Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.90 Кб (Скачать файл)

Единой, строго обязательной формы  тематического планирования нет. Мастер вправе сам определить структуру  и содержание перспективно-тематического  планирования. При этом можно широко использовать существующие в учебных  заведениях паспорта учебно-методического  обеспечения производственного  обучения, в которых учтено наименование, характеристика и количество имеющихся  в наличии учебной и учебно-методической документации, литературы и пособий, дидактических средств обучения и т.п.

Составление тематического плана - сложная и ответственная работа. Понятно, что молодому мастеру будет  полезно воспользоваться существующим опытом, тем более что составленный перспективно-тематический план не исключает  систематической работы по его улучшению  и совершенствованию. Независимо от формы плана при перспективном  планировании необходимо учитывать  ряд методологических моментов. Назовем  их.

  1. Учебная программа для конкретной группы распределяется по темам, подтемам (разделам), которые, в свою очередь, соотносятся с конкретными занятиями. Это несложно сделать, так как в программе указаны часы, а при известном количестве занятий в неделю происходит четкое распределение по месяцам и полугодиям. При планировании необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т. е. должна быть целостная система. Тема занятий определяется для каждого конкретного урока. Она объемлет основные вопросы, подлежащие изучению, или трудовые приемы, которые предстоит освоить.
  2. В соответствии с программой определяется круг теоретических сведений (технологических вопросов), которые следует закрепить на практике. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используемого оборудования и приспособлений, особенностях наладки инструментов и т.д. Возможно, мастер сочтет целесообразным включить ознакомление учащихся с новаторскими инструментами или приемами - это его право. Важно лишь, чтобы они относительно равномерно распределялись по занятиям, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые мастер планирует преподать в процессе обучения. При перспективной подготовке мастера к занятиям   представляется   возможным   наметить   и   определить,   какими   средствами

наглядности и ТСО он располагает  для иллюстрации своих инструктажей. При необходимости может быть запланировано изготовление или  приобретение недостающих таблиц, плакатов, кодограмм, диафильмов и справочной литературы.

3. Наиболее существенным при  перспективном планировании является  определение круга практических  действий учащихся в процессе  упражнений или самостоятельной  работы. Центральным моментом здесь  является выбор из перечней  учебных работ конкретного изделия,  запланированного к изготовлению  учащимися на данном занятии.  От намеченного объекта труда  в схеме перспективного планирования  лучами расходятся взаимосвязанные  вопросы: сортамент материала  заготовки, расход на единицу,  расход на группу (или группы), потребность в инструментах общего  пользования. Здесь же можно  наметить степень технологического  обеспечения каждого занятия.

Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и  т.п.). Во всяком случае если мастер заблаговременно знает, какое изделие будут выполнять учащиеся, то он имеет долгосрочную возможность изготовить эталонный образец, необходимый для показа на занятии, подготовить требуемую техническую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.

Выбор варианта диктуется лишь одним  обстоятельством - удобством для  использования в работе.

Перспективное планирование в значительной степени облегчает работу мастера при подготовке к очередному занятию. Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче мастеру составлять поурочное. Это обстоятельство известно всем опытным педагогам, так как многократно подтверждалось практикой.

Содержание  перечней учебно-производственных работ

Будущая работа учащихся по специальности  на производстве всегда связана с  огромным разнообразием деталей (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяют только общее  содержание и объем учебного материала  по каждой теме, но не устанавливают  выполняемые при ее отработке  учебно-производственные работы. Следовательно, мастер должен запланировать, на каких  изделиях будут формироваться профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные  программой производственного обучения.

С этой целью и разрабатывается (под непосредственным руководством старшего мастера и с привлечением других мастеров данной специальности) перечень учебно-производственных работ  для подготовки рабочих по конкретной профессии. При его составлении  необходимо учесть ряд условий, соблюдение которых благотворно отразится  на качестве обучения. Эти учебные  требования многократно проверены  практикой и заключаются в  следующем.

  1. Изготовление деталей (изделий) должно включать приемы, предусмотренные изучаемыми темами, желательно комплексно объединенные, чтобы при их отработке решались учебные задачи. Напротив, при подборе работ для изучения операций надо обращать внимание, чтобы применялась только данная операция как единственная или преобладающая.
  2. Изделия должны обеспечивать постепенный переход от простых к сложным, с тем, чтобы их посильность давала возможность учащимся преодолевать возрастающие трудности, не теряя уверенности в своих силах.
  3. Максимальная часть изделий должна иметь производственную ценность. Для обучающегося совсем не безразлично, делается»бросовая» деталь или идущая на сборку выпускаемой продукции с известным экономическим эффектом.
  4. Подбор работ (в том числе и их вес) должен соответствовать физическим возможностям учащихся, а их технологическое содержание учитывать объем изученных на данный период технических знаний.
  5. Однообразная работа в течение длительного времени угнетающе действует на психику, устойчивость внимания, настроение учащегося.
  6. Желательно, чтобы перечень был ориентирован на выпускаемую учебным заведением продукцию. В этом случае объекты труда могут быть постоянными на длительный период, что благотворно для организации производственного обучения.
  7. Комплексные работы должны составляться из деталей, охватывающих все (или большинство) изученных до этого операций. Они должны выявить уровень усвоения учащимся практических умений. Продуманно составленный перечень оказывает в дальнейшем помощь мастеру, помогая дифференцированно подбирать учебно-производственные работы, легко производить замены одних изделий другими, варьируя степень технологической сложности. Если училище занимается производственной деятельностью, выпуская готовую продукцию в виде сложных изделий, составление перечня работ осуществляется без проблем. У мастера всегда есть достаточно широкий выбор деталей для тренировочных упражнений, для операционных работ и для комплексной отработки необходимых умений и навыков. Обращаем внимание молодых мастеров на обязательность коллективной работы над перечнем и необходимость его утверждения заместителем директора по учебно-производственной работе.

При составлении перечней стоит  придерживаться нескольких проверенных  практикой правил:

  1. все детали перечней должны быть обеспечены чертежами в количестве, необходимом для полного состава группы;
  2. на все детали, которые предназначены для отработки первоначальных навыков работы, в распоряжении мастера производственного обучения должны быть технологические или инструкционные карты;
  3. перечень должен предусматривать, что по мере приобретения учащимися опыта детали из перечня должны усложняться, оставаясь вместе с тем в пределах разрядности работ, предусмотренных квалификационной характеристикой.

Перечень учебных работ в  период производственной практики на предприятии так же необходим, как  и перечень для работы в Мастерских.

При прохождении практики перечень может видоизменяться с учетом специфики  конкретного производства. Учебные  работы выбирают исключительно из номенклатуры предприятия, а основной задачей  мастера при этом является максимальное приближение подобранных работ  к темам (разделам) учебной программы  по изучаемой специальности, а также  учет разумного предела сложности.

Подбор предусмотренных в перечнях учебных работ, рабочих мест и  объектов, как при обучении в мастерских, так и непосредственно на производственной практике, должен обеспечивать постепенный, планомерный и постоянный рост личного  мастерства учащихся, достижение ими  установленных норм выработки.

Запланированные объекты труда  должны побуждать учащихся к овладению  производственными приемами работы, развивать стремление к применению современной техники и технологии, изучению передового опыта новаторов.

Составление планов производственного обучения группы

На каждый месяц мастер группы разрабатывает  план производственного обучения, которым  и руководствуется на занятиях в  этот период времени. В зависимости  от конкретной ситуации иногда такой  план может подготавливаться и на более длительный период. В нем  учитываются темы учебной программы, для прохождения которых из перечней отбираются строго конкретные детали (изделия).

Во многих учебных заведениях используются подробные планы производственного обучения группы на месяц, в которых указывается время на изучение каждой темы, количество работ, выполняемых каждым учащимся, т. е. создается единый документ по планированию и учету выполнения работы. Такая форма может оказаться весьма удобной.

В последующих главах будет более  подробно рассказано о том, как при  составлении планов производственного  обучения следует рассчитывать время  на производственную и учебную деятельность.

Разработка  учебно-технологической документации

Учебно-технологическая документация — серьезный инструмент в руках  мастера, позволяющий достигать  успешного решения учебных задач. От ее применения (или, увы, от недостаточного внимания к систематичности и  ширине ее использования!) в значительной мере зависит формирование компетентности будущих специалистов.

К учебно-технологической документации относят:

  1. чертежи на изготовляемые изделия с техническими требованиями;
  2. средства   письменного   инструктирования   -   инструкционные   (вариант   -операционные)   и   инструкционно-технологические   карты,   а также   различного   рода инструктивные памятки.

Прежде всего следует рекомендовать  мастеру с самых первых занятий, в зависимости от специфики изучаемой  специальности, проводить практические занятия исключительно по чертежам, кинематическим и.электрическим монтажным схемам и т.п., сделав это незыблемым правилом. Ведь на современном производстве иначе не мыслится, следовательно, чем раньше учащиеся примут такой порядок вещей за норму, тем эффективнее пойдет обучение. Не важно, если какое-либо условное обозначение на чертеже еще не изучалось на теоретическом занятии - учащийся лишний раз убедится в важности овладевать такими знаниями.

В чертежах должны присутствовать полные технические требования. Привычка к  упрощенным учебным чертежам может  создать у учащихся серьезные  проблемы, когда они без должной  подготовки перейдут к производственным чертежам, не уделят достаточно внимания техническим указаниям, существенно влияющим на весь процесс изготовления.

Особое значение в учебном процессе отводится письменному инструктированию. Будем реалистами: самый добросовестный и опытный мастер не в состоянии  досконально уследить за всем, что  делают его ученики. Поэтому так  важно наличие перед глазами  обучаемого инструкционной карты, четко, однозначно показывающей, какой взять инструмент, какой установить режим, что сделать в первую очередь, что - потом и т.д., как проверить правильность своих действий. С помощью инструкционных карт учащиеся многое понимают и без объяснений наставника.

Поясним специально, чтобы не допустить  в дальнейшем ошибочных толкований: технологическая и инструкционная карты построены по общей схеме, отражающей последовательность действий, которые предстоит выполнить. Отличие  в одном: инструкционная карта должна иметь дополнительную графу - указания по самоконтролю, - которая позволяет  учащемуся самостоятельно проконтролировать  правильность своих действий. Работа по инструкционной карте приучает учащихся самостоятельно выполнять работы в определенной последовательности с применением необходимых инструментов, приспособлений, оборудования.

Следует предупредить молодых мастеров, что нельзя свести работу с инструкционными картами к их раздаче и последующему «свободному плаванию по ним» учащихся. Необходимо, особенно в первые периоды обучения, сочетать работу по письменной инструкции с ее устным разъяснением.

Молодой мастер должен иметь в виду, что при работе с документацией  такого рода следует учитывать индивидуальность учащегося и подходить к работе дифференцированно. Дело в том, что  для сильных учеников представления  о последовательности своих действий и их характере складываются уже  в процессе вводного инструктажа. Им достаточно беглого ознакомления с  инструкционной картой и последующим  согласованием своих действий с  указаниями по наиболее ответственным моментам. Иначе обстоит дело с относительно слабыми учащимися. Как правило, они упускают отдельные фрагменты, а цельной картины по четкому соблюдению алгоритма собственных действий у них может не сложиться. Они, несомненно, вынуждены обращаться к карте как важному помощнику. Мастеру следует учитывать, что недостаточность или зыбкость знаний таких учеников может явиться причиной непонимания ими указаний карты.

Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения