Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье.
Задачи:
1. Проанализировать научные подходы к определению понятий «родительское отношение к ребёнку», «гиперопека», «родительский стиль», «стиль воспитания» и создать рабочую модель организации оптимального родительского отношения к детям;
2. Рассмотреть стили семейного воспитания;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Глава. Научно-теоретическое обоснование проблемы родительского отношения к ребёнку в семье.
1.1 Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие……………………………………………………………..9
1.2 Стили семейного воспитания и воспитательная позиция родителей…………………………………………………………………………17
1.3 Модель организации оптимального родительского отношения к детям..33
Выводы…………………………………………………………………………..40
2 Глава. Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы.
2.1Анализ деятельности школы направленный на организацию оптимального отношения родителей к ребенку ………………………………………………41
2.2 Реализация модели по организации оптимального родительского отношения к детям………………………………………………………………46
2.3 Практические рекомендации родителям и педагогам по обязательствам детско-родительских отношений……………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованных источников…………………………………………..62

Вложенные файлы: 1 файл

сафонова курсовая.docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

   Для развития психики каждый ребенок требует собственного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

   Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства.      Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

   Особенностью родительского отношения к единственному ребенку является гиперопека. Откуда берется гиперопека? Психологи, изучающие этот феномен, выявили парадоксальную, но в то же время очень логичную

вещь: в основе гиперопеки лежит огромная агрессия, направленная на ребенка, которая не осознается родителем, и проявляется в том, что ребенка, по сути, лишают собственной жизни.

   Известный польский педагог Януш Корчак писал по этому поводу следующее: "Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить".[23]

Именно преувеличенные страхи за ребенка часто ложатся в основу гиперопеки. Если матери реально кажется, что ее ребенка все обижают или малейшая его активность приведет к какой-то трагедии - он заболеет всеми возможными болезнями, если подойдет к окну, упадет из него, если начнет дружить с ребятами, то обязательно с плохими, если пойдет в школу один, его обязательно собьет машина, и т.д. - это повод обратиться к психотерапевту.

   Есть несколько симптомов, отличающих здоровый страх от нездорового. Одно из главных отличий здоровой тревоги - способность ею управлять и обсуждать ее, не впадая в гневные реакции оттого, что нас окружают не понимающие люди.

   Для любой матери ребенок - это ее часть. Но в этой огромной любви, тяге к тому, чтобы включить в себя этого ребенка и никогда никому не отдавать, начинаются зерна гиперопекающего поведения. К примеру, когда мама говорит, что не может пойти в кино, потому что ее двухлетний сын не в состоянии провести 2,5 часа с бабушкой, это гиперопека. Потому что, если бабушка с дедушкой не наркоманы, не алкоголики, не рецидивисты и не уголовники с психиатрическими заболеваниями, двухлетний ребенок вполне может провести с ними время.

   Как заметить гиперопеку? Один из ярких признаков гиперопекаемости в поведении ребенка - это отсутствие потребности в общении и расширении социальных контактов. У таких детей очень замкнутый социальный круг. Им как бы не нужны друзья, не нужна компания. С определенного возраста им

гораздо комфортнее дома. Бывает и так, что мама активно участвует в социальной жизни вместе с ребенком. Вопрос в том, есть ли у ребенка своя жизнь, в которой нет мамы. Есть ли у него друзья, о которых мама не знает, походы в театр, в которых мама не участвует и так далее.

   Второй признак - несамостоятельность, ну о ней мы уже упоминали ранее.

   Чем раньше родители окажутся в состоянии распознать признаки гиперопеки в своем ребенке и проявить готовность к коррекции собственного поведения в отношении ребенка, тем выше шансы на успех. А успех в данном случае - ребенок, выросший в итоге в человека, способного справляться с трудностями, выстраивать отношения с другими людьми, знающего свои возможности и готового эти возможности реализовывать.

   Эти способности никогда не разовьются, если с раннего детства ребенку словом и делом доказывают:". ты слабый, ты беспомощный, ты сам не справишься." В результате, даже в 20 лет, имея успешный опыт окончания школы и учебы в институте, человек подходит к началу рабочей жизни с внутренней уверенностью в собственном бессилии.

   По мнению психологов, родителю нужно научить ребенка одной главной вещи: самому определять, когда и какая помощь ему нужна, и эту помощь просить. Либо отказываться от помощи, когда она не требуется.

   Кому свойственна гиперопека? Кто ее проявляет? Матери, воспитывающие ребенка в одиночестве. Реже, одинокие отцы и в основном, в отношении дочери. Матери, имеющие доминирующее положение в семье.

   Отцы к воспитанию ребенка не допускаются. Мать непроизвольно создает психологическую установку на зависимость от нее детей.

   Матери, которые имеют истерические черты характера, добивающиеся признания любой ценой. Ребенок в данном случае является средством достижения признательности. Он окружается ореолом исключительности.

   Мать лепит из него то, что может возвести ее на пьедестал.

Родители или один из супругов, семья которых потеряла эмоциональную сплоченность. Они склонны компенсировать утраченную близость, перекинув на ребенка свое усиленное внимание.

   Родители, имеющие инертное родительское отношение к подросшему ребенку. Им просто лень либо некогда предъявлять к ребенку более серьезные требования. Они продолжают опекать его, делать все за него и вместо него. Также такое отношение к ребенку имеют родители, для которых гиперопека, превосходство над малышом является единственной возможностью личного самоутверждения. Взросление ребенка пугает таких родителей и они разыми способами стараются удержать ребенка в положении маленького дитятки.

   Главная неблагоприятная роль гиперопеки - передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

   Еще одно проявление гиперопеки. Родители устанавливают жесткий контроль по отношению к своему ребенку. Основным действующим лицом выступает мать. Существует даже специальный термин - "шизофреногенная мать". Этот термин (schizophrenogenic mother), определяет доминирующий тип абсолютно здоровой, не имеющей патологий женщины, которую не интересуют потребности остальных. Такая мама характеризуется необоснованным волнением за свое чадо, и, как следствие, установления над ним властвующего режима. Действия ребенка находятся под постоянным контролем. Мать сама буквально расписывает планы на жизнь и следит за их четким выполнением. Случается, что такой контроль над ребенком длится до пенсионного возраста.

   Ребенок попадает в затруднительную ситуацию из-за двойственного отношения матери, и иной раз ему очень сложно понять чего же от него хотят. С одной стороны, мать разрешила определенное действие. При этом, по мимике, жестам и другим невербальным знакам, ребенок видит, что действие вызовет негативную реакцию. А дети очень тонко чувствуют все эти моменты.

   Проявления материнской любви, заботы и ласки у "шизофреногенной матери" преобразуются в постоянный контроль. Занятия и проблемы ребенка становятся ей не интересны. Для нее очень важно, чтобы ребенок не выпал из составленного ею графика, и находился в состоянии постоянного подчинения. Ее не интересует, что он изучает, с кем общается, чем увлекается, главное, чтобы результаты соответствовали намеченному ей плану. Придя со школы, ребенок получит вопрос об отметках, а не о том, как он себя чувствует.

   Выросший в таких условиях человек, отличается эмоциональной холодностью, он испытывает затруднения в проявлении своих чувств к окружающим его людям. Он характеризуется отсутствием своего личного мнения, желаний, интересов, не умеет придерживаться общепринятых правил и норм поведения, не умеет принимать решения - он ждет, что им будут командовать и распоряжаться. У него возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающим его миром. Обычно таких людей называют "не от мира сего".

   Психолог Эрнст Кречмер говорил о том, что дети, склонные к шизоидному типу, никогда не посмеют пойти против своих родителей, высказать им свое мнение, и, шутя, назвал их "мечта и радость матерей".

Внутренний мир ребенка полностью противоположен реальности. Он яркий, бурлящий, насыщенный, ребенок представляет себя супергероем, он сам принимает решения, мечтает. Но этот мир скрывает каменная стена, и при малейшем проникновении на "закрытую территорию" ребенок будет реагировать раздражительно.

   Это стандартная схема неправильного воспитания, которое приводит к патологическому развитию личности. Акцентуация характера при этом формируется шизоидного (шиза - расщепление) типа, перерастающая в самые разные патологии.

   Да, воспитать единственного ребенка непросто, имея такие психологические проблемы у себя и ни чего о них не подозревая. Тут есть множество нюансов, которые лучше учесть родителям. Из-за чрезмерной опеки и потакания всем детским капризам из ребенка может получиться один из нижеописанных типов личности.

   Тип первый - застенчивый. Застенчивость - серьезный барьер, отрицательно влияющий на общение ребенка со сверстниками и на его успехи в учебе и в делах, требующих проявления общительности. Болезненная застенчивость у детей связана с неуверенностью в себе и низкой самооценкой, которые, в свою очередь, вызывают страх показаться смешным и получить негативную оценку со окружающих. Такие дети, попадая в большой и незнакомый коллектив, ощущают острое чувство растерянности, смущения, боятся проявить инициативу в общении, не хотят принимать участие в различных детских играх и легко попадают под чужое влияние. У застенчивых детей обычно слабо развито чувство собственного достоинства и самоуважения.

   Исправить застенчивость и боязливость в ребенке сложнее, чем просто не допустить их появления, но все же, спасти ситуацию можно, причем, чем раньше, тем лучше. Прежде всего, родители должны перестать постоянно критиковать своего ребенка, называть его такими обидными словами, как "бестолочь", "неумеха", "растяпа" и др, ведь они, таким образом, не воспитывают ребенка, а только формируют в нем комплекс неудачника и чувство неполноценности. Нужно не только позволять ребенку проявлять инициативу, но и поощрять его к этому, а если у него что-то плохо получается, то не ругать надо, а просто показать, как это сделать правильно, и дать возможность ребенку самому исправить ситуацию. Чтобы ребенок смог поверить в собственные силы, ему нужно дать возможность проявить себя в различных областях: учебе, хобби, домашних делах и др. Желательно записать ребенка в какой либо кружок или секцию, учитывая его собственное желание, где он сможет раскрыть и проявить свои таланты и способности, поднимая таким образом собственную самооценку. Ребенок должен почувствовать, что он может успешно делать самостоятельно многие вещи и при этом не случается ничего плохого. Родители должны не забывать почаще хвалить и поощрять своего ребенка за самые малые достижения и не забывать говорить ему о том, что даже если у него что-то и не получается, все ровно он хороший и родители его очень сильно любят.

Второй тип - эгоистичный. Такой ребенок всерьез думает, что он особенный, а окружающие люди стоят рангом ниже его. Он тяжело адаптируется в любом коллективе, так как не хочет подстраиваться под других. Четкие правила, режим и определенные ситуации его раздражают, он считает, что все должно быть наоборот. Такой ребенок маленький деспот, но в будущем он превращается в большого эгоиста. Он навсегда привыкает считать свою персону наиболее значимой и важной. Человек не может даже допустить, что у кого-то другая точка зрения на какие-либо явления. Из-за этого он не может понимать других людей, не способен к объективности.

   Другая сторона "воспитанного" эгоизма - это инфантилизм. Такой человек считает, что окружающие должны о нем заботиться, но сам заботиться о ком-то не способен. Он несамостоятелен, некритичен по отношению к себе, имеет чувство незащищенности и является вечным ребенком. Единственный ребенок в семье - типичный случай гиперопеки.

   Многие родители пытаются оградить своего ребенка от всего, причем не обязательно от чего-то плохого, а иногда от всего. Такая слишком сильная любовь не бывает слишком хорошей, она портит жизнь и ребенку, и родителям. Через какой-то промежуток времени ребенок просто пожелает убежать от родителей подальше и хорошо, если у него это получиться, а не он поймет, насколько беспомощен, ведь за него всю жизнь выполняли все задачи. Так стоит ли сильно опекать ребенка? Несомненно, дети - это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, но они не собственность, они отдельная личность. И задача родителей заключается в том, чтобы рассказать о хорошем и о плохом. Помочь, когда действительно нужна помощь, и направит в нужное русло. Но не жить их жизнью и не разрешать им жить жизнью родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.4 Модель организации оптимального родительского отношения к детям

 

   В своем ребенке можно любить повторение себя, можно увидеть любимые или, наоборот, неприятные, отвергаемые черты его отца или матери. Отношения с детьми, любовь к детям — сложное переплетение всех отношений в семье. Вместе с тем ребенок не только получает родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает сильное влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и к друг к другу. Дети, становясь важнейшими членами семьи, формируют тот или иной климат, атмосферу семейной жизни.

   Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях, над поведением родителей позволили психологам дать описание различных типов воспитания.

   Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Информация о работе Организация социально-педагогической деятельности с детьми и родителями в условиях школы