогает сказкотерапия. Сказочная история часто бывает самой короткой дорожкой к внутреннему миру ребенка. Работа со сказкой создают невидимый мост между ребенком и взрослым.

   В результате проведенной работы удалось скорректировать поведение 4 гиперопекаемых детей, из них 3 мальчика и 1 девочка.

   Результаты коррекционно-педагогической работы на примере гиперопекаемых детей следующие. По данным наблюдений, бесед и анкетирования родителей выявилось, что такие дети:

слабохарактерны,

безволевые,

вялые,

зависят во всем от мнения своих родителей,

нерешительные,

являются изгоем в обществе сверстников,

несамостоятельны,

боятся сделать ошибку в чем-либо.

В течение 2 недель мною применялись методы и приемы:

игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе ("Стул любви и дружбы", "Яша");

телесная терапия ("Рыбаки и рыбки", "Соломинка на ветру");

Сказкотерапия "Муравьишки";

психогимнастика ("Зеркало", "Зайчики и слоники");

музыкотерапия (маршевые, веселые, быстрые мелодии).

В результате удалось преодолеть некоторые отклонения в их поведении. Ребята стали:

более активно участвовать в совместных подвижных играх,

стали соглашаться на роли в сюжетных играх "Поездка в транспорте", "Моряки" и т.д.

стали пытаться самостоятельно принимать решения.

С родителями этой категории детей проводилась работа в виде:

Консультаций "Неоправданные родительские ожидания. К чему это приведет?", "Любить детей не "за что-то", а за то, что они просто есть",

"Рекомендации родителям гиперопекаемых детей".

Круглого стола "Семейные традиции".

   Результаты свидетельствуют о положительной динамике коррекции поведения гиперопекаемых детей. Стала очевидной тесная зависимость воспитания ребенка в школьном учреждении от семейного воспитания. Если педагоги и родители будут слышать друг друга, сотрудничать, можно будет с уверенностью говорить об эффективности коррекционно-педагогической работы.

   Таким образом, после определения причин отклонения в поведении детей и правильном подборе методов и приемов его коррекции удается исправить девиантное поведение детей этой категории, а также помогут рекомендации по воспитанию ребенка.

 

2.3 Практические рекомендации родителям  и педагогам, направленные на  оптимизацию обязательств детско-родительских  отношений

 

   Воспитание детей – непростая задача. Взрослые отвечают за заботу и формирование личности маленького ребенка, и это определяет, каким будет ребенок, когда вырастет. К сожалению родителей, дети не рождаются с инструкциями по использованию, которые бы подсказали, что именно нужно делать и когда, чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, ответственным человеком.

  Помня о том, что все люди отличаются друг от друга, у каждого своя динамика в семье, существует ряд полезных советов, которые рассматриваются, как универсальные рекомендации по воспитанию детей.

- Вам нужно быть участвующим  родителем. Зная о том, что происходит  в школе и других сферах  жизни вашего ребенка, вы сможете  удостовериться в том, что они  придерживаются правильного пути. Также важно суметь определить  возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление  наркотиками. Будучи вовлеченными  в школьные занятия и установив  хорошие отношения с преподавателями  вашего ребенка, вы сможете показать  ему, насколько вы заботитесь  о нем.

- Не нужно зависеть от школы, чтобы научить ребенка всему, что ему нужно знать. Учителя  не могут сделать все сами. Важно, чтобы вы помогали своему  ребенку учиться, и то, что вы  будете работать со своим ребенком  дома, улучшит то, как он/она будет  учиться в школе. Не забывайте  каждый вечер проверять его  уроки, а также дайте ребенку  понять, каковы ваши ожидания.

- Не наказывайте ребенка в  присутствии других людей. Если  ваш ребенок плохо себя ведет, отведите его в сторону и  объясните, что он сделал неправильно, и каким будет его наказание. Наказывая ребенка в присутствии других людей, вы только придете к ненужному смущению, которое может навредить самооценке вашего ребенка.

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы