Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье.
Задачи:
1. Проанализировать научные подходы к определению понятий «родительское отношение к ребёнку», «гиперопека», «родительский стиль», «стиль воспитания» и создать рабочую модель организации оптимального родительского отношения к детям;
2. Рассмотреть стили семейного воспитания;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Научно-теоретическое обоснование проблемы родительского отношения к ребёнку в семье.
1.1 Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие……………………………………………………………..9
1.2 Стили семейного воспитания и воспитательная позиция родителей…………………………………………………………………………17
1.3 Модель организации оптимального родительского отношения к детям..33
Выводы…………………………………………………………………………..40
2 Глава. Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы.
2.1Анализ деятельности школы направленный на организацию оптимального отношения родителей к ребенку ………………………………………………41
2.2 Реализация модели по организации оптимального родительского отношения к детям………………………………………………………………46
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам по обязательствам детско-родительских отношений……………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованных источников…………………………………………..62

Вложенные файлы: 1 файл

сафонова курсовая.docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

- Старайтесь не сдаваться или  уступать, если вы уже сказали  «нет». Сказав ребенку «нет», а  потом, отступив, когда он/она начинает  раздражаться, вы только научите  его, что раздражение – это  способ получить то, что он  хочет. Это только усилит плохое  поведение, нежели научит хорошему.

- Признавайте правильное поведение  вашего ребенка и его достижения. Хвалите ребенка за хорошо  выполненную работу и тем самым  поощряйте его хорошее поведение. Концентрируйтесь больше на позитивном, чем на негативном.

- Не заставляйте ребенка заниматься  факультативными занятиями. Если  ребенок хочет принимать в  них участие, не заставляйте. Ребенку  необходимо получать удовольствие  от участия в дополнительных  занятиях, а не бояться их.

- Иногда уделяйте время и  себе. Очень просто переутомиться, если вы находитесь с ребенком  в течение двадцати четырех  часов в сутки семь дней  в неделю. Пусть ваши родители  или кто-нибудь еще иногда помогают  вам, чтобы вы могли устроить  себе перерыв. Вы заметите, что  ваш уровень напряжения снизится, и что вы будете чувствовать  себя намного лучше, когда вернетесь  домой.

- Регулярно разговаривайте со  своим ребенком о давлении  со стороны сверстников, наркотиках, алкоголе, сексе и т.д. Позвольте  вашему ребенку знать, что он  может прийти к вам с любым  разговором, что вы поможете ему  справиться с любыми проблемами, с которыми он может столкнуться. Научите их опасности курения  и другим подобным явлениям. Недостаточно  сказать об этом один раз, так как дети взрослеют, они постоянно сталкиваются с давлением сверстников и попадают в сложные ситуации.

- Научите своих детей ценить  деньги. Как можно раньше научите  их тому, как работает экономическая  система и что важно откладывать  деньги на будущее. Научите их  тому, что в жизни нельзя получить  что-то просто так, и что нужно  заработать на то, что тебе  хочется.

- Научите своих детей ответственности, предлагая им различные задания  по дому и мотивируя выполнять  их. Удостоверьтесь, что вы даете  им задания, соответствующие их  возрасту, объясните, что они должны  помогать вам, выполняя эти задания.

- Цените независимость. Научите  детей заботиться сами о себе.

   Если ваш ребёнок ещё не достиг того возраста, когда дисциплина становится предметом споров и разногласий, или же если вы устранили одну проблему и хотите избежать другой, вот несколько советов, как, справляться с естественным непослушанием, чтобы оно не переросло в проблему поведения.

1. Старайтесь всегда обращать внимание на хорошее поведение ребенка и хвалить его. Конечно, проще отнестись к тем периодам, когда ребенок ведет себя «примерно», как к лишней возможности отдохнуть, сесть перекусить, полить огород, почитать книгу или расслабиться, чтобы набраться сил. Вы можете этим заняться, но все же постарайтесь отдать часть своего внимания ребенку — скажите ему доброе слово, погладьте по головке, проходя мимо, прокомментируйте его игру, подскажите какой-нибудь «новый ход». Такая нарочитая похвала за хорошее поведение на первых порах может показаться вам неуместной, но очень скоро это войдет у вас в привычку. Вам, действительно, стоит делать это, ведь столько проблем возникает просто из-за неудовлетворенной потребности во внимании.

2. Ваши правила должны быть четкими, простыми и неизменными. Проверьте, хорошо ли представляет себе ваш ребенок, что вам нравится в его поведении, а что – нет. Делайте скидку на его возраст и уровень умений, но как только вы будете четко знать, что ребенок может выполнять определенное правило - сразу дайте ему понять, что это именно то, чего вы от него ждете. Конечно, маленький хитрец будет проверять ваши правила «на прочность», поэтому вам следует заранее продумать вашу реакцию на возможную проверку. Пусть ребенок гордится собой, когда сам вспомнит те правила, которые вы установили.

3. Давайте позитивные указания. Жизнь с непоседливым дошкольником  может показаться бесконечной  чередой запретов — «Не делай этого», «Не трогай то», «Прекрати» и во главе всего этого будет «НЕТ». Если эти фразы наводят тоску на вас, то уж тем более на ребенка. Со временем все эти «нет» и «не делай» будут влетать ему в одно ухо и вылетать из другого. Поэтому формулируйте свои указания иначе - говорите ребенку то, что ему следует делать. Они будут звучать позитивно и более разнообразно (и, следовательно, будут интереснее). Если вы оставите свои «нет» и «нельзя» для критических ситуаций, они будут иметь больший вес.

4. На разные проявления непослушания  ребенка реагируйте по-разному. Если  на любое проявление непослушания  вы будете реагировать одинаково  жестко, у вас ничего не останется  «про запас» на случай, когда возникнет действительно серьезная ситуация (например, угроза безопасности ребенка). Хорошо, если у вас будет достаточно большой диапазон реакций, и в каждой конкретной ситуации вы будете использовать наиболее «мягкий» вариант, из тех, которые могут оказаться действенными. Некоторые из них в этой главе мы уже обсуждали, но если нежелательное поведение ребенка еще не закрепилось, можно подумать и о таких решениях:

-Перестановка предметов: Уберите определенные вещи подальше от ребенка или измените их расположение в комнате, чтобы исключить для него соблазн ими воспользоваться. Этот прием особенно хорошо применим по отношению к маленьким детям, когда ребенок еще не видит разницы между маминым дорогим фотоаппаратом и своим игрушечным, или между учебниками сестры и своим альбомом для «каляк».

-Игнорирование поступка: Если действие ребенка не производит никакого эффекта, то он, может быть, и не повторит его. Даже если вам и придется вмешать¬ся, вы можете сделать это, не глядя на ребенка или не разговаривая с ним. Если с этим поступком связан еще один ребенок (который не был виноват), обратите на него все свое внимание, демонстративно не замечая провинившегося.

-Предложите другое занятие: Дав ребенку позитивное указание, вы можете отвлечь его от проказ и занять чем-то более полезным.

-Твердое «Нет»: Резко сказанное «Нет!» или «Перестань!» может отвлечь ребенка от того, что он делает или собирается сделать, так что в этот момент вы сможете предложить ему другое, позитивное занятие. Не повторяйте  «Нет» - если оно способно подействовать, то подействует сразу. Мягкость в этот момент может породить глухоту.

-Напоминание: Дайте ребенку шанс исправиться самостоятельно. Напоминания типа «Что папа только что сказал?» или «А какое у нас правило насчет ножей?» дадут ребенку возможность подумать еще раз.

-Лишение удовольствий: Этот способ лучше всего помогает при работе с детьми постарше, но его можно применить и тогда, когда не слушается маленький ребе¬нок, но только если лишить его удовольствия сразу. Если в ответ на провинность, совершенную в начале обеда, вы объявите, что «сегодня мороженого не будет», то эта мера может не возыметь действия, в то время как лишение сладкого за провинность, допущенную тогда, когда все приступают к десерту, может заставить ребенка задуматься.

-Оставить поведение ребенка без внимания (см. «Реакция на нежелательное поведение ребенка»).

-Физическое наказание: Его всегда нужно избежать, но многие родители считают, что в некоторых обстоятельствах оно оправдано. Не забывайте, что если вы будете регулярно шлепать ребенка, то он может решить, что это нормальный стиль поведения: «Если папа меня шлепает, почему бы и мне это не сделать?» Сохраните такое наказание для потенциально опасных ситуаций, например, для случаев, когда ребенок выбегает на дорогу.

-Всегда избегайте:

-споров о правилах;

-криков (пока вы в состоянии с собой справиться); изменения своего решения;

-остановок на полпути;

-наказания типа «зуб за зуб» («Ты ущипнул меня, поэтому я сделаю то же самое»).

Все это может только ухудшить положение, к тому же есть столько альтернативных вариантов.

  5. Объясняйте ребенку, что вам не нравится то, что он делает, но его самого вы любите. Не всем родителям нужно об этом говорить, но ребенка довольно легко ввести в заблуждение, даже не желая этого. Ваши чувства должны быть выражены словами, понятными ребенку. Между словами «Ты будешь сидеть у себя в комнате, потому что ты непослушная девочка» и «Ты будешь сидеть у себя в комнате, потому что ты вылезла из окна» - огромная разница.

   Как воспитывать единственного ребенка? Чтобы не привить своему ребенку эгоизм или излишнюю застенчивость, нужно правильно подойти к вопросам воспитания. Безусловно, воспитывать любого ребенка необходимо в заботе и любви, но всего этого должно быть в меру. Ребенку нужно научиться понимать, что все окружающие люди не меньше его самого нуждаются во внимании и любви.

   Пусть ребенка часто окружают сверстники. Отдать его в детский сад, даже если бабушка свободна от работы и может посидеть с ним. Не надо бояться, что в саду ребенок нахватается болячек. Это, кстати, даже по мнению медиков пойдет ребенку только на пользу. Многими болезнями лучше переболеть в детстве, чем мучиться от них потом.

    Пусть у ребенка будут друзья, чтобы он мог делать сравнение себя с ними, а не со взрослыми, которые рядом. Не плохо бы завести связи с другими родителями, у которых есть маленькие дети. Пусть ребенок как можно меньше пребывает в компании посторонних взрослых.

   Даже если у ребенка нет родного брата и родной сестры у него скорее всего есть двоюродные или троюродные родственники. Обязательно надо поддерживать с ними родственные связи, пусть ребенок приучается к уважительному и нежному отношению ко всем членам семьи. Объяснить ребенку, что даже если нет родного брата или сестры, у них все же может быть большая и дружная семья.

   Не давать ребенку собой управлять. Не стремиться по первому пожеланию исполнять все прихоти ребенка, даже если имеются все возможности для этого. Ряд некоторых ограничений принесет лишь пользу. Очень важно воспитывать в ребенке самостоятельность. Дать ему возможность чаще помогать родителям. Так ребенок станет чувствовать себя увереннее, он сможет справиться с любыми трудностями в отсутствие взрослых.

   Пусть ребенок поймет, что в жизни нужно уметь не только получать, но и отдавать что-то взамен. Тогда из него не вырастет эгоист или боязливый скромник. Доказано, что дети, чувствующие родительскую любовь, всегда становятся счастливыми, даже если в жизни не все идет так, как хотелось бы.

 

Выводы

 

   Дефекты поведения единственных детей обусловливаются не биологическими, а социальными факторами, это именно то, на что я опиралась, проводя коррекционную работу с детьми. Такие дети, не будучи больными и психически ненормальными, в своей массе являются социально и педагогически запущенными, где повинными оказываются дурная среда и неправильная постановка воспитания, о чем свидетельствуют результаты тестирования и опросников. Практика и художественная литература дают много убедительных примеров дурного воспитания окружающих и порчи, таким образом, характера ребенка. Если ненормальная, уродливая среда калечит ребенка, создает неудачников, нервных людей и т.д., то среда здоровая, приспособленная к особенностям ребенка, способна воспитать и перевоспитать его, сделав из него социально полноценную личность.    Единственные дети нуждаются в социальных мерах, т.е. в создании около них здоровой физической и психической среды, которая постепенно вела бы их характер к выравниванию, исправлению, нервную же систему к закаливанию и успокоению. В этом деле необходимы индивидуально-педагогическое влияние и психогигиенический режим, назначаемый в каждом отдельном случае. Родители не должны превращать единственного ребенка в "игрушку", надо по возможности меньше с ним "носиться, возиться", не изнеживать его характер, воспитывать в коллективе детей, помня, что только в общении со сверстниками ребенок остается ребенком.    Следует как можно раньше отдавать его в детский сад и школу, а не ограничиваться только домашним воспитанием. В некоторых неблагоприятных случаях неизбежна временная изоляция ребенка из семьи. Перевоспитание одиноко растущего ребенка проводится не только путем индивидуальных мероприятий, но также путем "коллективизации"  т.е. через детский коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

 

   Один ребенок в семье. Кто-то говорит, что это хорошо, потому, что в этом случае ребенок получает все родительское внимание, заботу и любовь. Кто-то говорит, что это плохо, так как в этом случае единственное чадо может стать избалованным и эгоистичным, что негативно скажется на его отношениях. И то и другое может оказаться верным.

   Считается, что положение единственного ребенка в семье имеет больше минусов, чем плюсов. Присутствие братьев и сестер заставляет ребенка учиться сотрудничеству, учитывать интересы себе подобных. Конечно, происходит это не без трудностей и страдания, не обходится здесь без ревности и конкурентной борьбы. И, тем не менее, это школа отношений, где маленький человек ежедневно учится компромиссам, где, в конце концов, у него складывается способность принимать во внимание не только свои потребности, но и потребности окружающих.

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы