Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Ведение ……………………………………………………………………. 3
Сведения из истории………………………………………..…................... 5
Сущность понятия……………………………………………………….... 8
Проблема качества образования как проблема контроля
и оценки образовательной деятельности…………………………………. 12
Методологические подходы и ведущие задачи управления качеством образования……………………………………………………………….. 15
Принципы контролирования успеваемости………………………………………… 17
Этапы проверки успеваемости…………………………………………………………….. 19
Виды, формы и организация контроля качества обучения………….... 22
Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения… 28
Рейтинговая система оценивания……………………………………….. 31
Поощрение и наказание как методы стимулирования……………………….. 36
Психолого-педагогические аспекты тестирования……………………. 41
Заключение……………………………………………………………….. 42
Список литературы………………………………………………………. 48
Педагогическое тестирование является сравнительно новым методом проверки результатов обучения, характеризующимся высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности каждого ученика.
По сравнению с традиционными видами контроля тестовый контроль более универсальный и обладает целым рядом преимуществ:
1. Возможность
контроля на всех этапах
2. Возможность
сочетания с традиционными
3. Индивидуальный характер контроля.
4. Единство требований ко всем испытуемым.
5. Возможность
ранжировки уровня учебных
6. Объективность контроля.
7. Эффективность
тестового контроля, позволяющего
проводить контроль любой
8. Охват всех разделов программы.
9. Учет
специфических особенностей
10. Стандартизированность
и возможность разработки
11. Высокая
прогностическая валидность
12. Высокая
содержательная валидность и
надежность тестового контроля,
позволяющая говорить о
13. Высокая
критериальная валидность
Если тестовая технология позволяет оценить уровень знаний умений и навыков, то оценить творческие способности обучающихся можно, например, с помощью портфолио, что особенно важно при предпрофильной и профильной подготовке. Оценивать качество подготовки обучающихся возможно только при непрерывном систематичном его изучении (отслеживание), чем призван заниматься мониторинг и что отличает его от традиционного контроля.
Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения.
В теории социального
управления мониторинг рассматривается
как механизм контроля и слежения
за качеством образования. В процессе
мониторинга выявляются тенденции
в развитии системы образования,
соотнесенные во времени, а также
последствия принимаемых
Мониторинг
затрагивает различные аспекты
жизнедеятельности
- анализ
целесообразности постановки
- работу
с кадрами и создание условий
для творческой работы
- организацию учебного процесса,
- сочетание
контроля с оказанием
-здоровье сберегающий подход в обучении и воспитании обучающихся.
Анализ известных трудов по проблемам организации мониторинга в системе образования позволяет сделать вывод о том, что главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга - в установлении причин и величины несоответствия результата целям. Кроме того, мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями. Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:
К показателям второй группы относят результаты учебных достижений и ценностной ориентации учащихся. Учебные достижения - это свойство, носителями которого являются как отдельные, так и целые массивы учащихся. Соответственно изучаются достижения, как отдельных учащихся, так и групп (класса, нескольких классов, школы, нескольких школ, всех учащихся и т.д.). При этом качество достижений одного учащегося соотносится с качеством достижений группы как часть с целым. Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что:
Информацию о реальных результатах обучения на разных уровнях можно получить через массовые обследования. Вопросам организации массовых обследований результатов обучения посвящены работы ученых АПН под руководством А.А.Кузнецова, МГПИ им.Ленина по руководством В.Н.Огорелкова в 80-е годы, в 90-е годы - коллективов под руководством А.В.Баранникова, А.Н.Майорова и др.
Инструментом массового обследования могут служить массовые измерения уровня обученности, а непосредственным объектом измерения уровня обученности является деятельность учащихся, так как учебные достижения проявляются опосредованно, через деятельность по выполнению определенных заданий.
Мониторинг, как уже отмечалось выше, отличается от контроля и тем, что он проводится систематично, предполагает непрерывное изучение (отслеживание). Как сохранить интенсивный темп проверок, не нарушая привычный ритм работы учителей и учащихся, определяемый учебным планом? Прежде всего, необходимо установить "скользящий" график проведения внутри и внешкольного мониторинга. Нужно также определить частоту проверок исходя из объема содержания и характера учебного предмета. Проведение массового изучения качества обучения позволяет получить достоверную информацию о состоянии, проблемах и факторах, влияющих на результаты деятельности образовательных учреждений, педагогических коллективов, уровне управления качеством образования.
Внедрение
этой системы обусловлено необходимо
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно модульно-рейтинговой системе оценки знаний весь курс, или учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, выполнение домашних заданий, участие в олимпиадах и т.д.) учащийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может, проходит в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место ученика среди других по усвоению дисциплины. Изучение каждого модуля заканчивается контролем качества усвоения материала, и выставлением учащемуся оценки (балла). Итоговая оценка определяется суммой баллов, набранной учеником по итогам всех модулей.
В
модульно-рейтинговой системе
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки.
В
ней используется как пятибалльная
система оценок, так и рейтинговая
шкала учебной успешности. Балльная
система оценок соответствует пятибалльной
системе учебной успеваемости. Использование
традиционной пятибалльной системы
оценивания знаний, умений и навыков
учащихся основано на том, что выставление
оценок в аттестат, классный журнал
соответствует требованиям
В зависимости от уровня успеваемости выделяют следующие уровни успеваемости наивысший, высший, высокий, средний, низкий, крайне низкий, чрезвычайно низкий.
Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.
Выведенная итоговая рейтинговая оценка учебной успешности покажет преподавателю и учащемуся действительную картину состояния процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса обучения, прогнозировать результаты обучения, соотносить состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.
Поощрительные баллы могут так же даваться участие и победу в олимпиадах различного уровня, научно – практических конференциях, конкурсах, спортивных соревнованиях, творческих проектах.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Пример модульно-рейтинговой
таблицы оценки знаний учащихся
№ |
Проблемный модуль Максимальное количество баллов-…. |
Количество баллов(пример) |
УЧЕБНЫЕ БАЛЛЫ (+) | ||
1 |
Выполнение домашних заданий, учитывая уровень креативности. Составление презентаций, выполнение заданий на проверку домашнего задания. |
0-8 |
2 |
Учебно-познавательная активность на уроках; самостоятельно-индивидуальная работа (решение кроссвордов, тестов, диктанты; выполнение дополнительных заданий; доклады, сообщения; работа с учебной литературой) |
0-6 |
3 |
Итоговая контрольная работа |
0-16 |
4 |
Присутствие на уроках / качество оформления работ в тетрадях |
0-2 |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БАЛЛЫ (-) | ||
1 |
Пропуск урока (по неуважительной причине) |
3 |
2 |
Опоздание на урок (по неуважительной причине) |
1 |
3 |
Предупреждение за нарушение дисциплины на уроке |
2 |
4 |
Удаление с занятия |
5 |
Демократизация и
Модульно-рейтинговая система оценки предоставила ученикам возможность: работать самостоятельно, то есть ученики могут самостоятельно выбирать себе нагрузку (стимул для сильных учеников), получать помощь у учителя и одноклассников, уменьшает вероятность случайной оценки, так как ведется оценивание всех форм работы на протяжении изучения темы.
Информация о работе Основные подходы к оценке качества подготовки учащихся и способы их реализации