Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего педагога Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. По выбрать профессию, и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.
Целью курсовой работы является изучение сущности профессионально-педагогической культуры и деятельности преподавателя, рассмотрение основ педагогического мастерства, мастера профессионального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 163.90 Кб (Скачать файл)

Чтобы молодые педагоги не воспринимали урок как нечто застывшее, не подлежащее изменению, сделаем оговорку.

Структуру урока должны определять не факторы формального характера, а цели, содержание изучаемого материала, дидактические задачи, а также  используемые методы и средства обучения. Конечно, только опыт и знание конкретной обучаемой группы (класса) поможет  молодому педагогу сделать правильный выбор и правильно распределить время на каждом этапе урока.

Процесс обучения слишком сложен, чтобы можно было связывать его  лишь со структурой. Вот почему не следует  относиться к ней как к чему-то закостеневшему. Только преподаватель  производит выбор и реализацию принятой структуры урока, принимает решения  по варьированию всех его звеньев  и продолжительности этапов.

Классификацию уроков производственного  обучения можно представить по следующим  типам:

  1. вводный урок - занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);
  2. урок по изучению трудовых приемов и операций - занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

3.  урок по выполнению комплексных  работ - занятия, на которых  при выполнении простых или  сложных работ комплексного характера  формируются, закрепляются и совершенствуются  умения, характерные для профессии;

4.  урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся - контрольно-проверочный.

В педагогической и методической литературе встречаются и другие определения: объяснительный урок, учетно-повторительный, обобщающе-повторительный и т.д.

Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует  приведенный ниже целый арсенал  видов уроков:

  1. урок-конкурс профессионального мастерства;
  1. урок-зачет;
  1. урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);
  2. семинар производственного обучения;
  1. производственная конференция;
  1. производственная экскурсия;
  2. урок инструктирования;
  3. урок - праздник первой детали;
  4. урок с участием новаторов производства;
  5. урок изобретательства и рационализации;
  6. урок-аукцион ученических изделий;
  7. урок-отчет;
  8. урок «деловая игра» и т.д.

Структура занятия по производственному  обучению.

 В ходе урока производственного обучения осуществляются сразу все учебные функции, но доминирует одна, например, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер - например, проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. Поэтому и структурно, и по продолжительности отдельных этапов уроки производственного обучения разнятся. Тем не менее каждый из них содержит общие элементы.

Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологическую  подготовку к занятиям. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение мастера всегда передается учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой психологического комфорта и ее создание - важный момент этой части занятия.

На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение  по рабочим местам (при необходимости), раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный  график почему-то нарушается). Если мастер сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности  хода настоящего занятия или концентрирует  внимание учащихся на задачах, которые  необходимо решить. Этот этап урока  обычно занимает 5-10 мин (ориентировочно).

Второй этап - по усмотрению мастера - может быть, а может и отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знаний. Формы могут быть различными - это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания, и диалог во время последующего объяснения учебного материала.

Третий этап урока - обязательный на каждом занятии - вводный инструктаж. Он предваряет практическую часть урока  и носит самый разнообразный  характер в зависимости от темы занятия.

Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и  квалифицированный показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить  учащиеся.

На уроках самостоятельного изготовления учебно-производственных изделий вводный  инструктаж включает сообщение о  назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ   применяемых   инструментов   и   приспособлений,   демонстрацию   необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках.

При обучении профессиям эксплуатационного  характера на вводном инструктаже  демонстрируются аппараты или механизмы, объясняется их устройство, работа и взаимодействие узлов, обращается внимание на эксплуатационные особенности  и т.д.

Мастер на вводном инструктаже  приводит типичные ошибки, обычно характерные  при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.

Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.

Мастер вправе не планировать на этом этапе урока опрос - как понят  учащимися объясняемый технологический  материал. Закрепление такого материала  может осуществляться и в самом  процессе работы (упражнений) учащихся.

Серьезным недостатком, встречающимся  у молодых мастеров, является изложение  на вводном инструктаже теоретического материала. Следует предметно показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя  специальной технологии.

Следующий этап урока производственного  обучения - практические работы учащихся, которые могут носить характер самый  разнообразный - упражнений и самостоятельной  работы, лабораторно-практических работ  и игры учебно-производственного  характера.

Этот этап совпадает с текущим  инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный  контроль понимания учащимися нового материала. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются  с четко намеченными целями. Таковыми могут быть:

1.     проверка организации рабочих мест учащихся;

2. контроль соблюдения безопасных приемов труда;

3.  соблюдение     технологической     последовательности     обработки     учебно-производственных изделий;

4.  межоперационный контроль  качества и соблюдения технических  требований;

5. приемка и оценка выполненных работ.

Целевые обходы могут носить и другой характер, но последний из названных  нами дает мастеру материал для последующего подведения итогов.

Текущий инструктаж может  быть индивидуальным, групповым или  фронтальным и диктуется необходимостью.

Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых приемов или  операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует  делать. Если же имеет место небрежное  отношение к оборудованию или  оснастке, нерациональное использование  рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж может носить характер строгого внушения. Как поступать в каждом конкретном случае, должны подсказать здравый смысл и знание мастером производственного обучения основ  психологии.

Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:

  1. подведение итогов выполнения учебных задач;
  2. разбор допущенных ошибок и выявление их причин;

3. анализ   выполнения   правил   техники   безопасности   или   технологической дисциплины (при необходимости);

4.   сообщение результатов работы каждого;

5. объявление,  что  необходимо  проработать дома (повторить  к  следующему занятию).

Вместе с тем имеется ряд  моментов заключительного этапа  урока, на которые молодой мастер должен обратить особое внимание.

1. Подведение итогов и оценка  работы каждого ученика требуют  глубокого психологического  проникновения   в  индивидуальность.   Умение  вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и труда.

  1. При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся, создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в разнообразных ситуациях (в том числе и новых).
  2. Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что наставник объективен в оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, создается доверие и здоровый психологический климат, доверительность в отношениях.

Необходимо отметить: чем разнообразнее  используемые построения уроков производственного  обучения, чем меньше шаблона и  однообразия в их проведении, тем  выше эффект совместной работы мастера  и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного  продуктивнее для обеих сторон.

Специальные формы уроков производственного  обучения и методические особенности  их проведения

В практике производственного обучения широко применяются и специальные  формы занятий. К таковым могут  быть отнесены:

  1. упражнения на тренажерах;
  2. лабораторно-практические работы;
  3. деловые игры;
  4. экскурсии и др.

Мы выделили их в отдельную группу не из-за специфичности этого рода учебной деятельности, а вследствие необходимости учета методических особенностей при подготовке мастера  к их проведению.

Работа на тренажерах проводится в виде упражнений и может предназначаться  для достижения следующих целей:

  1. формирование первоначальных навыков (преимущественно двигательных) для достижения точности и уверенности действий;
  2. отработка алгоритмов профессиональной деятельности;
  3. предварительная подготовка к работе на сложном оборудовании.

Тренажер    -    техническое    средство    обучения,    позволяющее    имитировать  производственные     условия     в     учебно-производственном     процессе.     Тренажеры используются как вспомогательные учебные  технические средства в случаях  поиска неисправностей для их устранения в работе различных приборов, устройств и аппаратуры. Несомненным   достоинством   этой   формы   обучения   является    возможность многократно   моделировать   ситуации   до   полного   устранения   ошибок   в   действиях учащихся.

Методика работы на тренажерах должна предусматривать систематичность (определенная ситуация моделируется для конкретных действий), обеспеченность обучаемых  четкими, однозначно понимаемыми инструкциями.

Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной  программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим  и производственным обучением, в  усвоении на основе самостоятельных  наблюдений и анализа различных  закономерностей и связей технологического процесса, в систематизации выводов  по результатам эксперимента.

Лабораторно-практические работы могут  охватывать:

1. изучение способов пользования контрольно-измерительными инструментами и приборами;

2. наблюдение и анализ взаимодействия узлов машин и механизмов, описание устройства и работы приборов, аппаратов и т.п.;

3. диагностику неисправностей, настройку  и регулировку аппаратуры;

  1. определение свойств материалов, оценку шероховатости поверхности, геометрии режущих инструментов и т. п.

Отличаясь значительной дидактической  ценностью, лабораторно-практические занятия по отдельным темам программы  требуют определенной подготовительной работы. Мастер подготавливает содержательную и материальную часть работы, продумывает форму отчета по ней.

Информация о работе Основы педагогического мастерства мастера профессионального обучения