Основные подходы к оценке качества подготовки учащихся и способы их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………. 3
Сведения из истории………………………………………..…................... 5
Сущность понятия……………………………………………………….... 8
Проблема качества образования как проблема контроля
и оценки образовательной деятельности…………………………………. 12
Методологические подходы и ведущие задачи управления качеством образования……………………………………………………………….. 15
Принципы контролирования успеваемости………………………………………… 17
Этапы проверки успеваемости…………………………………………………………….. 19
Виды, формы и организация контроля качества обучения………….... 22
Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения… 28
Рейтинговая система оценивания……………………………………….. 31
Поощрение и наказание как методы стимулирования……………………….. 36
Психолого-педагогические аспекты тестирования……………………. 41
Заключение……………………………………………………………….. 42
Список литературы………………………………………………………. 48

Вложенные файлы: 1 файл

ССОРО реферат.docx

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 Качество подготовки учащихся  проблема сложная, спорная требующая  серьезного изучения.

В настоящее время проведение целостного учебного процесса не представляется возможным без систематического контроля знаний, так как контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его  стороны привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей школы. Без хорошо налаженной проверки и  своевременной оценки результатов  нельзя говорить об эффективности обучения.

Проблеме контроля знаний учащихся в отечественной литературе уделяется  большое внимание многими авторами, такими как Сластенин В.А., Беспалько  В.П., Аванесов В.С., Челышкова М.Б., а  также многими другими современными педагогами. В их трудах рассмотрены  виды и формы контроля знаний учащихся, а также выделена их характеристика.

Анализ педагогической литературы и потребностей педагогической практики позволил сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: какова эффективность разработки и внедрения  прогрессивных методов контроля знаний в процесс обучения. Решение данной проблемы составило цель наше работы.

Основные задачи контроля качества учащихся:

  1. Формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.
  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
  3. Формирование готовности к самообразованию, определению уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Результат процесса обучения:

  достижение этих целей  обеспечивает развитие школьника  – появление качественных изменений  в его физическом, психическом  и духовном развитии. А именно, сформированное умение добывать  знания, осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей  деятельности с образцом, самостоятельность  в оценке процесса и результата  решения учебной задачи. Это высокий  уровень психических процессов,  особенно важных для деятельности учения, воображения, мышления, связной речи, сформированных умений использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема качества образования  как проблема контроля и оценки образовательной  деятельности

    В течение десятилетий, несмотря  на декларируемые цели гармонического  развития личности, в отечественной  системе образования доминировал  традиционный подход к оценке  достижений учащихся. Естественно,  что в такой модели проблема  качества образования не атрибутировалась  как собственно проблема достижений  учащихся, а трактовалась как  результативность, эффективность процесса  обучения, связанная прежде всего  с деятельностью учителя.

    Сегодня большинство стран Центральной  и Восточной Европы, в том числе  и Россия, выработали основы политики  контроля и оценки образовательной  деятельности в рамках глобальной  реформы систем образования своих  стран. Эти страны приступили  к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом  национальной политики в области  образования и контроля его  качества как составной части.  Эти нормы (стандарты) являются  необходимой основой для определения  целей образовании, создания единого  в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен  единый уровень общего образования,  получаемого молодыми людьми  в разных типах образовательных  учреждений.     

Однако  в целом в России еще не приняты  необходимые меры для создания регулярной системы оценки работы учебных заведений  и системы образования в целом. Необходимо отметить, что в этой сфере существует фундаментальное  противоречие: с одной стороны, автономия  учебных заведений и преподавательского корпуса от государства в сфере  определения программ обучения значительно  расширяется, а с другой стороны, автономия учебных заведений  и преподавателей может вступать в противоречие с систематическим  процессом оценки результатов их деятельности со стороны государства. Несмотря на активное обсуждение данной проблемы в педагогической науке, в образовательной практике сохраняется ориентация на традиционную модель оценки достижений учащихся. Система образования сохраняет ряд характерных особенностей, которые оказывают негативное влияние на проведение государственной политики по повышению качества образования:

  • отсутствует единое концептуальное понимание проблем качества и подходов к его измерению;
  • оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего к оценке качества обучения;
  • отсутствует общероссийская система оценки качества образования на основе регулярно собираемой и обрабатываемой информации;
  • в образовательной практике доминирует ориентация на подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, а следовательно, на результаты обучения, выраженные в знаниях, умениях и навыках.

    Каким же должно быть образование  XXI века?

    Ответ на этот вопрос определяется  спецификой нашего времени. Современное  российское общество переживает  переходный период смены типа  общества, типа культуры и образования,  поэтому кризисные процессы охватили  сегодня все стороны жизнедеятельности  общества: экономику, политику, культуру  и образование. Обострением разнообразных  противоречий характеризуется и  международная обстановка  XXI века. Экологические проблемы, межнациональные и межгосударственные конфликты негативно сказываются на духовном состоянии личности, её жизнеспособности.

    Жизнеспособная личность - это личность, которая обладает следующей системой качеств:

  • владение минимально необходимым или максимально возможным (в зависимости от образовательных возможностей) объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей; 
  • сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии; 
  • владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
  • социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры; 
  • интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучших проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;
  • личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства; 
  • жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения.

 

 

 

 

 

Методологические подходы и ведущие

задачи управления качеством образования.

 

Управление качеством  образования  есть сложная социальная, целенаправленная, динамическая, рефлексивная система, цель которой состоит:

  • в объединении и интеграции организационных, нормативно-правовых, 
    программно-методических, учебно-материальных, научных, кадровых, управ 
    ленческих, финансово-экономических и иных усилий и ресурсов;
  • в задействовании всех структур школы как педагогической системы 
    (на основе научных принципов и закономерностей; с учетом многообразных 
    факторов и условий) в интересах достижения высокого уровня качества 
    функционирования и развития образовательного процесса, а также 
    результатов, отвечающих соответствующим стандартам.

 

   Методологическими  основаниями управления качеством  образования являются: системный, личностно-деятельностный, квалиметрический, управленческо-технологический, кибернетический, ситуационный и рефлексивный подходы.

Ведущие задачи управления качеством образования.

  1. Прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) 
    подготовки выпускника, которые школа предполагает получить «на выходе» образовательного процесса, то есть определять требуемое в будущем 
    качество образования.
  2. Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества 
    образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
  3. Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими 
    требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, 
    появление его новых свойств возможно только через развитие  
    образования (то есть через инновационный процесс).
  4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие 
    требуемому, стандартам.

Проблема  качества образования во всем мире признается одной из приоритетных, требующих безотлагательного решения. С этой целью должны быть определены основные составляющие национальных систем по обеспечению качества, набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки. Основная ответственность за обеспечение качества образования лежит на каждом из образовательных учреждений (ОУ).

Начиная с середины 90-х гг. XX века школы стали активно искать пути изменения ситуации к лучшему. Их реакцией на резкое изменение внешней среды и внутренних условий был поиск путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством.

В настоящее время в образовательных  учреждениях России используются три основные модели управления качеством образования - Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT-анализ), Модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщего управления качеством), Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2000.

 

 

 

 

 

Принципы контролирования  успеваемости

Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Педагоги спорят, что должна показывать оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ  и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

  • объективность,
  • систематичность,
  • наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, ровном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или, как часто говорят в последнее время, диагностических, процедур означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.  
     Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.  
     Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные подходы к оценке качества подготовки учащихся и способы их реализации