Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.90 Кб (Скачать файл)

Исследовательский метод применяется, как правило, в том случае, когда обучающиеся уже научены приемам интеллектуальной деятельности, знакомы с содержанием теоретического материала и сталкивались с проблемой на производственном обучении. Учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучаю] литературу по конкретной проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Следует еще раз подчеркнуть  важное обстоятельство: выбор конкретных методов (а более правильно - их сочетаний) должен быть обусловлен целями данного  урока, особенностями содержания темы, возможностями преподавателя и  уровнем развития группы, да и самими условиями обучения. Мастер должен понимать, что система методов  производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники и характера труда.

В профессиональном обучении методы могут быть конкретизированы по трем технологическим группам: словесные, наглядные и практические

Каждая из названных групп имеет  свои функциональные отличия и характерную  дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанные практикой  рекомендации но особенностям методики их применения в профессиональном обучении. Для определения рациональности их сочетания необходимо знать дидактические особенности каждой группы и методические аспекты их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы передачи и усвоения учебной  информации, их характеристика

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего следует отметить богатство содержания, которое можно передать живой речью. Преподаватель (мастер) рассказывая учащимся о достаточно сложных технических понятиях, может использовать весьма доступные, яркие образы и аналогии.

Применение словесных методов  предполагает соблюдение ряда непременных  условий:

  1. Дикция, темп и четкость речи очень важны для восприятия учащимися материала.
  2. Необходимо избегать местных диалектов и макаронизма (так называют шуточное пересыпание речи иностранный словами)
  3. Очень важно уяснить, что пользоваться словесными методами надо дозирован но.

4. Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности. 
Теперь рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

Рассказ это метод логически  последовательного сообщения, построенный  по продуманному плану. Применяется  при относительно длительном изложении  мастером учебного материала. Восприятие рассказа зависит главным образом  от того, насколько слова, используемые педагогом, понятны для учащихся. Эффективность рассказа возрастает, если он сопровождается демонстрацией  плакатов, инструментов, образцов производственных материалов и т.д.

В производственном обучении гораздо  чаше используют разновидность рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией конструкции машин, механизмов или хода технологического процесса. Довольно часто в производственном обучении рассказ и объяснение объединяются, причем объяснять или разъяснять мастеру приходится больше, чем рассказывать. Объяснение широко используется во время вводного и текущего инструктажей при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т.н.

В теоретическом обучении (особенно на старших курсах) применяют лекцию. Как и рассказ, лекция воздействует на воображение и чувства, стимулирует  конкретно-образное мышление, но характерна более строгим отбором и систематизацией излагаемою материала. Структура лекции в большей степени, чем структура рассказа, подчинена требованиям логики.

Рассказ, объяснение и лекция относятся  к числу так называемых монологических методов обучения (от греч. monos — один), при которых доминируют исполнительская. часто пассивная, или репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание. запоминание, выполнение действий по отбору и т. п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимый для педагога поток информации об усвоении учащимися знаний, формировании у них умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа, Беседой называется такой словесный метод, при котором мастер, используя имеющиеся у учащихся знания и опыт, с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала. осуществляет повторение и проверку пройденного. От предыдущих методов беседа отличается тем. что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению, активизирует их интеллектуальную деятельность, фокусирует их внимание, развивает речь. Однако следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она требует более основательной подготовки со стороны педагога.

Вопросы, задаваемые во время беседы; должны отличаться краткой, ясной логически четкой и доступной формулировкой. Нельзя задавать расплывчатых вопросов, на которые можно дать несколько ответов. Сложные вопросы следует расчленять на несколько более простых. Каждый задаваемый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и всей темой в целом.

К числу наиболее типичных постановок вопросов можно отнести следующие:

  1.    вопросы, оживляющие в памяти учащихся прежние знания  и   практический опыт
  2. вопросы, предназначенные для формирования понятий, установления связей между фактами, явлениями и процессами
  3. вопросы, направленные на практическое применение.

Обычно беседа проводится с применением  технической и справочной литературы, технических средств обучения, которые  фрагментарно иллюстрируют обсуждаемые  вопросы.

Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопросов. Такая беседа, в отличие от сообщающей и воспроизводящей, называется эвристической. Она способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу учащихся.

Самостоятельная работа учащихся с  технической и учебной литературой  также является методом обучения, основанным на слове. Это одно из важнейших  средств как познания, так и закрепления знаний. Справочная литература - один из основных источников информации в производственном обучении. При обучении по программированным текстам работа с книгой является также эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования. При этом пало стремиться научить своих воспитанников целенаправленному поиску нужных публикаций, умению работать со специальной литературой.  А стало быть  - научить пользоваться  библиотечными каталогами, библиографическими       указателями,       общими       и       специальными энциклопедиями.

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической  документацией и применяется  в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточных  знаний, умений и навыков в новой  для себя области. Главное отличие  письменной инструкции заключается  в специально подготовленной графе  самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Это воспитывает внимательность, понимание важности соблюдения технологической дисциплины, подводит к умению самостоятельно определить последовательность выполнения работы, выбора необходимых для мою принадлежностей. Вместе с тем следует учитывать, что письменное инструктирование может приучать к действиям по шаблону, поэтому в последующем целесообразно использование инструкционной документации с неполными данными, отсутствие которых должен восполнить сам обучаемый.

В техническом плане словесные  методы обучения обогащают использование  аудио- и видеозаписей. Фрагменты  радио- и телепередач по истории  науки и техники, о достижениях  современных технологий, выступлениями  ученых и производственников могут  стать ярким и актуальным материалом при изучении специальности.

Повторим: для проведения конкретного  занятия мастер должен подобран, словесные методы, оптимальные для данного материала, аудитории, учитывая и уровень своего владения тем или иным методом.

В практике профессионального обучения одно из самых важных мест занимают наглядные методы. Так в методологии  принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков.

При демонстрации (показе) производственных процессов у учащихся формируется  эталон трудовых действий, которому они  подражают и с которым сравнивают свои действия. Опыт убеждает, что показ  как метод производственного  обучения способствует созданию у обучаемых  четкого образа выполнения отдельных  элементов технологических действий (трудового движения, действия, приема, операции). Применение данного метода является воплощением принципа наглядности  в производственном обучении.

В процессе показа мастер сообщает учащимся о том. что он намерен показать: объясняет каждое свое движение и действие; подчеркивает его назначение: сопровождает показ демонстрацией при необходимости соответствующих плакатов и других наглядных пособий.

Демонстрация относится к числу  методов, имеющих особую ценность для  учебного процесса, по ее эффективность  во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

1. нужно информировать учащихся, что они будут наблюдать и с какой целью: что из показанного они должны будут повторить;

2.наблюдение должно быть организовано так. чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет:

3.демонстрация должна позволить  учащимся воспринимать предмет  по возможности разными органами  чувств, а не только с помощью  зрения (например, ощутить шероховатость  поверхности);

4. в ходе показа нужно стараться,  чтобы важнейшие особенности  предметов производили на учащихся  наиболее сильное впечатление;

5. наблюдение должно позволить учащимся познавать предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую  примерную методику:

  1. показ трудового процесса в рабочем темпе;
  2. показ его в замедленном темпе:
  3. показ  в замедленном темпе  с  остановками  после  каждого  приема,  а  при необходимости - изолированный показ отдельных сложных движений;
  4. заключительный показ трудового промесса в рабочем ритме;
  5. проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Самостоятельные наблюдения учащихся могут быть применены как метод  производственного обучения для  уяснения хода технологического процесса, режимов работы, действия машин, аппаратуры и т. п. в условиях реального производства. Для получения требуемых результатов наблюдений обязательна соответствующая подготовка обучаемых к ним: надо научить наблюдать, развить определенные умения в фиксации и осмыслении наблюдений.

Если наблюдения проводятся в естественных производственных условиях или в  условиях правильно организованного  опыта, им должна предшествовать следующая  подготовка:

1. сообщение цели и порядка наблюдений:

2. выделение основных моментов, которые учащиеся должны усвоить: 

3. предупреждение   о   возможных   трудностях    наблюдения,   которые   могут возникнуть;

4. перечисление   вопросов,   на   которые   при   подведении   итогов   наблюдения должны  быть подготовлены ответы;

5. форма, в которой должны  быть отражены итоги наблюдений.

Завершать наблюдения может групповая  беседа.

Практические методы различаются  методикой их применения в зависимости  от этапа обучения и в значительной степени от подготовки обучаемых.

Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:

  1. применение различных технических устройств (тренажеров):
  2. использование инструкционных карт: самостоятельный разбор чертежей;
  3. подбор режимов работы:
  4. самостоятельное пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами;
  5. личный контроль качества (проверка) готовой продукции.

Практические   методы   на   занятиях   профессионального   обучения   охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то. что преобладает применение   знаний    в   решении    производственных   задач,   учения)   в   ходе   занятий использует самые разнообразные методы.

Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков.

 Отдельную специфическую группу  составляют методы проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Внимательный взгляд педагога, его  опыт и интуиция почти безошибочно  могут определить, уяснил ли ученик материал, сможет ли он реализовать  свои знания на практике. Такие текущие  наблюдения позволяют правильно  оценить и при необходимости  скорректировать, пополнить уровень  необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом такого контроля является его систематичность. Из урока в  урок мастер может анализировать  рост или замедление интеллектуальной активности и профессионального  мастерства каждого, дифференцированно  воздействовать на развитие будущего специалиста. От того, насколько объективно отслеживаются действительно достигнутые  показатели качества производственного  обучения, в значительной степени  зависит успех совместной работы наставника и учащегося.

Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения