Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:32, курсовая работа
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Ведение ……………………………………………………………………. 3
Сведения из истории………………………………………..…................... 5
Сущность понятия……………………………………………………….... 8
Проблема качества образования как проблема контроля
и оценки образовательной деятельности…………………………………. 12
Методологические подходы и ведущие задачи управления качеством образования……………………………………………………………….. 15
Принципы контролирования успеваемости………………………………………… 17
Этапы проверки успеваемости…………………………………………………………….. 19
Виды, формы и организация контроля качества обучения………….... 22
Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения… 28
Рейтинговая система оценивания……………………………………….. 31
Поощрение и наказание как методы стимулирования……………………….. 36
Психолого-педагогические аспекты тестирования……………………. 41
Заключение……………………………………………………………….. 42
Список литературы………………………………………………………. 48
Диагностировать, контролировать,
проверять и оценивать знания,
умения учащихся нужно в той логической
последовательности, в какой проводится
их изучение.
Первым звеном в
системе проверки следует считать
предварительное выявление уровня знаний
обучаемых. Как правило, оно осуществляется
в начале учебного года, чтобы определить
знания учащихся важнейших (узловых) элементов
курса предшествующего учебного года.
Предварительная проверка сочетается
с так называемым компенсационным (реабилитационным)
обучением, направленным на устранение
пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка
возможна и уместна не только в начале
учебного года, но и в середине, когда начинается
изучение нового раздела (курса).
Вторым звеном проверки
знаний является их текущая проверка
в процессе усвоения каждой изучаемой
темы. Главная функция текущей проверки
- обучающая. Методы и формы такой проверки
могут быть различными, они зависят от
таких факторов, как содержание учебного
материала, его сложность, возраст и уровень
подготовки обучаемых, уровень и цели
обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки
знаний, умений является повторная
проверка, которая, как и текущая, должна
быть тематической. Параллельно с изучением
нового материала учащиеся повторяют
изученный ранее. Повторная проверка способствует
упрочению знаний, но не дает возможности
характеризовать динамику учебной работы,
диагностировать уровень прочности усвоения.
Надлежащий эффект такая проверка дает
лишь при сочетании ее с другими видами
и методами диагностирования.
Четвертое звено
в системе - периодическая проверка знаний,
умений обучаемых по целому разделу или
значительной теме курса. Цель такой проверки
- диагностирование качества усвоения
учащимися взаимосвязей между структурными
элементами учебного материала, изучавшимися
в разных частях курса. Главные функции
периодической проверки - систематизация
и обобщение.
Пятым звеном
в организации проверки является итоговая
проверка и учет знаний, умений обучаемых,
приобретенных ими на всех этапах дидактического
процесса. Итоговый учет успеваемости
проводится в конце каждой четверти и
по завершении учебного года.
Специальным видом является комплексная проверка.
С ее помощью диагностируется способность
обучаемых применять полученные при изучении
различных учебных предметов знания, умения
для решения практических задач (проблем).
Главная функция комплексной
проверки - диагностирование качества
реализации межпредметных связей, практическим
критерием комплексной проверки чаще
всего выступает способность обучаемых
объяснять явления, процессы, события,
опираясь на комплекс сведений, почерпнутых
из всех изученных предметов.
мониторинг - это непрерывные контролирующие
действия в системе "педагог - обучающийся",
позволяющие наблюдать (и корректировать
по мере необходимости) продвижение ученика
от незнания к знанию. Мониторинг - это
регулярное отслеживание качества усвоения
знаний и умений в учебном процессе.
Основой для оценивания успеваемости
учащегося являются итоги (результаты)
контроля. Учитываются при этом как
качественные, так и количественные показатели
работы учащихся. Количественные показатели
фиксируются преимущественно в баллах
или процентах, а качественные - в оценочных
суждениях типа "хорошо", "удовлетворительно"
и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается
определенный, заранее согласованный
(установленный) балл, показатель (например,
оценочному суждению "отлично" - балл
5).
Устные методы
контроля пригодны для непосредственного
общения учителя со школьниками на уроке
по конкретным изучаемым на данном занятии
вопросам. Они помогают учителю получить
некоторую информацию о текущем усвоении
учебного материала и осуществить необходимое
педагогическое воздействие, а учащимся
- подробнее и глубже разобраться в изучаемом
материале. Письменные работы
также могут использоваться для активизации
самого процесса обучения и помощи учителю
и учащимся в обнаружении наиболее слабых
мест в усвоении предмета.
Проблема соотношения устных и письменных
форм контроля разрешается в большинстве
случаев в пользу последних. Считается,
что, хотя устный контроль больше способствует
выработке быстрой реакции на вопросы,
развивает связную речь, он не обеспечивает
надлежащей объективности. Письменная
проверка, обеспечивая более высокую объективность,
кроме того, способствует развитию логического
мышления, целенаправленности: обучаемый
при письменном контроле более сосредоточен,
он глубже вникает в сущность вопроса,
обдумывает варианты решения и построения
ответа. Письменный контроль приучает
к точности, лаконичности, связности изложения
мыслей.
Оценивание как при устном опросе, так
и при контрольных работах является неточным,
как это уже было показано раньше. Основными
недостатками этих методов являются субъективность
оценок и невоспроизводимость (неповторимость)
результатов. Эти недостатки приводят
к тому, что учитель не всегда может получить
реальную и объективную картину учебного
процесса. Таким образом, для оценки качества
знаний эти методы контроля не годятся.
Виды, формы и организация контроля качества обучения.
Педагогический
контроль рассматривается в
Классификация
видов педагогического
- нулевой – контроль ЗУН, необходимый для изучения новой учебной дисциплины;
- входной
– контроль знаний и умений
обучаемых по предыдущим
- текущий
контроль – непрерывно
- рубежный
– контроль умений и знаний
обучаемый по окончании
- итоговый
– контроль ЗУН с целью
- отсроченный – контроль остаточных ЗУН спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.
Оценка результатов обучения осуществляется с помощью определенных методов контроля - способов, направленных на определение результативности образовательной деятельности обучающихся. Одним из основных методов оценивания является систематическое наблюдение за результатом обучения. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение ученика к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний, умений, навыков, способов деятельности.
Оценку результатов обучения осуществляют, применяя устные, письменные, практические методы контроля, экзамены и зачеты. К методам устного оценивания относятся: опрос учащихся, контрольное чтение карты, чертежа, технической или технологической документации и др. Основными методами письменного контроля являются диктанты, изложения, классные и домашние сочинения, рефераты, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений (с применением программированных средств), письменные задания творческого характера, решение заданий контрольно-измерительных материалов. Методы практического оценивания результатов обучения преследуют задачи проверки умений, навыков, способов деятельности обучающихся и применения усвоенных ими знаний. К таким методам относятся: решение экспериментальных задач по учебным предметам, постановка и проведение опытов, наблюдений, микроисследований, отдельные операции в школьных учебных мастерских, выполнение опытнической работы на пришкольных участках, а также методы графического контроля, помощью которых проверяется выполнение учащимися чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п.
В зависимости от специфики организационных форм различают оценивание фронтальное, групповое, индивидуальное, комбинированное и самоконтроль обучающихся.
Функции педагогического контроля:
- диагностическая
– контроль на выявление
- обучающая
– реализуется в процессе
- воспитывающая
– призвана формировать
- организующая
– заключается в его влиянии
на организацию учебного
- развивающая – контроль развивает память, мышление и др.
В теории и практике образования существуют следующие требования к организации контроля, оценивания учебных достижений учащихся.
Нередко в
психологической и особенно педагогической
литературе понятия «оценка» и «отметка»
отождествляются. Однако разграничение
данных понятий крайне важно для
более глубокого понимания
В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.
Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.
Функции оценки: диагностическая; ориентационная; стимулирующая и мотивирующая; социализирующая (регулятивная).
Оценочная деятельность педагога обычно осуществляется в форме отметки и в вербальной форме. Отметка, которую педагог ставит в журнал или ведомость, является официальной, выставляемой на основе специально разработанных критериев. Вербальные оценки не контролируются строгими показателями, но они должны быть гуманными, должны способствовать развитию учащихся. Самооценка ученика в основном ориентирована на отметки. Однако вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более эмоционально окрашены, более доходчивы для учащихся.
Контроль знаний является важнейшей стадией процесса обучения. Прежде чем приступить к рассмотрению современных средств оценивания результатов обучения, остановимся кратко на существующих количественных способах оценки знаний.
До
недавнего времени в нашей
стране единственной системой оценки
знаний была четырехбалльная: 2-неудовлетворительно,
3-удовлетворительно, 4-хорошо и 5-отлично.
Недостатком этой системы является
узость ее рамок для положительного
результата оценки знаний, поскольку
используются всего три варианта,
т.е. 3, 4 и 5. В этой связи преподавателями
часто применялись такие
К
современным средствам
Информация о работе Основные подходы к оценке качества подготовки учащихся и способы их реализации